Рецензия на «Льюис Лессинг. Проза жизни» (Секретная Лаборатория)

На столь малый по объему текст приходится три "точки зрения"

Первая - Танька Лужикова: "Так образовалась щель. Сквозь неё-то Танька и видела..."; "Танька... за пальто захотела спрятаться. Потому что увидела..."; "Таньке казалось, что незакрытая дверь гардероба должна выглядеть подозрительно". То есть автор предоставляет нам возможность забраться в голову Таньки и узнать её желания и хотения..

Вторая - брат: "Юрка сразу понял, что отец пришёл с работы пьяный и злой. А значит, надо залезть в шкаф". "Юрка хотел её голос слышать". То есть автор предоставляет нам возможность забраться в голову Юрки.

Уже многовато. Но это было бы нормально, если бы при этом знали еще и мысли матери и отца. Но о них автор почему-то не сообщает.
То есть позицию детей он умножает на два, а позицию взрослых вообще прячет от читателей.

Дальше - третья точка зрения - "мы", вероятно, какие-то неизвестные читателю дети.
"А помешать боялись. Взрослые, потому что она пообещала спрыгнуть, а мы – потому что интересно было, долезет или нет".

Откуда они ("мы") все знают, неизвестно. Вероятно, из расказов Таньки и Юрки.Но тогда зачем нам уже открытые сознания Таньки и Юрки, ведь все их желания и хзотения мы можем узнать напрямую?

Это первый и главный, на мой взгляд, недостаток.
Автор в каждый момент для сообщения информации перепрыгивает в голову того героя, который подходит и с его точки зрения описывает мысли и события. При этом излагает эти мысли и рассказы как бы от лица рассказчика а не собственно от лица какого-то действующего лица. Поэтому
в рассказе возникает "каша" точек зрения, точек, из которых ведётся изложение.

Ну и еще.
Во всем рассказе - оин предмет одежды - отцовское зимнее пальто в гардеробе. остальные герои ходят обнаженными (в том числе и лазают по трубе).
Умолчу и о том, что и возраста ни один персонаж не имеет. Хотя бы примерного. 7 лет 10, или 15?

"отец разбил головой матери сервант..."
Сервант - это деревянный шкаф для посуды. Вероятно, речь идёт не о разбитом серванте, а о стекле в серванте?

"сама тоже чем-то накрылась"
Чем? Про другую тряпку сказано: отцовскогое старое пальто, а тут - чем-то накрылась? Почяему в одном случае рассказчик соощает информацию, а в другом - нет?

"И вот. Они просидели в гардеробе всю ночь. Юрка спал и сопел, а Танька не спала и слушала, как отец ходил по комнатам. Может, их искал, может, так просто. Мать не ходила и не кричала. Наверно, она уже... того... была. Хотя нет, потом сказали, что она утром умерла".

Это кто расказывает? Не Юрка, не Танька и не "мы", а кто-то четвертый?
Кто говорит "уже... того..." Тот же, кто через полстроки спокойно соощает "умерла" без всяких "того..."?

"Танька могла её спасти и не спасла".
Непонятно: Как Танька могла спасти мать, елси отец зходил по комнате, а дети от этого же отца и спрятались? Кто может обвинять Таньку в этом? Кто-то пятый?

"Правда, другие говорят, что она потерпевшая. Но это без разницы"
А кто эти другие? Какая-то шестая точка зрения? Кому без разницы?

"Юрку в сад отведёт и гуляет, пока бабка домой не загонит".
Почему это Танькина бабка, а не Юркина?


"Ну ладно. Мне пора. Все ждут суда"
Кто говорит "ну ладно"? Тот самый "мы", который "мы все"?
Мне пора. "Мы" меняется на "я"("мне"). Куда пора?
"Все ждут суда". Кому это известно, что все? Кто все? Вообще всё человечество? Или весь город? Зачем они его ждут? Что от него изменится? Дадут пять или семь? Или три или девять? Чего ждать?

Словом, автору желательно определить, от чьего лица велдется рассказ и по всему небольшоиу тексту указывать, откуда рассказчик берет информацию о Таньке, о Юрке, о "всех", а "мы", о возможности спасти и т.д.

Секретка   08.08.2007     Заявить о нарушении
Я благодарю. Но хотел бы пояснить. Повествование происходит от лица Танькиной подруги, которая узнала, что происходило с Танькой и ее братом, от нее самой. В том числе и о мыслях, которые посещали подругу в тот момент. В таком случае не снимаются ли сразу некоторые вопросы?

Льюис Лессинг   09.08.2007 00:58   Заявить о нарушении
Ситуация здесь изначально такая: "Я, подруга Таньки, со слов Таньки утверждаю, что Юрка слышал, как отец разбил головой матери сервант..."

Возникает вопрос: откуда Танька знает, что Юрка слышал именно как отец разбил головой матери сервант? Юрка мог слышщать только звук глухого удара и звон стекла, он не мог слышать, "как отец разбил головой матери сервант", это могла увидеть только Танька. Значит, Танька могла это только додумать за Юрку. Или расспросить его. В любом случае, это не факт, это домысел или позднейшая реконструкция.
У Вас же всё излагается как некая самоочевидность: Юрка слышал, как отец...


Я понятно объясняю?
Вам, вероятно, кажется, что созлав фигуру "подруги Таньки" вы решили вопрос. Нет, Вы его лишь замяли, а противоречия, торчащие на каждом шагу, я и выявляю. Просто другие их не сумеют выявить и олбъяснить, они их почувствуют, а я пытаюсь их растолковать, поэтому получается многословно.

И еще раз: что это за подруга? В каком классе они учатся? Почему подруга ни разу не говорит, что она всё рассказывает со слов Таньки?
если это расказчица, то введите её в текст осознанно. И вы увидите, как слово за словом "поползет", как петля на чулке.
Надо будет объяснить, как познакомилась с Танькой, почему она именно ей всё это рассказала, почему про правую ногу рассказывала, а про левую - нет. Почему отец не искал детей до утра, ведь он, вероятно, протрезвел? Почему он не заметал следы преступления?

То есть как только Вы введете фигуру рассказчицы, то она долдна будет постоянно указыать, откуда она брала ту или иную информацию. Вот про трубу - она сама видела, здесь источник указан, а в остальных случаях?

Далее: если рассказчица все згнает сос лов Таньки, почему бы Таньке тогда и не быть рассказчицей? Фигура рассказчицы нудна для того, чтобы мы слышали ОЦЕНКИ сообщаемого Танькой и всеми остальными источниками информации, где она верит, где не верит, где вслух рассуждает.





Юрка от звона оглох. Юрка хотел её голос слышать. Поэтому он отодвинул пальто, чтоб посмотреть, почему не слышно матери. Но перед ним стояла Танька. И он шепнул ей: «Подвинься, я тоже хочу посмотреть».

Секретка   09.08.2007 01:19   Заявить о нарушении
Юрка от звона оглох. Юрка хотел её голос слышать. Поэтому он отодвинул пальто, чтоб посмотреть, почему не слышно матери. Но перед ним стояла Танька. И он шепнул ей: «Подвинься, я тоже хочу посмотреть».


Непонятно: Юрка хочет голос слышать, - говорят про него то ли Танька, то ли её подруга, - а он говорит: "хочу посмотреть". Но если он говорит: посмотреть, почему ему и Танька, и подруга приписывают послушать?

Вот рассказчица и должна сказать: "Мне так Танька сказала: а я думаю: так если он хотел послушать, что же он говорил: посмотреть? Врет Танька или путает чего"

А у Вас всё идет на равных правах - и факт, и реконструкция, и логическое умозаключение, и домысел.

Секретка   09.08.2007 01:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Секретная Лаборатория
Перейти к списку рецензий, написанных автором Секретка
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.08.2007