Дубы и апельсинки
Однажды весной, лет пятнадцать назад, мы с женой нашли под огромным дубом проросшие жёлуди. Глядя на эти мощные ростки, на их пропадающий неимоверный потенциал, захотелось вмешаться в природу. У нас возле дачного дорога, а за ней кусты и несколько деревьев. Вот там и посадили рядком три дубочка. Теперь они уже большие, окрепшие, не пропадут. Посторонний человек, глядя на них, не поверит участка местная, что все они одногодки. Получилось так, что один дуб растёт с краю, другие деревья ему не мешают. Второй - чуть в глубине посадки и за первым, если смотреть от солнца, когда оно на юге. А третий и вовсе в тени деревьев и за двумя другими своими братьями. У первого ствол в диаметре уже больше пяди, у второго в два раза меньше, а у третьего и вершка не будет. Высота дубов тоже говорит не в пользу их кровного родства. Посмотришь на них и усомнишься мудрости про осинки и апельсинки. Как вы догадались, всё дело в условиях: первому хватало и солнца, и света, и тепла. Второй был изрядно обделён всем этим, а третий, как говорится, и света белого не видел.
Вспоминаю школу с безмерной благодарностью всем своим учителям. Все они были профессионалы с большой буквы. Более въедливые из них имели привычку сажать отстающих учеников на первые парты – так и дисциплина покрепче, и воздействия на прилежание близь сидящих всегда значительнее. У таких педагогов успеваемость класса по предмету выравнивалась. А те, кто не пользовался этим приёмом, пожинали плоды пагубного эффекта «камчатки» – даже твёрдые троечники могли скатиться до безнадёжных неучей.
О чём это я? Да! Вспомнил! Про устный счёт. Известная картина Богданова-Бельского. Полное её название: «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского». Для меня удивительность этой картины не в том, как художник искусно изобразил каждого из учеников, всем своим видом и эмоциональностью выражающих особенности своей натуры при сильнейшем умственном напряжении. И даже не в том, что решение задачи, изображённой на доске, имеет простое решение с помощью закономерностей последовательности Рачинского. Об этом уже много сказано. Меня поражает то, как учитель смог заразить весь класс работой над заданием. На картине каждый ученик учится мыслить, а это самое ценное в образовании. Совсем не важно, запомнит он какую-нибудь формулу или закон природы, важно чтобы он умел думать, строить логические цепочки, ориентироваться в потоке информации, анализировать и делать выводы. Мозг должен действовать и этим развивать себя, а не отмирать как рудимент.
Сам художник учился в школе Рачинского. Возможно, он даже изображён одним из этих учеников. Один из мальчиков уже говорит на ухо ответ учителю, а другой, стоящий у доски, пытается подслушать. Возможно, это Тит Никонов. Учителя не находили в нём должного прилежания, он всегда хотел побыстрее закончить упражнение - усердие было не его уделом. Но тем не менее, принцип тренировки интеллекта и приучения к трудолюбию, насаждаемый учителем, дал свои плоды – Тит с двумя другими учениками (опять три) был определён в Троице-Сергиевскую лавру на обучение иконописи, и впоследствии стал художником.
Дубы теперь большие, уже не пересадишь. А мог бы каждый из них быть таким же, как и первый.
Свидетельство о публикации №222112901666