Рецензия на «Хрустальный» (Юрий Зорько)

Похоже, автор настолько же хорошо знает тайгу, насколько плохо – людей. Наверное, редко видит их таёжник, а когда всё-таки встречает – восторг («Люди! Люди!!!») сводит на нет способность к критическому восприятию. Видимо, отсюда – абсолютно лубочные описания характеров, отношений, нравов. Сейчас даже создатели детских мультиков прорабатывают своих героев реалистичнее, глубже, наделяют их яркими противоречивыми чертами, волнующими зрителя внутренними конфликтами. На фоне героев этой повести даже Братец Медведь и мультяшный Алёша Попович кажутся сложными, многогранными личностями.

Описание главного героя: «Широкоплечий сорокалетний мужик с лицом, будто высеченным из камня». «Начальник отряда, он был и «жнец, и кузнец, и в дуду игрец».

Таким он и остался до самого финала. Разве что начальничать не над кем стало. Никакого внутреннего движения, никакого развития характера, ни капелюшечки осмысления окружающей действительности. Чем он вообще живёт, чем дышит? Трудами и ласками? В голове-то у него что?

Описание главной героини: «миниатюрная красивая женщина, геологиня с характером». «Гордо посаженной головой с белокурой короткой стрижкой, прямым носиком и большими серо-голубыми глазами, она и впрямь напоминала образ полководца на рисунке из учебника истории. А уж стремительностью, с какой принимала решения и упорством доводить начатое до конца, превосходила многих в мужском коллективе». «В брюках геологической робы, в клетчатой мужской рубашке и кедах она, загоревшая, без лишней капельки жира, гляделась красавицей».

Героиня тоже до конца скучнейшим манером верна своему простенькому образу.

Срез отношений: «Александр, подхватив жену под локти, поднял и чмокнул в трепетные губы, а потом, перехватив руки под попу, высоко вздернул на себя и понес в дом. От его медвежьей хватки, близкого, обожженного солнцем и морозом, родного лица, Шура податливо обмякла…»

Так они и живут в полной идиллии: в трудах и ласках.

Описание главного злодея: «Мужчина, одетый в поношенную «афганку» без знаков различия, представился майором Бобиным из райвоенкомата». ««А где Ваши мужчины?» - улыбаясь тонкими бескровными губами, лупоглазый майор, не мигая, уставился на Шуру». «Удав» - так мысленно окрестила майора Шура, протянул раскрытый конверт».

Внешность – как табличка: «гад!» Чтоб читатель не растерялся и не подумал чего не того.

Ну да, всё как в жизни: геройские герои, злодейские злодеи. Все они цельные, монолитные, без единой трещинки – люди-волнорезы, люди-валуны. У героев святая и прекрасная любовь до гроба, у злодеев бесконечный зуд похоти. Шут его знает, может быть, люди, живущие в Сибири, именно такими друг друга и видят, но в художественном тексте подобные персонажи примитивно скучны, они не имеют сюжетного потенциала, с ними заранее всё ясно. Такие лубочные герои, в лучшем случае, могут вызывать у читателя умиление. Конечно, при условии, что читатель – неискушённый и наивный. Читателя опытного и душевно развитого подобные герои могут только рассмешить.

В повести проглядывают зародыши двух сюжетных линий: историческая и любовная.

Историческая: после развала Советского Союза геологический посёлок «Хрустальный» оказался никому не нужен и был брошен на произвол судьбы, люди посёлок покинули, остались только Александр и Александра, которым не хватало совсем немного до полного северного стажа, и их сын. И… И всё. Александр промышляет в тайге, Александра суетится по хозяйству. По большому счёту, ничего больше не происходит.

Любовная: приезжий злодейский злодей хочет женщину геройского героя – женщина не даёт. И… И ничего. Не дала, и чёрт с ней.

В общем, сюжета, как такового, в повести нет.

Нет в этом произведении и какой-то весомой идеи – это отмечалось предыдущими рецензентами.

Ни идеи, ни сюжета, ни конфликта, ни героев. Чисто декоративная проза, ничего не несущая.

Возможно, если автор всерьёз возьмётся за оттачивание собственного стиля – сможет приблизиться по уровню к прозе Паустовского и Бианки, Сетон-Томпсона или хотя бы Степаненко: описания природы, живности всевозможной, охоты и рыбалки, блужданий по тайге – у Юрия получаются весьма и весьма неплохо.

Если же всё-таки тянет писать людей, то рекомендую почитать роман Михаила Лезинского «Великий Юкагир» (роман есть на Прозе.ру – сборник «Колючая Арктика»), третью часть романа Алексея Иванова «Геолог глобус пропил» (первые две части написаны в стиле «унылое гАвно», так что читать не советую, а вот в третьей язык описаний – просто блеск). Да хотя бы Шукшина и Шолохова перечитать – у этих писателей герои просты и понятны, но они всё-таки живые, реальные, отнюдь не лубочные.

Вот как-то так.

Роман Самойлов   31.10.2013 10:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Роман, за науку!
С уважением.

Юрий Зорько   31.10.2013 10:44   Заявить о нарушении
Юра, я рад, что ты понимаешь: враг такую рецензию не напишет. Так может написать только честный друг. Работы с повестью - море. Считай все восторги - авансом, который предстоит отработать.
Василий.

Роману.
Пользуясь случаем и явно злоупотребляя "служебным положением",
прошу вас посмотреть http://www.proza.ru/2011/02/16/442
И отнестись к этому жёстко и беспристрастно.
Конечно, если найдёте время.
Мне интересно ваше мнение.
С уважением,
Василий.


Страница Лифт   31.10.2013 12:06   Заявить о нарушении
Какие могут быть обиды! Этот ликбез мне надо пройти. Такие уроки - то, что мне не хватает.
С уважением.

Юрий Зорько   31.10.2013 17:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Зорько
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Самойлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.10.2013