Рецензия на «Депортация. мини-роман - трансутопия» (Rozoff)

Так, очередная попытка описать анархическое общество. Если у Бакунина оно предстает как объединения объединений свободных личностей, у Снегова – как выросшее непосредственно из социализма (хотя он и называет это «коммунизмом»), у Ле Гуин – технократическое, где все подчинено нуждам выживания, то здесь мы видим общество, основанное на ультралиберальных принципах.

Начнем с того, что что, как всегда, практика и теория расходятся. Возьмем, к примеру, случай с изъятием детей у родителей. Судья решил, что им лучше быть в более благополучной с финансовой точки зрения семье. А что, судья не мог решить, что принудительное изъятие нанесет детям психическую травму, последствия которой скажутся на всю жизнь? Мог. Значит, опять есть место произволу и есть человек, который решает, как нужно жить другим людям.
Или еще с прокладкой дороги через Леале Имо. То есть, одна часть населения насильно навязало другой свои представления о том, что нужно. А если на следующий день после решения суда на это место придут люди, для которых эта дорога важнее, чем чье-то священное место? Их, естественно, будут разгонять – решение же суда есть, следовательно их права в экономической части (дорога же нужна не просто так) будут нарушены. И кто решил, что культурный объект важнее дороги? Судья? То есть, нашелся человек, который указал, что правильно, а что – нет? И чем это лучше классической диктатуры, где «все знает» один диктатор?

А, теперь, я расскажу как Меганезия развалится. В один прекрасный день туда прибудет небольшая группа людей – друзей или родственников. Это могут быть русские, японцы, евреи, чеченцы... Вариантов достаточно. Они поселятся вместе и займутся каким-нибудь делом. Добившись хоть какого-нибудь успеха и ограничив потребление, для оптимизации налогообложения, они привезут еще друзей и родственников. Незаметно образуется маленькое поселение, где «все свои». А что дальше понятно. В либеральном, атомизированном обществе одиночка, даже с несколькими друзьями неспособен конкурировать с общиной – что можно видеть на примере российских городов, в которых существуют кавказские общины. Ведь помощь друг другу, будь то деньгами, советом, устройством на работу не противоречит Великой Хартии. Образуются фирмы, где работаю только свои. Затем встанет проект создания школ с обучением на родном языке – а почему бы и нет? Это не ущемляет ничьих прав, при условии соответствия школьной программы определенным стандартам (кстати, установление таких стандартов – это нарушение свободы, не так ли? Почему кто-то устанавливает, по каким программам и учебникам моим детям учиться?). Кроме того, капиталы и акции могут легко перемещаться в рамках общины, не уходя «на сторону». То есть, как только возникает опасение изъятия части акций, они за символическую плату передаются другим членам общины. «Фима – мальчик из приличной семьи, первый муж его бабушки приходится троюродным братом второй жены моего дедушки, стало быть, родственник, и ему надо помочь». Дальше – больше. Что мешает просто подкупать членов правительства? Если они расценивают работу там как хорошую возможность развить бизнес дальше, почему бы им не провести определенную операцию, выгодную как для самих себя, так и тех, за это заплатит? В результате внутри общества образуется национальное государство. Снаружи оно четко укладывается в рамки Великой Хартии, внутри – четко структурировано. Затем подобные системы начинают выстраивать другие народы, люди, не входящие в национальные (и религиозные) общины оказываются неконкурентоспособными и выбрасываются на обочину жизни... Дальше следует гражданская война и исчезновение Меганезии с политической карты. Для этого достаточно двух, максимум трех поколений. Увы...

Алексей Гулин   24.07.2008     Заявить о нарушении
Такое развитие ситуации возможно везде, как вы сами сказали, то есть уникальным именно для Меганезии не будет.
Но есть один интересный параметр, который вы опустили и который даже в реальности срабатывает достаточно эффективно, а в ультралиберальной Меганезии несомненно должен срабатывать еще эффективнее. Любой традиционный уклад жизни размывается, и чтобы удерживать его в заданных рамках, надо прилагать довольно серьезные усилия и либо предлагать членам общины некую идею, не знаю, способную нейтрализовать все разнообразие внешнего (по отношению к общине) мира, либо удерживать ее силой. Первое, это конечно, может быть религия (но религии находятся в сфере прямого контроля Хартии, поскольку являются источником потенциальной угрозы базовым ее принципам), а второе, например, неким криминальным фактором (типа мафии, в ее национальном общинном или клановом смысле), что тоже не столь уж незаметно.
То есть придется, по сути, так или иначе сталкиваться с Хартией, причем случится это сразу после ее появления, еще до того, как община сможет превратиться во что-то более серьезное.
Ну, конечно, если вы не имеет в виду, как мне показалось, вечную пятую колонну, сиречь злобных евреев :)
Им, кстати, несмотря на все приписываемое, нигде не удалось реализоваться в этом качестве.

Джон Банев   23.07.2009 08:03   Заявить о нарушении
Традиционный уклад, конечно же, размывается. Только на это уходят века, а ультралиберальный строй просто не предусматривает никаких связей, кроме деловых/близкородственных. Современный человек может принадлежать к определенной церкви, состоять в клубе, быть членом профсоюза - но в разных случаях он будет окружен разными людьми. Община же имеет связи между членами гораздо крепче. Атомарный человек вынужден конкурировать не с другим таким же атомарным человеком, а с общиной, состоящей из сотен, а то и тысяч людей. Тут безо всякого криминала: "дядя Паша" примет меня на работу, выбросив Джона на улицу, "тетя Нина" будет сидеть у моей больничной койки всю ночь - что не предусмотрено правилами и вытащит меня с того света, а "кузен Толя", адвокат, бросит все дела, чтобы освободить меня под залог. Все это ничуть не нарушает Хартию, вот только "дядя Паша" на самом деле - двоюродный брат мужа маминой троюродной сестры. И, все равно, он - родственник, который будет помогать мне не задумываясь. Вот, в чем сила общины. Поживите рядом с подобными людьми - поймете ;)

Алексей Гулин   24.07.2009 22:13   Заявить о нарушении
Для самой Меганезии община, кстати, норма и атомизированность там отсутсвует принципиально. Так что конкурировать будут не человек/община, а две общины. И у замкнутой общины преимущество может быть только тактическое, и то не во всех вопросах.
Что касается наших осин, то и у нас нет нужды веками размывать уклад каких-то пришлых людей, его можно просто стереть в одно касание. Но это, как бы, не Мегназия, так что не думаю, что следует рассуждать здесь по такому вопросу.

Джон Банев   28.07.2009 11:49   Заявить о нарушении
Огромная Вам благодарность за удовольствие, которое я получил при чтении. Великолепная, фантастически интересная вещь! Обязательно буду читать и продолжения.
А на своей самиздатовской странице, при Мошкове, Вы вывешивать свои шедевры будете?

Анатолий Спесивцев   08.09.2009 11:27   Заявить о нарушении
С удовольствием прочитал.
Сам я тоже считаю себя либералом, и хоть не по всем пунктам согласен,все же поддерживаю такую "Хартию".
Но вот возник вопрос насчет идеи что субъективный вред должен уступать вреду объективному. У вас конешн хорошая метафора про тень, но ведь если этот принцип довести до абсурда, то ведь нехорошо получается.
Ну ладно, там натуристы будут голыми ходить в центре города - хрен с ними. Но как насчет эксгибиционистов, которые захотят посовокуплятся на главной площади?.
ИМХО тут нужно как то еще думать, ибо все таки есть предел тому что можон делать на улице "при всем честном народе" так сказать.

Чудо Йогурт   12.01.2010 04:13   Заявить о нарушении
публиковать, срочно.
Шикарный цЫкл.

Расул Мухлисов   17.08.2010 01:53   Заявить о нарушении
Я думаю, вы упустили один из ключевых моментов книги. Немудрено, он был описан вскользь, а именно - дети обязаны учиться на общих основаниях в школах общего назначения, по общей программе. Если родители чинят этому препятствия, их забирают. (Правда, в книге встречаются и противоречия этому тезису - дети, учащиеся удалено) И в результате следующее поколение уже ассимилируется. Но в целом с тем, что массовая иммиграция не желающих ассимилироваться дикарей - угроза, нельзя не согласиться.

Грачёв Сергей   10.11.2014 11:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Rozoff
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Гулин
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.07.2008