Рецензия на «Василиск» (Наталья Ладица)

Наталья, Леший не мог быть младшим братом Кащея, т.к. он дух, а Кащей – бывший человек.
Да и Василиск не столь безобидное существо. От его взгляда девица в избе минимум бы остолбенела на веки вечные, а максимум – обратилась бы в камень.
И у вас получается, что Василиск породил петухов, лягушек и змей, но как же он тогда с ними встретился до этого?

С уважением,

Александр Богаделин   10.05.2013 18:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр. Очень приятно, что вы заинтересовались моими сказками, тем более, что я от ваших - просто в восторге. Начну по-порядку. Насколько мне известно, Кощей - именно дух, олицетворявший собой голод и неурожай. Потому у него и такая внешность (кости, обтянутые кожей), потому он и хранит под землёй злато (драгоценное зерно), потому и принадлежит он к категории существ вечных (время от времени убиваемый главным героем, он в другой сказке предстаёт во всей красе). Да и Леший иногда мог быть бывшим человеком - в том случае, если другой Леший увёл ребёнка и воспитал по-своему, или мать своё дитя послала к Лешему.
Теперь что касается Василиска. Он, действительно, совсем не безобиден в славянской мифологии. Но эта сказка - не о Василиске, как таковом, а о маленьком существе, страшном, не похожем на других, но так же нуждающемся в обществе, любви и ласке. Он ведь ещё просто ребёнок, а ребёнок по определению не может быть злым. Потому и с девицей ничего не произошло, что во взгляде не было ни настоящей силы, ни настоящей злости.
По поводу происхождения от этого Василиска петухов, лягушек и змей у меня ничего нет. Просто теперь малыш попытается обрести семью в более привычном для всех облике.
С уважением, Наталья.

Наталья Ладица   11.05.2013 01:12   Заявить о нарушении
Наталья, извините, что сразу начал с критики. Но я несколько лет посвятил славянской мифологии и замечать неточности – это уже профессиональное. :)
К сожалению, вы путаете Лешего и Домового. Леший – это классический дух, отвечающий за растительность и живность на определенной местности. Он не мог быть в прежней жизни человеком, в отличие от Домового, которым часто становился после смерти первый хозяин жилища.
Да и Кащей – это демон зимы. Этот юноша, как и Баба Яга, получил бессмертие, но был лишен молодильных яблок. И убить его, на самом деле, нельзя. Яйцо – это символ нашего мира (скорлупа – небо, белок – вода, желток – земля) и с его разрушением погибнет все живое на земле.

Славянская мифология несколько раз меняла форму в зависимости от своих носителей и их особенностей жизни. Когда она была государственной религией, существовал развитый пантеон богов, духов, мифических животных и героев. Как только после христианизации Руси она перешла на уровень простых крестьян, то сразу упростилась до уровня их понимания. Поэтому сундуки со златом у Кащея – это более поздние наслоения. Духу зимы они были не нужны. :)

С уважением,

Александр Богаделин   11.05.2013 02:05   Заявить о нарушении
Насчёт Лешего такие сказки были, правда наши предки, видимо, ассоциировали с ними эдаких "маугли", а называли их, как мне услужливо (хотя и с опозданием) подсказывает память, лешачёнками. Что же касается Кащея, то не могу с вами согласиться. Его атрибутами всегда было припрятанное под землёй богатство (позже, как вы совершенно правильно сказали - золото), страшная худоба при огромной силе, бесплодный камень, а не холод, снег, лёд. Он даже живёт не в хрустальном дворце, а в каменном. Он, скорее принадлежит к числу вечно умирающих и воскресающих божеств и духов. Кстати, в некоторых сказках именно он хранит (и никому не даёт) молодильные яблоки.
Яйцо - это не только символ нашей вселенной, но и символ жизни - как в глобальном, так и в частном масштабе. Иначе герой, разбивая яйцо, погибал бы и сам. В Пасхе, например, яйцо предстаёт именно как символ жизни и воскрешения.

Наталья Ладица   11.05.2013 03:02   Заявить о нарушении
Что же касается упрощения до уровня простых крестьян... Тогда крестьяне были очень уважаемыми людьми, да и все - от князей до холопов - прекрасно понимали: нет урожая - нет жизни.

Наталья Ладица   11.05.2013 03:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Ладица
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Богаделин
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.05.2013