Рецензия на «Вовка» (Юлия Ёлка)

Юлия, рассказ Ваш мне понравился.
С чем я посоветовал бы определиться? На мой взгляд, Вам не мешало бы точнее представить себе рассказчика. Кто он?

Два варианта:
Либо это рассказывает взрослый человек, который вспоминает происшествие из детства.
Либо это рассказывает непосредственно ребёнок. Взрослый автор со своим жизненным опытом со своим мастерством ему не мешает.

Решать Вам. Мне кажется, для небольшого рассказа второй вариант интереснее, и Ваш рассказ к нему ближе.
Но некоторые детали, слова, выражения выбиваются. Как будто взрослый человек мешает ребёнку рассказывать. Я попробую их показать.
Сейчас пробегусь по частностям.

***
"В начале лета мы переехали. Наш район новеньких пятиэтажек на окраине города, спальный квартал. Детских садов рядом нет".
В это, откровенно говоря, не очень верится. Целый район застрон новенькими пятиэтажками, и нет детского сада?
Такие районы строились по плану. Детские сады там были обязательно, такие же новенькие, как и пятиэажки.
Вероятно, причина того, что Лялька не ходила в садик, была в чём-то другом?

***
"Через год предстоит идти в первый класс".
Представьте себе 6-летнюю девочку, которая вот так говорит: "мне ПРЕДСТОИТ идти в первый класс".
Может быть, со сцены она так скажет. Выучит наизусть и скажет.
Но в нормальной, обыкновенной жизни, в разговоре? Мне кажется, девочка выразится живее, каким-нибудь более свойственным для себя образом. Да просто: «я пойду в первый класс», хотя бы.
Вот это как раз один из тех случае,в когда взрослый автор вмешивается в рассказ ребёнка.

***
"Мама считает, что надо готовиться к школе. И в моей жизни появилась нелюбимая тетрадь, которую надо каждый день исписывать упражнениями: палочками большими и маленькими, кружками и крючочками».
Здесь два вопроса:
1. Исписать тетрадь – значит, заполнить её палочками и крючочками от и до. Всю целиком.
Значит, мама заставляла Ляльку каждый день исписывать целиком всю тетрадь? Вряд ли, верно? Если исписывать – то страничку, полстранички, две строки, но не тетрадь.
Или просто писать в тетради.
2. Неужели девочка только палочки рисовала, чтобы подготовиться к школе? Стихи наизусть не учила, примеры не решала, книжки не читала? Даже карандашами и красками не рисовала, только палочки в тетради?
Опять же, вряд ли. Получается какая-то странная мама.
Если для Вас важно именно чистописание (скучное и противное занятие) – всё равно, мне кажется, его лучше как бы "в рамке" подать:
"Мама считает, что надо готовиться к школе.
Я делаю вот то-то...
и ещё вот это...
и немножко того...
Но я ужасно не люблю (какую: толстую? тонкую? синюю? зелёную?) тетрадь, которую... и т. д."

***
"- Ты гулять выйдешь? – по инерции, так же громко кричит прямо на меня Стаська".
Вот это выражение – "по инерции" – оно опять выдаёт взрослого автора. Знает ли шестилетний ребёнок это слово? Ребёнок увидел факт и сказал о нём. А взрослый автор берётся истолковывать: "по инерции". Зачем? Это ведь и так очевидно.

***
"Пустырная земля, густо поросла клевером и калачиками, цветки и плоды которых мы, дети ПЕРИОДИЧЕСКИ поедаем".
То же самое: "периодически". Мало того, что слово нехарактерно для ребёнка, оно ещё и нехудожественно. Оно не имеет никакого конкретного значения.
"Поедаем каждый день", "поедаем, отчего у меня иногда болит живот", "поедаем, хотя мама мне это строго запрещает"...
Как сам ребёнок об этом сказал бы? Подумайте.

***
"То там, то сям валяются ржавые железки, проволока, гвозди, куски битого шифера и стекла, попадается стекловата, В ОБЩЕМ, босиком лучше не ходить".
Представьте, что это говорит ребёнок. Вписывается ли в его речь, в его ход мыслей это "в общем"? Мне кажется, нет. Это опять же, чисто взрослое слово-паразит.

***
"Посреди пустыря под раскидистым деревом стоит лавочка. Вечером до поздней ночи на ней целуются влюбленные парочки или играют в карты и поют под гитару компании подростков..."
По графику, наверное? ); Один вечер целуются влюблённые, другой вечер играют подростки... Или два вечера через два :)

А влюблённые не могут найти себе более уединённое место, чем единственная лавочка под раскидистым деревом у всех на виду? И садятся на неё разом по пять-восемь пар?
Это я к чему пишу? К тому, что героине шесть лет. Едва ли она видела своими глазами, что творится на лавочке вечером до поздней ночи. Если подростковую игру в карты и пение под гитару она могла слышать из окна, то поцелуи влюблённых – вряд ли.
Откуда она о них узнала? Если они так важны, об этом надо сказать.
Ну, хотя бы тот же Стаська ей рассказал, а ему ещё кто-то...

***
"Большой, чуть полноватый, коротко стриженный, черноволосый и черноглазый, со странным, застывшим выражением постоянного удивления на приплюснутом, плосковатом лице, он мог просидеть на этой лавке весь день".
"полноватый" – мне кажется, к этому слову не нужно уточнение "чуть". Полновтаый – уже значит "чуть полный".
"...ЗАСТЫВШИМ выражением ПОСТОЯННОГО удивления..." Плеоназм, по-моему, ненужный совсем. Одного слова из двух вполне хватит.

***
"Вовка-дурак стал неотъемлемой частью дворового пейзажа".
Это говорит шестилетняя девочка?

***
Советую Вам Юлия, проверить весь текст на предмет таких вот выражений, которые разрушают образ рассказчицы. Критерий один: мог бы так выразиться сам ребёнок? Или не мог бы?

Вот примеры чисто газетных фраз:

незаконченное строительство стало лучшим местом для игр окрестной детворы
и работы продолжились в довольно бодром темпе
В его гардеробе сначала появилась новенькая хлопчатобумажная...
На наше появление он никак не отреагировал.
Кроме того, там оказались еще два практически целых овощных ящика.
Единственным источником света был незакрытый проем в фундаменте...

***
"- Да, жаль, что костер не получается развести, а то было бы веселее, - сказал поеживаясь и откусывая сразу половину пирожка Стаська".
Неаккуратно. Как можно сазать, что либо, откусывая половину пирожка? С набитым ртом не больно-то поговоришь.

***
Уже практически подойдя к выходу, мы увидели, что проем начинает закрывать...
Слово "практически" – из той же нехудожественной серии.

Успешной Вам работы, Юлия. Надеюсь, заечания пригодятся.

"В начале лета мы переехали. Наш район новеньких пятиэтажек на окраине города, спальный квартал. Детских садов рядом нет".
В это, честно говоря, не очень верится. В то время, когда целые районы застраивали пятиэтажками, детские сады строили

Секретная Лаборатория   30.03.2009 18:05     Заявить о нарушении
Самый конец рецензии прошу считать недействительным :)
Случайно начало зацепилось

Александр Братович   30.03.2009 18:11   Заявить о нарушении
- Глазу, наиболее сложному из органов, требуется точно такое же сложное изображение действительности для обеспечения его здорового, сбалансированного и стабильного функционирования, то же самое касается и человеческого мозга и психологии человека- Когда мы созерцаем богатое разнообразие цветов и форм нетронутых девственных лесов — кажущийся хаос, но в сущности своей высшую форму организации, — это дарит нам чувство умиротворения и внутреннего спокойствия; когда мы боремся с лесной растительностью, высаживая вместо нее радами деревья одного вида, возраста, высоты и формы, мы испытываем явное чувство внутреннего дискомфорта. Примитивные принципы организации пришли на смену совершенству. И если даже незначительные упрощения окружающего мира вызывают такую реакцию, какой же психологический эффект произведут на нас более серьезные изменения?
В.Шаубергер
то, что Вы написали пишется душой.По "правилам"будет только хуже.

Сергей Шеховцов   31.03.2009 23:03   Заявить о нарушении
Вот, уже что-то проясняется :)

Ни в коем случае не настаиваю, чтобы всё было непременно по-моему, но подумайте :)
Есть, наверное, разница между «детского сада не было» (вообще не было, не построили) и «детский сад ещё не открылся»? Мне кажется, есть. И кажется, что у Вашей героини был скорее второй вариант :)

«"Предстоит идти" - это чисто мамино выражение...»
А вот честно, не очень в это верится. Хотелось бы представить ситуацию, в которой мама могла бы так сказать... Это похоже на штамп из газеты или спортивного репортажа... «Предстоит» – однокоренное со словом «стоять». И тут же рядом «идти». Если приставку закрыть ладонью, получится «стоИт идти». Странно...
Мне кажется, человек на слух, в живой речи чувствует эти нелепости.
Но не буду придираться. Может быть, и сказала :)

Про влюблённых на лавочке... Да я ж не спорю, что дети умные и всё знают. Знают, конечно, много чего знают.
Но ведь Ваша героиня не видела парочки своими глазами? Ну, вряд ли она видела :) Сидела в это время дома. Не отпускала же её мама гулять до ночи?
Лялька узнавала об этом из других источников. Из каких? Кто ей сказал? Мне кажется, это важно.
Это ведь не лишние подробности. Они, вроде, напрямую к сюжету (про Вовку) и не относятся, однако создают картину мира, в котором живёт девочка. Мир ведь и складывается из таких, на первый взгляд, мелочей. Не надо их долго расписывать, заострять на них внимание – просто упомянуть как бы мимоходом.

Про тетрадку и подготовку к школе... Мне кажется, что и здесь надо бы чуть подробнее остановиться.
Если надо было только писать, а в остальном Лялька уже была готова, то это тоже хорошо бы как-нибудь обозначить.
Например:
"Читать я умела давно, особенно мне нравились сказки Пушкина...
И таблицу умножения наполовину выучила...
Но вот эта тетрадка, в которой надо было рисовать всякие закорючки, меня просто..."
Если Вы решите, что это нужно, то делайте, конечно, по-своему.
Опять же, эти подробности, на мой взгляд, не лишние. Они-то и объяснят, что девочка умна не по годам.

В общем-то, и так видно, что Лялька взрослее своего приятеля. Хотя бы из того, как они отреагировали на Вовку. Стаська – с чисто детским любопытством, а Лялька – сперва испугалась, а потом пожалела его...

Что же касается этой фразы. "...ЗАСТЫВШИМ выражением ПОСТОЯННОГО удивления..."
Верю, что так и было, но я говорил немного о другом. Эти два слова, которые выделены, обозначают одно и то же. Если есть одно, другого уже не надо. Оно ничего нового не говорит.
Точно так же, как и здесь:
"а днем ее ПОСТОЯННЫЙ ЗАВСЕГДАТАЙ Вовка".
"Постоянный завсегдатай" – примерно то же самое, что "высокий великан".

****

2Сергей
Понятия не имею, о каких правилах Вы говорите. Ни одного упоминнания о правилах в моей рецензии нет, и даже слова такого нет. Я и сам этих правил не знаю.
Я просто смотрю на этот конкретный рассказ и вижу, что он хорош. И действительно написан душой.
Но есть некоторые места, в которые автор мог бы вложить чуть больше... скажем так, творческого воображения. Что-то более чётко себе представить, что-то более внятно написать.
Вот на эти моменты я и стараюсь обратить внимание. И если Юлия решит, что эти советы толковые, она, конечно, сделает всё по-своему.

Секретная Лаборатория   01.04.2009 11:56   Заявить о нарушении
P. S. Кстати, мне кажется, что слово "завсегдатай" – оно очень даже уместно звучит в устах девочки. Вот оно как раз и подчёркивает её взрослую не по годам речь.
Надо ещё поискать такие слова. Не обязательно много – четырёх-пяти достаточно.

Но я бы не советовал делать это (подчёркивать врослую речь) с помощью канцеляризмов и газетных оборотов. Нет, нужны нормальные, человеческие слова :)

Секретная Лаборатория   01.04.2009 12:19   Заявить о нарушении
Юлия, здравствуйте :)
Извините за долгое молчание, просто никак было не нестроиться на нужную волну. Вроде и надо написать ответ, и в то же время понимаешь, что ничего путного не выйдет, потому что шарики вертятся в другом направлении. Это всё работа, у меня пока не выходит быстро переключаться с одного направления на другое :)

Вы считаете, что критику мы навели слишком резкую, а должны были уделить больше внимания сильным сторонам?.. Чтобы их усовершенствовать. Может быть, со стороны это видится и так. Если вдруг чем-то обидел, извините.

Но дело-то в чём? Что значит: "развивать сильные стороны"? Это значит: устранять из них те недостатки, которые мешают сильным сторонам стать ещё сильнее. А если устранять нечего, то и критика, выходит, не нужна? Выходит, что рассказ совершенен? Вы вряд ли с этим согласитесь. Вряд ли это состояние вообще достижимо.
Вот такая получается софистика.

Если говорить о сильных сторонах, то мне такой стороной показался весь Ваш рассказ в целом. Он очень даже неплох, а может стать прекрасным. Но для этого, на мой взгляд, надо с ним поработать, убрать недостатки, о которых уже и Главный Специалист написал :)

Так что, не падайте духом. Советую поработать над рассказом и посмотреть, что получится
Успехов Вам!

Александр Братович   10.04.2009 17:03   Заявить о нарушении
Ну, тогда я не знаю, что Вам посоветовать.
Вы ведь получаете хвалебные рецензии? И остаётесь ими вполне довольны. Ну, не просите же Вы у всякого, кто Вас похвалит, отметить и недостатки в том же объёме? Концентрированная 100%-ная похвала Вас нисколько не смущает. Не кажется ли это странным?
Рискните обратиться вот к этим авторам:
http://www.proza.ru/avtor/michaelrorer
http://www.proza.ru/avtor/skazochnica
http://www.proza.ru/avtor/mandarinkagirl
http://www.proza.ru/avtor/pheonita
http://www.proza.ru/avtor/chmykhalo
http://www.proza.ru/avtor/hrenoff
http://www.proza.ru/avtor/annaprudska
Может быть, похвалят.

Секретная Лаборатория   10.04.2009 17:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юлия Ёлка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Секретная Лаборатория
Перейти к списку рецензий по разделу рассказы за 30.03.2009