Рецензия на «Натюрморт с серебряным кувшином» (Виа Комбуста)

...Вообще качество натюрморта в рассказе есть всегда, при условии, если рассказ хорош и, соответственно, композиционно отстроен...
Красивая получилась постановка. Искусно выставлен свет, в глубоких тенях воображение дорисовывает само.
Контрасты изысканны – тяжёлое и невесомое, металл и мягкое. Старая школа, что скажешь! От фламандцев эти фокусы! :)
Понравилось, что эротическая составляющая – не самоцель, а средство, заставляющее глаз скользить по тексту. А цель – да, вот она, достигнута – элегантный рассказ-натюрморт.
С уважением! Артём.

Артём Татаренко   06.09.2011 06:01     Заявить о нарушении
Привет, Артем!
А когда эротическая составляющая - самоцель, то это уже первый кувырок с горки к порнухе! Мое представление об эротике именно такое - это то, что рядом, смещено во времени и пространстве, уходит в глубину, а не выстраивается линейно - как Вы понимаете, не ханжество тому причина, не боязнь называть вещи своими именами - просто кому они нужны, в лоб обозначенные?
Самые любимые - Брейгель и Вермеер. Искала картинку у Калфа - был у него кувшин где-то, но где - не помню! Хеда сотворил классный кувшин - но там краб все портит...:-)))
А вот за элегантный рассказ-натюрморт - ох, спасибо!:-)
Мурррррр!:-)))))

Виа Комбуста   06.09.2011 10:32   Заявить о нарушении
Принимаю такой взгляд на эротику, уважаемая Виа!
С одной оговоркой - он не единственный. Скорее, общепринятый. Легче усваиваемый:) И по мне - это всего лишь один из возможных.

Вопрос интереснейший: 1/ кто этот принцип сформулировал? 2/ когда? 3/ - И что мы увидим, если, играя с ним, перевернем его с ног на голову?

В Вашем вопросе ("кому они нужны?") я углядел две грани.
Попробую посопротивляться:)

Любой рисунок (и словами, конечно) - это всё-таки модель, а не точный клон-копия реальности. Поэтому я решительно не понимаю, что такое "изобразить в лоб" даже в случае описания предмета нашего разговора медицинскими терминами, - перед нами всё равно отбор изображаемого. А уж тем более, если наш рисунок-модель имеет претензию на образность. И тем более, если он эту претензию оправдывает собой.
А всё остальное - вопрос степени приближения, дистанции, отбора.

Коли это так, то вопрос "кому нужно обозначать в лоб?" звучит на самом деле иначе и невинней - "зачем приближать?"
И как Вы догадываетесь, ответ возможен не один-единственный.

А почему бы и нет?
- если писать эротику как праздник?
- если писать не просто голую физику телесных взаимодействий, а целить в нечто более интересное - в сам Эрос, в те напряженные силы-жгуты, связующие людей?
Разумеется, результат на выходе должен стать художественным. Вот если этого нет, - тогда, увы, порнуха.
Мне страшно интересно стало с какого-то момента - взять и поставить под сомнение все устоявшиеся взгляды на то, что "можно", а что "нельзя" делать в этом жанре. Любая нормированность - чрезвычайно относительный и условный общественный продукт.
Вот такое мое слово в ответ:) - разумеется, с большущим уважением к Вам, как к художнику.
...как художник к художнику :)))))
Артём.


Артём Татаренко   06.09.2011 16:12   Заявить о нарушении
...Кстати!
В той моей зарисовочке, показавшейся Вам симпатичной, эротическая составляющая - абсолютная самоцель.

Артём Татаренко   06.09.2011 16:17   Заявить о нарушении
Артем, привет!
Ой, как-то слишком серьезно:-)
Мой взгляд на эротику – не думаю, что я готова сформулировать его четко; скорее, это просто сочетание неких пристрастий, симпатий и антипатий – причем сочетание сие динамично, и может изменяться в зависимости от времени суток, погоды, дня цикла, съеденного и выпитого накануне...:-)))
То, что остается неизменным – и тут полностью с Вами согласна – результат на выходе должен быть художественным! Это единственное ограничение, остальное принимаю (не так важно, нравится или нет) – как в сексе: все хорошо, что хорошо для обоих.
Но в лоб – не, для этого надо быть по крайней мере Генри Миллером, чтобы излагать как под язык подвернется, не сильно задумываясь – а итогом классно! А попробуйте представить просто его подражателя? Бррр.... возбуждают ли, чаруют ли Вас вот, к примеру, такие бессмертные строки:
Он берет за уши мою голову, ложит мне свой *** на язык и **** меня в рот (цитата, сохранена авторская стилистика и орфография)
Вот против какой лобовой атаки я!
И сопротивление - бесполезно!:-))))))
Потом – эротику писать ТОЛЬКО как праздник – и не иначе! Целиться – естественно, не в гениталии, а метафизические составляющие химического притяжения – как это работает? Где зарождается? Заразно ли это?
Запахи, звуки, легкие прикосновения, неожиданные вкусовые ощущения – вот что мне интересно!
Посему - можно все, запретов нет; только не выпасть из стиля, не сорваться в грязь или скуку.
Задумалась о Вашем – можно и нельзя. Скажем, педофилия – довольно безобразная темка. А если по-Вашему, с ног на голову – невинное дитя САМО совращает всех поряд, не ведая никаких нельзя в своих экзерсисах? И написать красиво, без грязи...
Ваш жаркий рассказ – Артем, вероятно, по Вашему авторскому замыслу эротическая составляющая и была самоцелью. Но чем и хорошо настоящее творчество – выпущенное на свободу, оно живет своей жизнью! Так что для меня – нет, не это, а огромная щемящая нежность пополам с прозрачной тоской – вот что плавит звуки и запахи в Вашем рассказе! Эротика - изысканный фон для этого - неуловимого, не обозначенного даже...
Это – мое мнение, вернее – ощущение от прочитанного у Вас. Ощущение очень хрупкое, чем и ценно...

Виа Комбуста   07.09.2011 18:12   Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Виа!

Ага, вот диалог!
(А то хожу тут, всех задираю:), и все как-то без боя сдаются:)))

Согласен! – хорошо, когда на такое живое дело взгляд живой. И амплитуда колебаний классная:).

Гм-гм, Миллер… Оставим его на совести переводчиков. Подозреваю, та орфография – целиком ихняя:)))

Сопротивление таким шнякам – полезно. Я декларацию написал у себя на странице, попробовал внятно сказать, где котлеты, где мухи.

«Метафизические составляющие физического притяжения» - кррасиво, чёрт!!!
Тут одно, целясь в метафизические, помнить, что без гениталий все-таки их не бывает. Любовь реально потная, липкая, часто неумелая и не супергеройская – но она всё равно красива. Для двоих.
Я сторонник глубокой образности, - глубокой в том смысле, что прижимаемся вплотную, смотрим на простое-простое, видим все несовершенства, - и чем сильней прижмемся:), тем неожиданней можем взлететь в письме.

Про «можно–нельзя».
Тут всё мне кажется просто, - если только мы пишем – действительно эротику. Я не вижу в педофильской ситуации подлинного эротизма, взаимной мощной тяги двоих друг к другу, того праздника. И потому никогда не возьмусь за эту тему. Постель с ребенком – это что-то изначально для меня выморочное, искусственное и, следовательно, порнографическое. По крайней мере, так мне думается сейчас, чудным сентябрьским днем при легких невысоких облаках и абсолютно на трезвую голову…:)

И про самостоятельную жизнь произведений.
Насчет своего опуса скажу – недалеко же он убежал сам от меня:). Нежность, балансирующая на грани тоски – по-моему, очень важная часть сложного эротического переживания. Помните? – сколько оттенков любви у Платона – агапе, филия, сторге… А у Ли их вообще шесть.

С уважением!!!
Артём.

Артём Татаренко   08.09.2011 10:31   Заявить о нарушении
И опять вдогонку; видите, как с Вами поговорить хочется! :)))
-- Праздник и нежность, приправленные тоской - вот рискну показаться самонадеянным! - все-ж-тки есть, мне кажется, в моей Самаритянке.
Там примитивнейшее лобовое повествование, смею надеяться, заставляет опытного читателя заподозрить подвох: чегой-то ради такая стенограмма записана... :)))

Артём Татаренко   08.09.2011 11:05   Заявить о нарушении
Артем, привет!
Теперь вот сижу и думаю о Вашей методике глубокой образности – погружение-приближение. Пока не могу прочувствовать кожей – мне кажется, что чем ближе, тем хуже видно:-) Хотя глаза-то можно и закрыть – и попросту ощущать слияние...
А вот про то, как божественно волшебно и упоительно возбуждающе пахнет любимое потное тело, разогретое ласками – это да, это мое, разделяю совершенно! А сколько отчаянной нежности к шрамам на этом единственно нужном и самом прекрасном теле...
Кто первый увидел это – в самый момент оргазма близкая к страданию маска покрывает лица – и только в следующую секунду меняется на выражение утомленно-удовлетворенно-благодарно-ласковое? Я помню у Гессе – но наверняка было много раньше.
Про педофилию – Вы не совсем меня поняли – я бы хотела написать со стороны ребенка (девочки) Детсткая сексуальность зарождается как раз в неподходящий момент – когда малышатская непосредственность (сижу на горшке вся моська в шоколаде я самая красивая на свете) уже схлынула, а способность противостоять авторитетам (тинейджерский бунт) – еще далеко.
И ребенок понимает, что это – плохо. Даже если прямо не говорится об этом – дети такого возраста уже воспринимают общественное (родительское) мнение даже без слов.
И девочки зарывают свою сексуальность, прячут изо всех сил – к ужасу, иногда навсегда, или очень надолго...
Теперь представьте девочку, которая, будучи совершенно здоровой и абсолютно адекватной – не теряет, а развивает свою сексуальность, по каким-либо причинам. Что из этого может получиться?
Платон, Дж. Ли и пр. Любая классификация – по сути своей условное, насильственное разграничение. По-моему, к любви не применимо ни то, ни другое:-)
Предпочитаю Определение Любви Эндрю Марвелла. Вот куда нас закинуло – а началось так мило, с эротики...:-)))))
Пойду смотреть Самаритянку!

Виа Комбуста   08.09.2011 15:19   Заявить о нарушении
Добрый день, Виа!
Ага, вот как про девочек.
А что представлять; мне такой пример известен. Яркая чувственная жизнь с ранних лет. Такая беззаконная комета в кругу расчисленных… Что получилось в итоге? Очень интересный человек, уверенная в себе вполне обаятельная женщина, уже 20 лет замужем, верна мужу и, похоже, счастлива в браке. Не придумал. Реально знаю.

Любовь – так далека от «милой эротики»? Вы так считаете?
Я-то не вижу здесь космического расстояния. Фрейд в этом вопросе мне ближе. Он считал, что разрыв (и тем более антагонизм) - искусственный, что это следствие подавления влечения.
Вообще я равно уважаю и хорошее художество и серьезный научный дискурс, – это уже к теме классификаций. Конечно, любая схема условна. А вот насильственна она или нет – зависит от класса классификатора:)))

И капельку яда в Марвелла :))))
- Красив. Но вот эта его «Fate»… Английский мой никудышный, возможно на родном языке автора всё выглядит не так кошмарно. Но эти русские эквиваленты - Надежда, Душа, Отчаянье, Страсть! Читаю: «Душа» - и что переживаю при этом? Пусть мне покажут «Отчаяние», изобразят, а не обозначат метафорически пустым словом! Отсюда и идея изображать простое и вещественное. То, что я правда могу увидеть, то, что есть. А уж какого содержания туда налить – зависит от умений.
Литература ныне избегает пафоса, она недоверчива к таким «большим» словам. Постмодерн на дворе….

Артём Татаренко   09.09.2011 08:00   Заявить о нарушении
Дык - то ныне! А то - ХVII век! Тогда и кровь-любовь fire-desire еще не навязли на зубах!!!!
Вот напомнил ты мне историю. Пришодит мой

Виа Комбуста   09.09.2011 13:10   Заявить о нарушении
Приходит мой Мишка (это сын, 11 лет) и начинает хаять мою сказку - мол, розы - это банально, это вульгарно, у всех - розы, розы, розы.
Я даже сначала вроде и застыдилась - и правда, пусть ирисы будут, или там герберы какие-нибудь. А потом я вдруг поняла - нет, нет и нет! Там были РОЗЫ! И если там были именно розы, почему я должна вымучивать какие-то нездоровые ботанические излишества??? Просто потому что розы затерли? А и насрать - но я-то знаю, что в этом саду были РОЗЫ!
И оставила!
:-))))))))

Виа Комбуста   09.09.2011 13:14   Заявить о нарушении
Розы - это классика.
У Гертруды Стайн: "А роза - это роза это роза это роза" . Поленился переключать на английский шрифт.
На эту тему у Бродского про Кавафиса хорошо. ...счас найду, ага вот:

«Каждый поэт теряет в переводе, и Кавафис не исключение.
Исключительно то, что он также и приобретает.
Он приобретает потому, что уже с 1909-1910 годов начал освобождать свои стихи от всякого поэтического обихода – богатой образности, сравнений, метрического блеска и рифм.
Это – экономия зрелости.
Кавафис прибегает к намеренно "бедным" средствам, к использованию слов в их первичных значениях, чтобы еще усилить эту экономию. Так, например, он называет изумруды "зелеными", а тела описывает как "молодые и красивые".
Эта техника пришла, когда Кавафис понял, что язык не является инструментом познания, но инструментом ПРИСВОЕНИЯ, что человек, природный буржуа, использует язык так же, как одежду и жилье…»

Артём Татаренко   09.09.2011 13:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виа Комбуста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Артём Татаренко
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.09.2011