Рецензия на «Матрешка» (Елена Крюкова)
Приветствую Елена! Зашел к Вам по рекомендации,прочел: Вы писатель, это, конечно, произведение - литература, написано талантливо, богатый, сочный, густой язык, ярчайшие образы, наблюдения, видение жизни. МАТРЕШКА-ЛИЛИЯ: "Весь расчет будущей жизни сумасшедше пронесся у нее в закинутой голове, и баранья курчавая шапочка с ее затылка плавно соскользнула в снег, и ветер покатил ее по наледи и выкатил, пока они исступленно целовались, мимо мигающего светофора, на проезжую часть. Накатил огненным зверем автобус, проехал колесом по шапочке, расплющил ее. Метель швыряла колючий крупитчатый снег мелким жемчугом в ее русые тонкие волосенки, а старик шарил по юному личику ошлепками поживших, утомленных губ, собирал снег летящих поцелуев, вглатывал последнее, живое чудо." " Шарил ошлепками губ". "Снег летящих поцелуев". "И ветер покатил по наледи баранью шапочку". "Накатил огненным зверем автобус" - это проза? - это поэза! Вы удивительно тактичны здесь нет Вашей оценки событиям, характерам персонажей - есть описание, понимание, проникновение в чувство - выводы делает читатель. (Советую профурсетку - ник Троянда внести в черный список - глупое самомнение мещанки, зачем оно?) МАТРЕШКА ВТОРАЯ. "Пурга заметала жизнь и выметала из души память" - поэза просто. "Изо рва дымом на морозе поднимались к стальному небу и бесследно таяли крики." "встал с лягушачьих корточек". "кости разъялись желтой скорлупой". "розовая, еще теплая мякоть дымилась на морозе, дымилась." (второй раз дымилась - так надо?) "Синие глаза были широко открыты. И небо в них вошло спокойно и навсегда." - Потрясающая по глубине и локоничности финальная строка. От всего рассказа ощущение животной, тупой непробиваемости, чудовищно холодной бесчеловечности. Остается сожаление, что и это называется жизнь. Петрушевская со своей черной завесой - бледная немощь в сравнении с этим текстом. МАТРЕШКА ТРЕТЬЯ. ПРИСТАНЬ Здесь лилии с первой Матрешкой переплелись - трогательно. Замысел всего произведения напоминает венок сонетов. Не по композиции, конечно))) Выбираю самые мощные строки: " мягкими, волчьими шагами шел в комнату", "Резной пюпитр деревянной ладонью бережно поддерживал раскрытые ноты." "он видит себя — жалкого, как истасканный кошкой птенец". "Музыка смазывается чернильной кляксой." "в фильдеперсовом чулочке" - Зощинко напоминает)) "пожала красивыми, еще очень красивыми, покатыми фарфоровыми плечами, заправила за крохотное ушко черно-серебряную, перец с солью, прядь" (Перец с солью - такие седины были у молодого Багрицкого.) "передвигал по клавишам корявые, как корешки, пальцы, заплетая и расплетая их." - Яркий образ рук и чувств. "и крепко поцеловала Богородицу в лицо, как родную." (Зависть и благородство в человеке передано, показано насколько люди не однозначны) "Там, где светился во тьме комнаты, в мартовских сумерках, золотой ее крестик". "И он положил ей маленькую, огненную ладонь на голое сердце." - (У Вас в текстах нет тоскливого цинизма Улицкой, что звучит в ее расказах, в похожих по содержанию местах. "запаленное дыханье обожгло скулу" переносье. "Рот опять искал любимый рот, и черная пропасть до краев наполнилась звездами" "ослеп от ее лунного, дынного света." "Лицо пылало перед ним чудовищной розовой жемчужиной." "став взрослым, безумным и опустелым, как мертвый улей, за одну весеннюю ночь." "Желтая пристань на синей воде, и черные тучи в небе, и смерть в нем!" "Он думал о себе быстро и зло, как о чужом." "Вода сжимала ледяными клещами" "Прошлогодние ракушки торчали черными яшмами из серого песка." ( Много хорошей по колориту живописи, в Вашей прозе, Елена) "Она наклонила отягченную угольными, инисто-зимними косами голову" (Суть женская, в этой матрешке, особенно на фоне мужской сути, в первой лилии - как ножом вскрыта) У меня уже два часа ночи, Елена потому что я живу за морями- океанами. А утром у меня пациенты. Я вернусь к этим произведениям. У Токаревой нет такой глубины психологии, у Дины Рубиной нет такого трагизма, у Петрушевской нет такого языка, лучшая из них Улицкая, но рассказы лучше у Вас. Например, во всем романе"Трепанация черпа" Гандлевского я нашел только один яркий эпизод, где он был похож на пуголо, после трепанации, а у Вас россыпи образов и цвета. У Т. Толстой - рассказы слабея - много тревиального, язык классический, описание деталей местами протокольно с прокурорскими подробностями, но есть юмор и мысль и наблюдательность, у Вас пока не встретил и тени иронии. "Кысь" толстовская - лучше ее рассказов, но речь и образы богаче у Вас + проникновенность, и человечность. Алла Басард если читали "Подзабоница" - это не литература. Те строки, в которых я отметил образы, хорошо бы снова пройти, там есть повторы, а эти моменты довести бы до Булгаковской безупречности: "В белом плаще с кровавым подбоем..." до такой, примерно густоты и точности, и будет шедевр. Рад встречи. Вижу, что кое-где напартачил мимо букв, но вычитать нет сил. С теплом. Санто. Сан-Торас 01.02.2014 14:16 Заявить о нарушении
Санто, рада Вашему письму! очень!
хорошо, что эта повесть легла Вам на душу, оказывается, автор не так одинок, как он думает иногда грустно :)))) кто Вы? пациенты - значит, врач? У меня мама была врач, нейроофтальмолог, работала в Вологде в глазной больнице и в Нижнем - в 38-й. Скоро выйдут "Старые фотографии" - там целый "альбом Нины", молодого врача... Знаете, Санто, из СФ фрагмент большой есть в двух номерах (№ 11 и 12 2013-го) питерского журнала "Зинзивер", если будет время, загляните - http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=8386 и еще http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=8723 пока не тянет ни к иронии, ни даже к комедии (хотя написала синопсис комедийного фильма): просто ощущаю, что ирония - это такая злая (и часто беспомощная) защита от великой трагедии мира. Люблю не иронию, а теплый юмор, в каких-то рассказах он есть, например, в "Латинском квартале" или в "Танго в Париже"... Пишу много, в моей мастерской холстов много, и какие-то заканчиваю, а какие-то стоят еще сырые, лицом к стене :) пишите мне, и на e-mail можете писать тоже. Вы сами пишете? или просто читатель? а Троянда - я ей ответила и ради интереса посмотрела ее тексты: ну там махровая графомания, без комментариев :)) жалко ее... а помочь уже нельзя, все запущено :) обнимаю, пишите!! я на связи! а за океаном - это где? у нас старший сын тоже за океаном... да, в Москве и в Германии у меня в 13-м вышли книги, подробнее напишу на адрес, если пришлете, а сейчас должны выйти СФ и еще роман "Беллона", о детях Второй мировой войны, а потом роман "Рай" (в Москве). Елена Крюкова 01.02.2014 16:47 Заявить о нарушении
Елена, милая я не призывал Вас юморить!
Просто отметил, что этой искры не встретил ни в одном моменте. Вы серьезный, одаренный автор, кроме прочего работоспособный. Да, я врач - лечу и пишу всю жизнь, такая беда) Намедни, закончил рассказец, там и матрешки у меня, и Сталин есть, видимо, образы эти в воздухе витают, и имя Цветаевой – три Ваших «ингридиента» Канеша, и вожди, и матрешки у нас полярные, но совпадение занятное. Пока лучше Вас никого тут не обнаружил, хотя и читал мало, на прозе бываю редко, основная страница на стихире, пишу в разных жанрах от поэзы для детей, стихов, сценариев, рассказов - до научки. О Вас мне в почту написали, дали ссыль, я и зашел. Будет возможность, кликнете на два последних моих рассказа, это не обязаловка, канеша, просто мне интересны Ваши мысли, Ваша речь, приятно Вашу культуру чувствовать, наполненность. Троя-шницу, порекомендовал убрать, но Вы ей ответили, будто на трамвайной остановке с техничкой о философии Гегеля перетерли. Хозяин барин! - Ее реца и Ваш ответ оставляют впечатление, что на столе - изысканное блюдо с серебряной ложкой и порошковый суп с лаптем - не кошерное сочетание в «диалоге обеда». Вы, кагбэ любезно пообщались горохом об стену, смешно выглядит: - авоты юмор))) Эллочка-людоедка просто Песталоццы в сравнении с Вашей визави, ибн штобэ ляпнуть кичь - «Остапа понесло», надо совсем золупАголовой быть. Вы производите впечатление человека, в которого вложен труд - она похожа на придорожный бурьян. Таких людей как Вы - культивируют в тропических садах - таких как она, пропалывают. Но они лезут сами из-под асфальта. Уделил этому внимание, поскольку случай располагает к обобщению: Троя-шница - это представитель классической формулы: «Кто был ничем» тот им и останется! - ибо из ничего произрастает – ничто. Это нагулянная дочка Шарикова, и нагулявшая мамаша Швондера! В Рассказе «Осторожно двери закрываются!» я использовал ее документальный диалог с поэтом, как образец классовой зависти и агрессивного скудоумия, кстати, она - четвертый ингредиент наших невольных совпадений. Мне интересны не только Ваши книги, но и Ваши дети, потому что дети – это высшее творчество! С теплом))) Санто. ( Надеюсь, легкая олбань Вас не смутила) Сан-Торас 01.02.2014 23:30 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |