Рецензия на «Грация и Абсолют» (Игорь Гергенрёдер)

Игорь, добрый вечер!
Долго читала (заметили?:-), потом долго думала... Впечатление сильное, но неоднозначное.
Самое главное – Велимир-заде потряс!!! Матерый индивидуалист, мощный, умный, хитрый, нет для него ни авторитетов, ни закона – по той простой причине, что по уровню развития стоит он просто заоблачно выше... И цели Вы – безусловно – добились (если ЭТО была цель:-) – он-таки самый привлекательный (единственный привлекательный, я бы сказала!) персонаж романа.
Оценила Вашу позицию, несколько неожиданную и совершенно нестандартную – в оценке событий военных лет и поведения людей – и мотивов, бросающих кого куда... Степень достоверности – высокая, молодой инженер, начитавшийся Ницше – убедителен в своих нормальных, просто естественных притязаниях – а и правда, почему надо непременно геройствовать, картинно умирать за... За что?
Но вот что забавно – никак не отделаться от неопределенного но назойливого ощущения – что создавали это – двое, причем мужчина и женщина. И если мужчину неодолимо тянуло к психологическим изыскам, историческим поискам, то дама настойчиво плела незамысловатую сеточку романтических интриг, авантюрных приключений, страстей неземных и пр. При этом они, разнополые создатели, не слишком друг с другом и ладили (потому что мужчина все время еще и думал о чем-то другом) – и только в постели – вот где было полное понимание, слияние тел и душ, достижение небесной гармонии...
Отсюда – произведение субмурное и крайне неоднородное. Вопрос – кто Ваш читатель? Думающий заскучает на тех страницах, где барышни как-то уж совсем по-детски воюют за внимание не очень-то и привлекательных мужчин, от неубедительных терзаний Алика (в которой лично я нахожу лишь два достоинства – и это осиная талия и упругая подвижная попка – ну не верю я ни в ее дизайнерский дар, ни в какие-то глубины и высоты – вздорная, глуповатая, вредная, инфантильная, тщеславная, к тому же без проблеска чувства юмора (а это ли не ужас?:-) – а читающий книжки для развлечения не оценит ни психологических зарисовок в полутонах, но звучащих на грани срыва голоса, ни трагедийности ситуации, в которую попадает человек мыслящий на стыке тоталитаризма, фашизма и молодости... и эти страницы будут перелистываться нетерпеливым пальчиком – ну как там интрижки?:-)
А это – обидно. Потому что Ваш роман достоин внимательного, вдумчивого, чувственного, сопереживающего прочтения. Как этого добиться? Усилить дамскую составляющую и оживить, смягчить мужскую? Вероятно, это был бы выход... Выход на следующий –высочайший – уровень литературы.
Не обиделись?:-))) Вот и славно! Ведь от души (да и мозги немножко поучаствовали:-) и с самыми дружескими (терпеть не могу «теплых» :-))) пожеланиями!!!

Виа Комбуста   25.11.2011 20:51     Заявить о нарушении
Ваш отзыв вызывает у меня чувство самой сердечной благодарности. Ну и, конечно, - желание ответить, пояснить. У меня нет ни одной вещи, о которой мне не сказали бы: вот это и это надо исправить, изменить - и тогда будет действительно хорошее произведение! (Причём советы оказывались прямо противоположными).
О цели романа "Грация и Абсолют" я сказал в "афише", которую поместил на лицевой странице вверху. Цель - показать индивидуалиста (можно добавить: крайнего - или, как Вы написали: матёрого, мощного).
Чтобы его показать, я сначала даю кадр с обычными людьми, среди которых - что опять же обычно - кто-то несколько выделяется. Это - Алик. Она нарисована не без иронии (и эта ирония не случайна).
Далее. Вы говорите, что девушки как-то совсем уж по-детски воюют за внимание не очень-то и привлекательных мужчин. Повторяю: я дал сценку заурядной, обычной (обычной) жизни. Привлекательны мужчины или не очень - для меня главное, чтобы они были зримыми, живыми.
Так вот, с ними, со всей этой обычной компанией, соприкоснулись двое мужчин необычных. За одним - убийство милиционеров, за вторым - много-много-много чего... Разительный контраст между компанией и этими двумя я обнажаю по ходу романа, даю истории молодого мужчины и пожилого. И тот и другой хочет завладеть Аликом: осиная талия и упругая подвижная попка - это именно то, что им надо. Пожилого героя - Лонгина Антоновича (Велимира-заде) - ему 54, взволновала 22-летняя Алик: такая, какой она показана. Ему не шибко интересно, талантливый ли она модельер и вообще кто она по профессии. То, что в нём вспыхнула страсть к ней, не представляет собой ничего поразительного, такое случается сплошь и рядом.
Вы говорите, что терзания Алика неубедительны. То есть неубедительно то, что она пожалела парня, которому грозит смертная казнь, и ради его спасения, согласилась на условия Велимира-заде?
Были и есть девушки, которые испытали бы те же чувства (терзания) и сделали бы то же самое, не будучи какими-то особенными натурами.
Да, разумеется, Вы можете считать иначе, не верить в её "терзания", в её талант модельера. Что же, я обращусь к хрестоматийному. Льва Толстого упрекали: в то, что Анна Каренина бросилась под поезд, не верится, ибо женщине отнюдь не безразлично, как она будет выглядеть после смерти.
Упрёки, как я уже упомянул, бывают прямо противоположными. Один немолодой и вроде профессиональный литератор сказал мне: неубедительно то, что Алик, такая очаровательная интересная девушка, могла полюбить прожжённого, отпетого и к тому же старого для неё негодяя!
Литератор попенял мне также и за "грубый натурализм сексуальных сцен" (он посчитал, что я их дал "для оживляжа"). Я ему объяснил: сцены как раз и показывают, каким образом "прожжённый, отпетый негодяй" завоёвывал героиню).
Ну вот, теперь о Вашем вопросе: "Кто Ваш читатель?" Об этом я не думаю. Если об этом думать, если стараться представить себе типы читателя (а тогда неизбежно появится стремление подстраиваться под тот или иной тип), работать станет невозможно. Мне достаточно знать, что читатель у меня был, есть и будет. Если Вы имеете в виду читателей на этом сайте, то я Вам отвечу: на этом и на других сайтах со свободным размещением произведений мы видим, в основном, не читающих, а пишущих людей.
Читающие же люди смотрят электронные библиотеки. Там можно увидеть все мои вещи (на этом сайте - только часть их). "Грация и Абсолют" - не единственный мой роман. Если Вы запустите его название в поисковики, то увидите, сколько библиотек (которые помещают у себя отнюдь не всё) скачали его, хотя нет и месяца, как роман представлен в интернет.
Нехватки читателей у меня нет.
Другое дело, что не столь много, как хотелось бы, таких вдумчивых, серьёзных.

С благодарностью и уважением,

всегда Ваш Игорь Гергенрёдер


Игорь Гергенрёдер   26.11.2011 21:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Гергенрёдер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виа Комбуста
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.11.2011