Рецензия на «Аве, Оза!» (Алёна Босуэлл Карпова)

Читал внимательно. Но сначала никак не мог разобраться во времени- полагал, что действие происходит в 60-х, во время расцвета движения хиппи.Но поскольку я родился в конце 70-х, мне трудно было судить о достоверности излагаемого материала. Правда, кое-что смущало: например – наци. Они тогда никак не могли существовать. И только когда была указана дата выставки Криса – 18.08.93 сообразил, что речь идет о 80-х. И что, тогда уже были наци? И разве в эти годы такой всемогущей и внушительной оставалась Система?
Хочу сказать, что очень интересны, прямо афористичны, некоторые высказывания:
- одиночество возможно только в толпе ( мне это так созвучно, даже стих есть на эту тему –«Один»),
- принцип фашизма: лишнее убивать,
- душа и техника: что первично,
- мягкая жилетка и бронежилет,
- рассуждения о Пупе Земли ( не со всем согласен, но интересно),
- жизнь – лес с тропами,
- маски,
- зачем жить, если костер не горит…
Что не понравилось, так это непонятная идеализация Озы. Собственно, что она из себя представляет? Тут целый ряд ( на мой взгляд) нестыковок. Получается, что она вышла замуж в 17 лет- а разве в СССР это было возможно? А если это был гражданский брак, то как она унаследовала состояние Игоря?Далее: ее почему-то объявляют умницей.А какие основания для этого? Их нет: образования у нее нет, воспитанием никто не занимался,Игорю она надоела уже спустя всего год, не училась, не работала – бездельничала на протяжение всего действия, вела себя до отвращения глупо.Писала какие-то невразумительные, дилетанские стихи...
И главное – слом Криса.Совершенно непонятны причины.Конечно, я понимаю, что в богемной среде такие сломы – вещь распространенная.Но основания? Выставка успешная, впереди – перспектива- так что иди и работай без устали.Однако, он спивается.Почему? Потому что какая-то глупая и нахальная девчонка обидела его упреком в плагиате? Так почему его это так задело? Ведь его Музой она не была- ее даже в мастерскую он не пускал.Изменяла ему неоднократно то с одним, то с другим.В живописи не разбиралась ( откуда она могла в ней разбираться?) Ну вела его незатейливое хозяйство.Ну привык к ней.Так что? Конечно, обидно то, что он, который ее спас и приютил, получил в благодарность издевательскую наглую реплику о своей любимой картине.Но уж ломаться от этого – как-то не логично.
Ну и хеппи-энд: она вернулась.Они поняли, что вроде любят друг друга…Что будет дальше – это уже другая история…
В целом – произведение читается легко.Написано ярким, оригинальным языком.Правда, некоторые диалоги показались лишними, не несущими никакой смысловой нагрузки для развития действия, а лишь затягивающими его.Но это – чисто субъективное мнение…
Балльная оценка - 13

Шарай Денис   27.09.2009 06:37     Заявить о нарушении
Денис, спасибо за столь детальный "разбор полетов"! На прозе.ру это, к сожалению, редкость.

Да, действие происходит в конце восьмидесятых - и наци тогда уже были. Знаю точно, поскольку примерно на это время пришлось мое знакомство с "Системой", панками, наци и прочими люберами. "Система" была если и не внушительной - по крайней мере, многочисленной. Абсолютной реальностью были "вписки" по рекомендации - до начала девяностых. После "разрешения" властями разнокалиберных неформалов, после выхода в свет "Взломщика", "Ассы" и прочих околотусовочных фильмов, в хиппи-панки ринулись толпы подростков, поменялся сам "дух" тусовки (личное наблюдение: Ротонда в Питере в начале 1991 года - сидит народ, читает стихи, поет песни, ведет какие-то умные и псевдоумные разговоры; та же Ротонда - в начале 1992 года - сидит народ, бухает дешевое вино и азартно друг другу рассказывает, как вчера "клево нажрался". В течении года я на Ротонде не была - потому разница в общении резанула очень сильно). Кстати, тот самый "перелом" в отношениях между "своими" тоже зачастую приводил к срывам. Ведь правда же неприятно и непонятно, когда ты "вписываешь" кого-то, а этот кто-то в "благодарность" уносит с собой все мало-мальски ценные вещи. Именно в начале девяностых "крыс" стало как-то слишком много.

Что до Озы... Писано сие было давно, в соавторстве с подругой, и, конечно же, сейчас Оза была бы иной. Тогда - она была отражением окружающих нас девочек. Не забывайте, конец восьмидесятых-начало девяностых - это время, когда все стало можно. Не только носить рваные джинсы и фенечки, а еще и читать Оруэлла, Солженицына, Бродского и прочих, ранее запрещенных авторов. В магазинах появилось огромное количество книг. А в кошельках денег становилось все меньше и меньше - и, подсознательно, делался вывод, что работать, учиться - ни к чему. Денег-то все равно нет. Дилетантские стихи? Ох, покажите мне хоть одну деву, не считающую себя поэтом!

В 17 лет в СССР можно было выйти замуж - при наличии согласия родителей и справки от гинеколога. За денежку справку можно было подделать. Измены же Озины Крису - так не стоит забывать, что Крис воспитан "Системой". То есть, "фри лав" для него - явление нормальное. Когда тусовка менялась, многих "олдовых" поражало то, что дети с фенечками и в хайратничках относятся друг к другу по-цивильному: мое - значит мое, и точка! Это я о начале девяностых говорю. До того времени пары, естественно, и появлялись, и распадались - однако, все проходило менее болезненно. "Если мне холодно, то мне по фиг, с кем греться".

Слом Криса - это совокупность причин. И ехидные Озины слова - это всего лишь последняя капля. Не было бы их - нашлась бы другая причина. Увы, но в богеме это на самом деле обычное дело. В итоге - гениальный альтист нынче спился и не помнит, с какой стороны брать альт, почти гениальные трубач и саксофонист - на кладбище, неплохой художник - там же... Если перечислить всех - получится целая миниатюра. А может, и вполне форматный рассказ.

Алёна Босуэлл Карпова   27.09.2009 15:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алёна Босуэлл Карпова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Шарай Денис
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2009