Рецензия на «Натюрморт с серебряным кувшином» (Виа Комбуста)
...Вообще качество натюрморта в рассказе есть всегда, при условии, если рассказ хорош и, соответственно, композиционно отстроен... Красивая получилась постановка. Искусно выставлен свет, в глубоких тенях воображение дорисовывает само. Контрасты изысканны – тяжёлое и невесомое, металл и мягкое. Старая школа, что скажешь! От фламандцев эти фокусы! :) Понравилось, что эротическая составляющая – не самоцель, а средство, заставляющее глаз скользить по тексту. А цель – да, вот она, достигнута – элегантный рассказ-натюрморт. С уважением! Артём. Артём Татаренко 06.09.2011 06:01 Заявить о нарушении
Привет, Артем!
А когда эротическая составляющая - самоцель, то это уже первый кувырок с горки к порнухе! Мое представление об эротике именно такое - это то, что рядом, смещено во времени и пространстве, уходит в глубину, а не выстраивается линейно - как Вы понимаете, не ханжество тому причина, не боязнь называть вещи своими именами - просто кому они нужны, в лоб обозначенные? Самые любимые - Брейгель и Вермеер. Искала картинку у Калфа - был у него кувшин где-то, но где - не помню! Хеда сотворил классный кувшин - но там краб все портит...:-))) А вот за элегантный рассказ-натюрморт - ох, спасибо!:-) Мурррррр!:-))))) Виа Комбуста 06.09.2011 10:32 Заявить о нарушении
Принимаю такой взгляд на эротику, уважаемая Виа!
С одной оговоркой - он не единственный. Скорее, общепринятый. Легче усваиваемый:) И по мне - это всего лишь один из возможных. Вопрос интереснейший: 1/ кто этот принцип сформулировал? 2/ когда? 3/ - И что мы увидим, если, играя с ним, перевернем его с ног на голову? В Вашем вопросе ("кому они нужны?") я углядел две грани. Попробую посопротивляться:) Любой рисунок (и словами, конечно) - это всё-таки модель, а не точный клон-копия реальности. Поэтому я решительно не понимаю, что такое "изобразить в лоб" даже в случае описания предмета нашего разговора медицинскими терминами, - перед нами всё равно отбор изображаемого. А уж тем более, если наш рисунок-модель имеет претензию на образность. И тем более, если он эту претензию оправдывает собой. А всё остальное - вопрос степени приближения, дистанции, отбора. Коли это так, то вопрос "кому нужно обозначать в лоб?" звучит на самом деле иначе и невинней - "зачем приближать?" И как Вы догадываетесь, ответ возможен не один-единственный. А почему бы и нет? - если писать эротику как праздник? - если писать не просто голую физику телесных взаимодействий, а целить в нечто более интересное - в сам Эрос, в те напряженные силы-жгуты, связующие людей? Разумеется, результат на выходе должен стать художественным. Вот если этого нет, - тогда, увы, порнуха. Мне страшно интересно стало с какого-то момента - взять и поставить под сомнение все устоявшиеся взгляды на то, что "можно", а что "нельзя" делать в этом жанре. Любая нормированность - чрезвычайно относительный и условный общественный продукт. Вот такое мое слово в ответ:) - разумеется, с большущим уважением к Вам, как к художнику. ...как художник к художнику :))))) Артём. Артём Татаренко 06.09.2011 16:12 Заявить о нарушении
...Кстати!
В той моей зарисовочке, показавшейся Вам симпатичной, эротическая составляющая - абсолютная самоцель. Артём Татаренко 06.09.2011 16:17 Заявить о нарушении
Артем, привет!
Ой, как-то слишком серьезно:-) Мой взгляд на эротику – не думаю, что я готова сформулировать его четко; скорее, это просто сочетание неких пристрастий, симпатий и антипатий – причем сочетание сие динамично, и может изменяться в зависимости от времени суток, погоды, дня цикла, съеденного и выпитого накануне...:-))) То, что остается неизменным – и тут полностью с Вами согласна – результат на выходе должен быть художественным! Это единственное ограничение, остальное принимаю (не так важно, нравится или нет) – как в сексе: все хорошо, что хорошо для обоих. Но в лоб – не, для этого надо быть по крайней мере Генри Миллером, чтобы излагать как под язык подвернется, не сильно задумываясь – а итогом классно! А попробуйте представить просто его подражателя? Бррр.... возбуждают ли, чаруют ли Вас вот, к примеру, такие бессмертные строки: Он берет за уши мою голову, ложит мне свой *** на язык и **** меня в рот (цитата, сохранена авторская стилистика и орфография) Вот против какой лобовой атаки я! И сопротивление - бесполезно!:-)))))) Потом – эротику писать ТОЛЬКО как праздник – и не иначе! Целиться – естественно, не в гениталии, а метафизические составляющие химического притяжения – как это работает? Где зарождается? Заразно ли это? Запахи, звуки, легкие прикосновения, неожиданные вкусовые ощущения – вот что мне интересно! Посему - можно все, запретов нет; только не выпасть из стиля, не сорваться в грязь или скуку. Задумалась о Вашем – можно и нельзя. Скажем, педофилия – довольно безобразная темка. А если по-Вашему, с ног на голову – невинное дитя САМО совращает всех поряд, не ведая никаких нельзя в своих экзерсисах? И написать красиво, без грязи... Ваш жаркий рассказ – Артем, вероятно, по Вашему авторскому замыслу эротическая составляющая и была самоцелью. Но чем и хорошо настоящее творчество – выпущенное на свободу, оно живет своей жизнью! Так что для меня – нет, не это, а огромная щемящая нежность пополам с прозрачной тоской – вот что плавит звуки и запахи в Вашем рассказе! Эротика - изысканный фон для этого - неуловимого, не обозначенного даже... Это – мое мнение, вернее – ощущение от прочитанного у Вас. Ощущение очень хрупкое, чем и ценно... Виа Комбуста 07.09.2011 18:12 Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Виа!
Ага, вот диалог! (А то хожу тут, всех задираю:), и все как-то без боя сдаются:))) Согласен! – хорошо, когда на такое живое дело взгляд живой. И амплитуда колебаний классная:). Гм-гм, Миллер… Оставим его на совести переводчиков. Подозреваю, та орфография – целиком ихняя:))) Сопротивление таким шнякам – полезно. Я декларацию написал у себя на странице, попробовал внятно сказать, где котлеты, где мухи. «Метафизические составляющие физического притяжения» - кррасиво, чёрт!!! Тут одно, целясь в метафизические, помнить, что без гениталий все-таки их не бывает. Любовь реально потная, липкая, часто неумелая и не супергеройская – но она всё равно красива. Для двоих. Я сторонник глубокой образности, - глубокой в том смысле, что прижимаемся вплотную, смотрим на простое-простое, видим все несовершенства, - и чем сильней прижмемся:), тем неожиданней можем взлететь в письме. Про «можно–нельзя». Тут всё мне кажется просто, - если только мы пишем – действительно эротику. Я не вижу в педофильской ситуации подлинного эротизма, взаимной мощной тяги двоих друг к другу, того праздника. И потому никогда не возьмусь за эту тему. Постель с ребенком – это что-то изначально для меня выморочное, искусственное и, следовательно, порнографическое. По крайней мере, так мне думается сейчас, чудным сентябрьским днем при легких невысоких облаках и абсолютно на трезвую голову…:) И про самостоятельную жизнь произведений. Насчет своего опуса скажу – недалеко же он убежал сам от меня:). Нежность, балансирующая на грани тоски – по-моему, очень важная часть сложного эротического переживания. Помните? – сколько оттенков любви у Платона – агапе, филия, сторге… А у Ли их вообще шесть. С уважением!!! Артём. Артём Татаренко 08.09.2011 10:31 Заявить о нарушении
И опять вдогонку; видите, как с Вами поговорить хочется! :)))
-- Праздник и нежность, приправленные тоской - вот рискну показаться самонадеянным! - все-ж-тки есть, мне кажется, в моей Самаритянке. Там примитивнейшее лобовое повествование, смею надеяться, заставляет опытного читателя заподозрить подвох: чегой-то ради такая стенограмма записана... :))) Артём Татаренко 08.09.2011 11:05 Заявить о нарушении
Артем, привет!
Теперь вот сижу и думаю о Вашей методике глубокой образности – погружение-приближение. Пока не могу прочувствовать кожей – мне кажется, что чем ближе, тем хуже видно:-) Хотя глаза-то можно и закрыть – и попросту ощущать слияние... А вот про то, как божественно волшебно и упоительно возбуждающе пахнет любимое потное тело, разогретое ласками – это да, это мое, разделяю совершенно! А сколько отчаянной нежности к шрамам на этом единственно нужном и самом прекрасном теле... Кто первый увидел это – в самый момент оргазма близкая к страданию маска покрывает лица – и только в следующую секунду меняется на выражение утомленно-удовлетворенно-благодарно-ласковое? Я помню у Гессе – но наверняка было много раньше. Про педофилию – Вы не совсем меня поняли – я бы хотела написать со стороны ребенка (девочки) Детсткая сексуальность зарождается как раз в неподходящий момент – когда малышатская непосредственность (сижу на горшке вся моська в шоколаде я самая красивая на свете) уже схлынула, а способность противостоять авторитетам (тинейджерский бунт) – еще далеко. И ребенок понимает, что это – плохо. Даже если прямо не говорится об этом – дети такого возраста уже воспринимают общественное (родительское) мнение даже без слов. И девочки зарывают свою сексуальность, прячут изо всех сил – к ужасу, иногда навсегда, или очень надолго... Теперь представьте девочку, которая, будучи совершенно здоровой и абсолютно адекватной – не теряет, а развивает свою сексуальность, по каким-либо причинам. Что из этого может получиться? Платон, Дж. Ли и пр. Любая классификация – по сути своей условное, насильственное разграничение. По-моему, к любви не применимо ни то, ни другое:-) Предпочитаю Определение Любви Эндрю Марвелла. Вот куда нас закинуло – а началось так мило, с эротики...:-))))) Пойду смотреть Самаритянку! Виа Комбуста 08.09.2011 15:19 Заявить о нарушении
Добрый день, Виа!
Ага, вот как про девочек. А что представлять; мне такой пример известен. Яркая чувственная жизнь с ранних лет. Такая беззаконная комета в кругу расчисленных… Что получилось в итоге? Очень интересный человек, уверенная в себе вполне обаятельная женщина, уже 20 лет замужем, верна мужу и, похоже, счастлива в браке. Не придумал. Реально знаю. Любовь – так далека от «милой эротики»? Вы так считаете? Я-то не вижу здесь космического расстояния. Фрейд в этом вопросе мне ближе. Он считал, что разрыв (и тем более антагонизм) - искусственный, что это следствие подавления влечения. Вообще я равно уважаю и хорошее художество и серьезный научный дискурс, – это уже к теме классификаций. Конечно, любая схема условна. А вот насильственна она или нет – зависит от класса классификатора:))) И капельку яда в Марвелла :)))) - Красив. Но вот эта его «Fate»… Английский мой никудышный, возможно на родном языке автора всё выглядит не так кошмарно. Но эти русские эквиваленты - Надежда, Душа, Отчаянье, Страсть! Читаю: «Душа» - и что переживаю при этом? Пусть мне покажут «Отчаяние», изобразят, а не обозначат метафорически пустым словом! Отсюда и идея изображать простое и вещественное. То, что я правда могу увидеть, то, что есть. А уж какого содержания туда налить – зависит от умений. Литература ныне избегает пафоса, она недоверчива к таким «большим» словам. Постмодерн на дворе…. Артём Татаренко 09.09.2011 08:00 Заявить о нарушении
Дык - то ныне! А то - ХVII век! Тогда и кровь-любовь fire-desire еще не навязли на зубах!!!!
Вот напомнил ты мне историю. Пришодит мой Виа Комбуста 09.09.2011 13:10 Заявить о нарушении
Приходит мой Мишка (это сын, 11 лет) и начинает хаять мою сказку - мол, розы - это банально, это вульгарно, у всех - розы, розы, розы.
Я даже сначала вроде и застыдилась - и правда, пусть ирисы будут, или там герберы какие-нибудь. А потом я вдруг поняла - нет, нет и нет! Там были РОЗЫ! И если там были именно розы, почему я должна вымучивать какие-то нездоровые ботанические излишества??? Просто потому что розы затерли? А и насрать - но я-то знаю, что в этом саду были РОЗЫ! И оставила! :-)))))))) Виа Комбуста 09.09.2011 13:14 Заявить о нарушении
Розы - это классика.
У Гертруды Стайн: "А роза - это роза это роза это роза" . Поленился переключать на английский шрифт. На эту тему у Бродского про Кавафиса хорошо. ...счас найду, ага вот: «Каждый поэт теряет в переводе, и Кавафис не исключение. Исключительно то, что он также и приобретает. Он приобретает потому, что уже с 1909-1910 годов начал освобождать свои стихи от всякого поэтического обихода – богатой образности, сравнений, метрического блеска и рифм. Это – экономия зрелости. Кавафис прибегает к намеренно "бедным" средствам, к использованию слов в их первичных значениях, чтобы еще усилить эту экономию. Так, например, он называет изумруды "зелеными", а тела описывает как "молодые и красивые". Эта техника пришла, когда Кавафис понял, что язык не является инструментом познания, но инструментом ПРИСВОЕНИЯ, что человек, природный буржуа, использует язык так же, как одежду и жилье…» Артём Татаренко 09.09.2011 13:52 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |