Кандидат первоклассных наук
Весь класс тянет руки вверх.
- Верочка, - поднимает она девочку с первой парты. – Сколько будет?
- Два, - отвечает та.
- Молодец. А теперь, если к двойке прибавить один, Сашенька, - поднимает она мальчика со второй парты.
- Три, - отвечает тот.
- Умница! – хвалит его Марья Ивановна. – А теперь давайте посложнее пример вам задам, - и пишет на доске: три плюс три. – И смотрит на класс.
Не поднимает руку только Вова.
- Вовочка, а ты не знаешь сколько будет? – спрашивает она у мальчика.
Вова поднимается и говорит:
- Да как вам сказать, Марья Ивановна. Если стандартно подходить к этому вопросу, то будет шесть.
- А если нестандартно? – заинтересовалась учительница.
- То, двенадцать.
- Как так? – удивилась учительница.
- Марья Ивановна, а очень просто. Вот смотрите. У нас первое число – три, уже есть. Так?
- Да, Вовочка.
- А теперь, чтобы посчитать сколько будет, если прибавить к нему три, так давайте его разложим на три части, чтобы нам было легче считать. Вот смотрите, три состоит из трех единиц. Так?
- Да, - соглашается с ним учитель.
- Так вот, первая один – это один?
- Да.
- И сколько будет если один и один сложить? – мальчик поднял вверх большой палец.
- Два, - кивает головой Марья Ивановна.
- А два плюс один? – к поднятому большому пальцу он прибавил указательный палец.
- Три.
- Вот, - и мальчик раскрыл всю ладонь. – Так сколько будет если сложить два и три?
- Пять, - тихо сказала Марья Ивановна.
- Но у нас еще осталась однерка, так?
Марья Ивановна в ответ кивнула головой.
- Так, это три, получается. Да? Теперь прибавим ее к трем, сколько будет?
- Четыре.
- Так вот, Марья Ивановна, а теперь давайте их сложим: два и три.
- Пять, - чуть громче прошептала учительница.
- А к ней еще прибавим четыре.
- Девять.
- Вот, а в примере первой какая была цифра? – спрашивает у нее Вовочка.
- Три.
- И, - смотрит он на Марью Ивановну с улыбкой, - к трем прибавим девять.
- Двенадцать.
- Так сколько будет три плюс три? – на лице Вовочки появился вопросительный взгляд.
- Двенадцать, - сказала учительница и после знака равно написала эту цифру.
- Так вот, Марья Ивановна, если подходить к решению любого вопроса нестандартно, то получается, что?
- Двенадцать.
- Нет, нет, - замахал рукой Вовочка. – Марья Ивановна, получается не аксиома, а – тео… - и смотрит на учительницу.
- …Рема, - добавляет она. - Теорема.
- А ее здесь можно допускать?
- Д-д-да, - с дрожащим голосом сказала Марья Ивановна. – У вас же, Вовочка, папа кандидат математических наук. И вы в него пошли.
- Вот в том-то и дело, Марья Ивановна. Не всегда можно аксиому превращать в теорему. Согласны?
Марья Ивановна пожала плечами.
- Так какой ответ должен быть в вашем примере: три плюс три?
- Д-д-венадцать, - снова тихо прошептала учительница.
- А вот и нет, Марья Ивановна. Мы какую ошибку сделали в этом примере? – И видя, что учительница обеими руками схватилась за голову и опустила глаза, он громко сказал. – В ту, что мы сложили действия с цифрами, разложенными на части. Так сколько должно получиться в стандарте?
- Девять, - подняла глаза на Вовочку Марья Ивановна.
- А почему?
- Вы же сказали, Вовочка, что от полученного результата отнять действия, а их цифра три. Значит, если мы отнимем от двенадцати три, то получим девять. Так? – с дрожью в голосе она смотрела на ученика. - Вы просто Гений, Вовочка. Вы просто кандидат арифметических наук.
- А я в каком классе учусь, Марья Ивановна?
- В первом.
- Так значит я кандидат каких наук?
- Первоклассных! Вы, Вовочка, кандидат первоклассных наук! – с гордостью Марья Ивановна подняла вверх обе руки. – Вы, просто Гений!
Свидетельство о публикации №223073101053