Рецензия на «Укус» (Илья Згурский)

То ли луна была в созвездии скорпиона, то ли ветер дул юго-западный, но И. Згурский написал сатирический рассказ в жанре "социальной фантастики".
Такое сочетание встретишь не часто, что уже само по себе выделяет рассказ "Укус" из прочих произведений автора. Кроме того, "идея" рассказа не "закопана" в глубину (что характерно для творчества И. Згурского), а "смутная" в начале по ходу сюжета крепнет и в явном виде предстает в финале.

Герой рассказа практикует осознанные сновидения - регулярно, по субботам, видит сны о похождениях японского самурая Нисяку Микимото. В одну из таких суббот, когда герой смотрел любимый сон, к нему подкрался Шмыг-Покусака (о котором известно только то, что он полосат) и укусил. За пятку. Следует отметить удачный игровой ход автора - использование приема умолчания: не сразу становится ясно, в каком мире - вымышленном или реальном - происходит действие. Герой крепко спит, однако, ему каким-то образом становится известно, что, совершив "покусательный акт", Шмыг-Покусака юркнул не куда-нибудь, а под кровать. События двух планов ("во сне" и "наяву") пересекаются и запутываются. Не смотря на очевидное осознание и ощутимость укуса, проснуться герой не может, а проснувшись (вроде бы), обнаруживает, что из ранки вместо крови течет карамель. Это дезориентирует читателя и придает рассказу момент занимательности.

Может быть герой все ещё спит? Или он не человек?

Дальнейшее поведение и размышления героя убеждают, что он всё-таки человек, а не сказочное существо, и живет в человеческом мире: "Умывшись и позавтракав большим желтым батоном, я задумался. Вот куда мне идти? К кому обращаться? Кто мне поможет в воскресенье утром?..." Печаль вполне понятная всем тем, кто пытался получить медицинскую помощь воскресным утром. Ситуация, что называется, "из жизни". Вторжение в размышление героя фантастического - "Пряничная поликлиника! Уж они-то мне не откажут!" - создает иронический подтекст, раскрывающий направление творческого замысла автора: посмеяться над состоянием современного здравоохранения. По ходу развития сюжета фантастическое в рассказе набирает обороты. Оказывается, поликлиника расположена в банке из-под солидола, на окраине города. Автор абсурдирует ситуацию, иронически изображая материально-техническую оснащенность современной российской медицины. Атмосфера абсурдности усиливается описанием местности: "Жуткое это место – городская окраина. С одной стороны тут грязный тесный город. А с другой – старый гнилой забор, сдерживающий натиск одиноких зомби. Да-да, тех самых, с Черных земель…".

"Черные земли" в реальности - земельные наделы черносошных крестьян и тяглого городского населения в России 16-17 вв. ("белые земли" - земли феодалов и духовенства). Зомби - типичный персонаж, так называемой, "литературы постапокалипсиса". Появление "зомби с Черных земель" в рассказе о походе за врачебной помощью, поднимает иронию до градуса ядовитого сарказма: "конец света" в системе здравоохранения уже свершился (скатились в средневековье). "Простому люду" качественная медицина недоступна, и вот уже очумевшие нелюди, ужасные зомби стонут у забора возле городской поликлиники и просят рублики. Смешение страшного и комического (зомби просит милостыню) создает элемент гротеска. В этих эпизодах сатира на современное состояние здравоохранения обнажена до предела. "... от рубликов я бы и сам не отказался", - замечает герой.
Ну ещё бы! От "бесплатной медицины" адекватного лечения ожидать не приходится.

Постепенно абсурдирование ситуации достигает апогея, автор использует оригинальный прием: на фоне "картины постапокалипсиса" из банки-поликлиники появляется сказочный персонаж - "старый седой гном, профессор мармеладных наук" и принимается "щупать ногу, лизать карамель и что-то бубнить себе под нос". Здесь явственно проступает основная идея произведения: бесплатная медицина - это сказка, что и подтверждает финал рассказа. Определив у пациента "синдром карамельной пятки", доктор-гном назначает лечение - прочесть сказку "Колобок" "...три раза вверх ногами..."
"- И всё?
- И всё!..."
Недоумевающий герой "... обулся и захлюпал домой. Сказки искать".

Несмотря на выход за пределы вероятного, "Укус" - реалистический рассказ, в котором в заостренной форме, выпукло и рельефно, и одновременно правдиво раскрываются типические черты наличной реальности. Выбранный ракурс ("от первого лица") и лёгкий, местами беспечный, стиль повествования придает социальной сатире оптимистический характер. Атмосфера абсурдна, но герой замечательно в ней себя чувствует. Настолько замечательно, что не остается сомнения: он (герой, то есть) всё еще спит. А таинственный Шмыг-Покусака - обычная оса ("вредина полосатая"), куснувшая спящего героя за пятку, и спровоцировавшая тем самым "вложенное сновидение".

И. Згурский замечательно умеет издеваться над тем, что именуют "здравый смысл".
Остается вспомнить знаменитое высказывание М. Пруста: "В веках от литературы остается только гротеск!"
И по традиции всхлипнуть (от смеха): аффтар, пиши ищо!

E.Тихоновская   17.03.2012 08:42     Заявить о нарушении
Эко как! Прям и не знал, что такую глубокую прозу пишу! Сапасибки!
А Их милость не сердится, что Шмыг-Покусакой величать стали?

Илья Згурский   18.03.2012 19:22   Заявить о нарушении
А это мы параллельно с Вашей рассказкой трилогию С. Беккета заценивали, вот и того... в глубины закопались )))
А Их милость очень даже новым именем доволен. Шмыгает и покусывает с особым старанием (чтоб,значится, соответствовать).

E.Тихоновская   18.03.2012 23:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Илья Згурский
Перейти к списку рецензий, написанных автором E.Тихоновская
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.03.2012