Рецензия на «Эскапелья Дорельяно. Часть четвёртая» (Владимир Юрьевич Щербаков)

Я даже вчера и не знала, что сказать, вся задумалась.
Есть прямо очень трогательные места, а описания, уж говорила я, выше всяких похвал. Просто чудо. Очень необычно, очень красочно. Тебе, Володя, надо не только для романа, но и просто так писать стихи. Очень замечательные они у тебя. Такие, не сильно большие, на разные темы - было бы здорово. Даже шуточные получались бы у тебя запросто. Очень ты классный поэт! А сцены танцев вообще бесподобны.
Но, гляжу, решил ты из Миши сделать нечто вроде пророка новой веры. Кажется мне, с одной стороны, что несколько неестественно это, хотя, с другой стороны, вроде бы всё логично в данном случае. С одной стороны, не так короток путь к подобным мыслям и словам человека, тем более ребёнка, едва-едва начавшего выбираться из-под гнёта и из всяких кошмаров, с другой стороны, и опять же для данного случая, вроде бы всё закономерно, особенно, если учесть Лерину помощь и - как-это? - прорыв в пространство мыслей (что-то всякие такие речи из Мишиных уст...:( Лично для меня).
Но, знаешь, имею сведения, что христианство возникло изначально как религия мира и доброты в противовес царящему тогда ужасу, пренебрежению к человеческой жизни и множеству смертей. Оттого и приобрело такую популярность. А вышло оно из другой религии, проповедующей порядок и честность. Всё прочее - наносное. Пророк Илья - это чистое язычество, да ты знаешь, конечно. Поэтому, думаю, не стоит противопоставлять и делать вызов. Хотя, в данном случае народ был в экстазе...
Получается что-то такое философское, с приключениями. То, что с приключениями - это хорошо. Философия лучше воспринимается. А ты её жуть как любишь! Но всё гораздо легче, чем, скажем, в первой части где-то ближе к началу, где, как ни крути, а некоторый перегруз. Общее впечатление от этой части - светлое такое, даже радостное. Так всегда бывает летом. В городе, в любом случае, и у всех, наверное, что-то всегда не то и не так.
Не знаю, стоило ли в очередной раз пересказывать в стихах события. Разве что для того, чтобы показать работу детских душ... Но я ничего не имею против. Вообще, стихи и проза здесь очень гармонично связаны друг с другом, если можно так выразиться.
Несколько пугает пафос... Но он меня пугает всегда, где бы то ни было, у себя особенно.
Лера - это чудо, конечно. Сказать, что она провела невероятно большую работу по сближению, повышению самооценки и организации досуга - это грубо. Любовь - это то самое слово. Очень хорошая женщина.
После мрачности - свет, таково ощущение. А что меня напрягло и не вызвало особой радости - я сказала. Посмотрим, как поведёт себя дальше повзрослевший Миша.

Ирина Фургал   08.02.2009 13:02     Заявить о нарушении
Концовка обалденная! Про трюмы, полные золота.
Жду продолжения.

Ирина Фургал   08.02.2009 13:04   Заявить о нарушении
Так ведь на то и было рассчитано, чтобы читатель задумывался. Что не вдруг пишется, то и понимается не вдруг. Есть такие книги, которые, сколько ни перечитывай, всякий раз будешь открывать для себя что-то новое, ускользнувшее при предыдущем прочтении. Вот так я и стараюсь писать, а уж что там получается в результате…

Где-то я слышал такое мнение: если ваше произведение только хвалят – значит, оно никуда не годится, если только ругают – значит, в нём что-то есть, а вот если мнения разделились – значит вы создали шедевр. Не знаю, насколько это верно, но кто-то так сказал. Это я к тому, что стихи и описания у меня хвалит подавляющее большинство читателей:)

Ладно, это так, шуточки. А вот насчёт делания из Миши “пророка новой веры”… Тут вопрос сложный, многоаспектный. Для начала – о наличии у столь юного героя столь умных мыслей. Так это же всё от меня самого и идёт. Ты правильно заметила: я “жуть как люблю” философию. Причём с весьма раннего возраста. Кое-кто (не родители) называл меня философом, когда мне было 3 года – понятно, что отчасти в шутку. Но в возрасте 13-14 лет я с двумя моими одноклассниками вёл уже весьма и весьма умные разговоры, и мысли мои по глубине ничем не уступали Мишиным. При этом, прошу заметить, в те времена практически невозможно было достать хороших толковых книг, так что многие мысли приходилось буквально рожать из самого себя (или из пространства мыслей). А вот у Миши такие книги были, о чём у меня во второй части сказано открытым текстом – в том числе, книга Ф. Ницше “Так говорил Заратустра” – эту книгу я постоянно цитирую устами и мозгами Миши (а теперь ещё и Леры). (В скобках: я согласен далеко не со всеми утверждениями этой книги, тем не менее очень её люблю). Эх, да если бы мне в мои 13-14-15… лет такие книги, да такую мудрую, понимающую и принимающую наставницу, как Лера – да я бы по глубине мыслей и высказываний этого Мишу за пояс бы заткнул – вот так! В общем, случай, конечно, нетипичный, но вовсе не неестественный, а вполне даже реальный и очень для меня близкий:)

Теперь о христианстве… А что это такое? Да никакого “христианства” вообще не существует, а существуют: православие, католичество, лютеранство… и т. д… а ещё многочисленные церковные ордена, секты, ереси… и всё это продолжает плодиться в геометрической прогрессии… и сторонники каждого течения, даже самого малочисленного и малоизвестного, отличаются крайней неуступчивостью и нежеланием искать точки соприкосновения со сторонниками других течений. Да, согласен, все эти ветви тянутся от единого корня, но, к сожалению, в очень разные стороны – и каждая претендует на абсолютную истину – только так и никак иначе! Вот и получается, что под общим названием “христианство” скрываются порою диаметрально противоположные вещи. И что тут делать свободомыслящему человеку? Да только одно: отобрать для себя то, что соответствует его образу мыслей – вот и всё. Христианство – это такое гигантское сооружение, в котором практически любой человек может отыскать что-то для себя приемлемое – а некоторые его части практически ни для кого неприемлемы, даже для фанатиков веры. В самом деле, мало кто “не заботится о завтрашнем дне”, мало кто раздаёт всё своё имущество нищим, я уж не говорю о выкалывании себе глаза или отрезании руки… Так что я вовсе не отрицаю христианство – я вполне согласен с некоторыми его положениями и не согласен с другими – как, кстати, и поступают на практике (не на словах) очень и очень многие люди (верующие – в том числе и в первую очередь). Всё, больше здесь эту тему не развиваю, а то получится ещё одна книга:)…

А вот чего я действительно не приемлю категорически, так это страха, ненависти и насилия! Категорически не приемлю! Ни в каких формах! В религиозных, в политических, в семейных – всё равно. На том стою и не могу иначе.

А ещё я категорически не приемлю постановки чего бы то ни было выше реального, живого, “вот этого” человека! Я готов считать хорошим любое учение, установление, закон, порядок, мораль и т. д. до тех пор, пока оно служит человеку – как только оно начинает требовать, чтобы человек служил ему – так тут же оно становится плохим. Кстати, именно в христианстве это положение сформулировано предельно коротко и ясно: “Суббота для человека, а не человек для субботы” – именно эту фразу я считаю лучшей во всём христианстве. Также я избегаю коварной ловушки т. н. “гуманизма”, который возводит в абсолют некоего Человека с большой буквы, некую “гармонически развитую личность” – с идеальными пропорциями тела и мыслей. Именно поэтому я никогда не пишу слово “человек” с большой буквы – чтобы меня не смешивали с “гуманистами”. Если “гуманист” скажет мне: “Прекрасна Джоконда или “Венера” Боттичелли” – я отвечу: “Да, они прекрасны – но вон та неуклюжая конопатая девочка из соседнего подъезда ещё прекраснее, потому что она живая, а те – всего лишь картины.” Если “гуманист” скажет мне: “Прекрасен “Давид” Микеланджело” – я отвечу: “Да, он прекрасен – но вон тот тщедушный мальчонка, плачущий на пустыре, ещё прекраснее, потому что он живой, а “Давид” – всего лишь каменная статуя.” Особенно подчёркиваю это, потому что именно в “гуманисты” будут записывать меня не особо вдумчивые читатели. По той же причине я никогда не поставлю “сверхчеловека” выше самого последнего пьяницы – ибо пьяница реален, а “сверхчеловек” – всего лишь абстрактная идея (и не самая лучшая, ибо не служит реальному человеку). И пусть это многим не понравится, но в предыдущей фразе слово “сверхчеловек” я легко заменю словом “Бог”…

То же касается морали, “общественной нравственности” и прочего. Я не против морали, я против морализма – то есть раздавливания человека железной пятою морали. Я не против порядка – я против принесения человека в жертву порядку. Я не против законов – я против абсолютизации этих законов. Я намеренно ввёл у себя эпизод, где Лера фактически крадёт платья и туфельки для своих “дочек”. С точки зрения закона это – самое настоящее преступление. Но если бы она этого не сделала, девочки остались бы без обновок и не обрели бы, скорее всего, должной уверенности и мастерства. А тем девочкам, у которых она всё это украла, богатенькие родители ещё купят (см. “Притчу о пустыннике и утопающем” известного тебе автора:) Хорошо ли поступила Лера? Я считаю, что хорошо – но только в этом, конкретном случае. Абсолютизация же подобного поведения, возведение его во всеобщий принцип “Грабь награбленное” – это уже плохо. Чувствуешь разницу? Я, кстати, не пропустил без внимания тот факт, что в твоей рецензии трижды(!) повторяются слова “в данном случае” и ещё один раз употреблено слово “здесь” – в том же самом смысле. Что это значит? Да то, что правила, нормы, установления, конечно, нужны – но “в данном случае” от них можно и нужно отступать. Опять из того же христианства: кто из вас в день субботний не спустится в яму, чтобы достать оттуда упавшую овцу? Очень хорошая фраза, направленная против абсолютизации законов. Все человеческие творения (и абстрактные идеи в том числе) должны служить человеку, а не подавлять собою человека, и даже если выше человека я зажигаю звезду, так только лишь для того, чтобы освещать и указывать путь этому самому человеку (но вовсе не принуждаю человека идти именно этим путём).

Вот так я и подобрался к вопросу о лидерстве вообще и о Мише в качестве лидера, в частности. Если человек ведёт за собою других людей (предварительно честно и чётко объяснив им, куда и зачем) – причём безо всякого принуждения – то это хорошо. А вот если тот же человек начнёт требовать за это какой-то благодарности, почестей, жертв, поклонения, если такое лидерство в результате превратится в “культ личности” – то это уже плохо. Вот тут-то и становится ясно, что лучший лидер – это как раз “маленький и слабый” Миша – ибо культ ТАКОЙ личности даже и вообразить себе очень трудно. Ну да, тот же самый вопрос, кому лучше всего поручить нести Кольцо Всевластия. Вот потому-то и бог у меня такой “маленький и слабый” – такой бог не требует поклонения – я это особо подчёркиваю – смешно даже подумать о поклонении такому богу. Такой бог сам служит людям, что, кстати, тоже согласуется с христианством: кто хочет быть первым, пусть станет самым последним и слугою людям. А вот христианский Бог (с большой буквы) представляется самими христианами очень противоречивым. С одной стороны, они говорят: “Бог есть Любовь” – а с другой стороны говорят: “Побойся Бога”, требуют “страха Божьего” (а на тех, кто не имеет такого страха, злобно шипят: “Страха в тебе нет!”) Так вот в моём понимании страх и любовь – “две вещи несовместные”. Вот то есть совсем: или одно, или другое – но никак не вместе. “Кто любит, тот не боится.” Ну не могу я по-другому, никак не могу! Отсюда и мой протест.

Насчёт пророка Ильи – тут у меня семейное. Ильёй звали моего деда (отца моего отца) – поэтому Ильин день считался у нас в семье не то, чтобы праздником, но неким знаменательным днём, отличным от всех остальных. И среди прочих средств запугивания меня использовался также и образ пророка Ильи. Кстати, с другой стороны, бабушка запугивала меня образом Ленина. Так уж получилось, что в Тарасовке стоявший на другой стороне шоссе памятник Ленину указывал рукою в точности на наш дом – и когда я делал что-нибудь “не так”, бабушка говорила мне: “Вот сейчас милиция за тобой придёт, вон Ленин им рукой показывает: “Идите, арестовывайте его! Вон его дом!”” Так что я тут с обоими рассчитался по полной программе…

Насчёт пафоса – а чего его бояться? Пафос подобен броской, привлекательной упаковке – тут важно, чтобы содержание этой упаковки было ещё более привлекательным – только и всего. Вот если упаковка красива, а под ней пустота – тогда другое дело, тогда это “дешёвый пафос”, что действительно плохо. В общем, использование пафосных слов накладывает особую ответственность за их содержание, это как бы заранее даваемая клятва, которую теперь необходимо сдержать – а это может быть действительно и трудно, и страшно. Но зато уж если сдержишь её, если сумеешь соответствовать – это да! Сумел ли я в данном случае соответствовать – решать читателям.

Очень рад, что осталось общее светлое впечатление!

Всё, пока хватит, сил уже нет. Остальное по почте и при встрече.

Владимир Юрьевич Щербаков   08.02.2009 22:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Юрьевич Щербаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Фургал
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.02.2009