Рецензия на «Тайна гибели Расковой Марины Михайловны» (Владимир Пузиков)

Интересные сведения. Вы правильно делаете - ведёте настоящее расследование.

С уважением,
Николай.

Николай Морозов   02.04.2014 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо!
На памятнике на месте гибели экипажа Расковой - четыре фамилии.
Располагаю сведениями, что там погибло несколько самолетов...
Но, хотелось бы, получить подтверждение и из других источников.

Владимир Пузиков   02.04.2014 18:47   Заявить о нарушении
http://s019.radikal.ru/i626/1404/ad/13712dc8179a.jpg а здесь сначала был прах, перенесенный от села Михайловка. Это окраина парка Липки в Саратове.
Там же был список всего экипажа.

Саша Тумп   03.04.2014 08:52   Заявить о нарушении
Спасибо за фотографии.
Вопрос: Как в трехместном ПЕ-2 оказалось четыре человека!?

Владимир Пузиков   03.04.2014 09:32   Заявить о нарушении
Это повсеместная практика перевоза механика самолета.
"Где два, там и три" - их поговорка.
Думаю в музее (архиве) Саратова все это есть.

Саша Тумп   03.04.2014 09:37   Заявить о нарушении
А Вы от Саратова далеко живете?

Владимир Пузиков   03.04.2014 09:41   Заявить о нарушении
Далеко. Но я думаю, что и в Михайловке знают. Тел. сельсовета не проблема.
Да и музеи дают ответы по эл. почте. И архивы тоже.
Другое дело, что тут очевидное нарушение регламента полета.

Саша Тумп   03.04.2014 10:31   Заявить о нарушении
Вот фото памятника, что в поле у Михайловки - http://i062.radikal.ru/1404/70/2396517703ce.jpg
Тут хорошо видны фамилии и штурмана полка, и инженера полка и стрелка радиста.
Думаю, что с этого конца поиск будет успешнее.

Саша Тумп   03.04.2014 10:42   Заявить о нарушении
Вот Что пишет Вотинцева А.С. в ""Пешки" на боевом курсе" - "А произошло следующее. После нашего вылета в Сталинград погода вновь испортилась, и три экипажа задержались. Дождавшись маленького просвета в небе, они тут же вылетели, но попали в густой туман, стелющийся до самой земли. Согласно наставлениям, самолеты в воздухе расходятся, чтобы не столкнуться: командир держит прежний курс, а ведомые отходят — чуть правее и чуть левее. Тогда два ведомых экипажа, увидев наземные ориентиры, приземлились благополучно. А самолет командира, попав в сплошной туман, так и не вышел из него."

Саша Тумп   03.04.2014 10:53   Заявить о нарушении
В воспоминаниях моего героя спаслось одно звено. Они выполнили инструкцию.

Из рассказа: "Не успели наши машины остановиться, как из этих домиков выскочили лётчицы (их было девять) и по глубокому снегу побежали к нам. Они были одеты в меховые комбинезоны и унты, что затрудняло их движение: они падали, вставали и опять бежали. Мы тоже хотели бежать им навстречу, но нас охватило какое-то оцепенение, и мы не сдвинулись с места. Все мы напряжённо думали, что им скажем, а они уже кричали:
- Что с полком?"

Полностью публиковать воспоминания еще не готов...

Владимир Пузиков   03.04.2014 11:37   Заявить о нарушении
"Трудно верить мемуарам, когда в живых нет свидетелей".
Приходилось с разными рассказами встречаться, в том числе и...
На сегодня-то уже в живых мало кто остался.

Саша Тумп   03.04.2014 11:55   Заявить о нарушении
Вот из книги Марковой Галины Ивановны "Взлет" - "Только 4 января наконец-то на небе проглянуло солнце и разошлись облака. Раскова приказала готовиться к вылету. В 14 часов три самолета поднялись в воздух и взяли курс на Сталинград.
Уже в первый час полета опять появилась облачность. В конце маршрута метеорологические условия резко ухудшились. Самолеты пошли на снижение и попали в сплошную серую мглу.
Летчикам Гале Ломановой и Любе Губиной чудом удалось посадить свои машины в поле. А самолет Расковой потерпел катастрофу.
Лишь через два дня, когда утихла пурга, летчики нашли "Звездочку" своего командира полка. Самолет Расковой лежал на краю оврага. Крылья серебрились на солнце, красные звезды ярко алели на белом снегу..."

Саша Тумп   03.04.2014 12:04   Заявить о нарушении
Пожалуй, раньше правду писать нельзя было, если разбилось несколько самолетов.

Найти бы списки 587-го БАП за декабрь 1942 года и сверить со списками за январь 1943 года.

Персональные списки 125-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного полка выложены в интернете в фотоальбоме полка. Но 587-й переименовали в 125-й через 8 месяцев - 3 сентября 1943 года. С этого времени полком командует В.В. Марков.

В книге "В небе фронтовом" воспоминания участников войны начинаются с 28 января 1943 года. ВОПРОС: Не новый ли это набор состава полка?

Владимир Пузиков   03.04.2014 16:16   Заявить о нарушении
Ну, кто-то же ещё вспоминал. Вот путь полка - http://s020.radikal.ru/i715/1404/ad/2c5164f55a57.jpg Известны фамилии летчиков звена. (Звено 3 самолета) 2 сели, 1 нет. Думаю, что проблем нет. В чем-то известная гипотеза не устраивает.
Есть фотографии этих летчиц, значит можно искать по фото их связи.
А списки состава ничего не дадут. Гибли каждый день.

Саша Тумп   03.04.2014 16:25   Заявить о нарушении
Найдите "В небе фронтовом" — М.: Молодая гвардия, 1962. в ней воспоминания 10 или 20 летчиков полка.

Саша Тумп   03.04.2014 16:29   Заявить о нарушении
"В небе фронтовом" у меня на столе.
Уточнил по Маркову: Марков Валентин Васильевич командовал 587-м БАП с 1 февраля 1943 года. Это в наградном листе от 4 июня 1943 года.
В наградных листах летчиц, штурманов и стрелков 587-го БАП: В Действующей Армии "...Донской фронт с января по 2 февраля 1943 года".
У некоторых запись: "...Сталинградский фронт с января по февраль 1943 г."

Владимир Пузиков   03.04.2014 18:35   Заявить о нарушении
А что вы скажете на воспоминания авиамеханика тов. К... : "Командир объявил тревогу и в течение нескольких минут почти весь состав части на машинах, с топорами, лопатами выехали на место происшествия.
Когда мы прибыли в район катастрофы, перед нами открылась ужасная картина: более 20-ти самолётов ПЕ-2 – это двухмоторные скоростные бомбардировщики, лежали исковерканные, покорёженные. У многих из них моторы, винты, крылья от удара разлетелись в разные стороны, некоторые горели, другие взорвались. Лишь небольшая часть самолётов «уцелела» (не подверглась пожару и взрыву).
Нам приказали рубить топорами кабины, где располагались экипажи, в уцелевших самолётах..."

Владимир Пузиков   03.04.2014 18:41   Заявить о нарушении
20 пикирующих бомбардировщика марки «Пе-2» - Петляковы по штатному расписанию лета 1941года - это полк. Там лежал полк?
К сентябрю 1941года полк - 10 самолетов - три звена.
Кроме того - Экипаж: 3 чел. (Пе-2 211-я серия) - это 60 человек погибло.
До 43 года этим самолетам запрещено было переходить в пике, поэтому вряд ли они могли спуститься так низко. Метель и туман могли сказаться на показаниях приборов, но невозможно представить что они летели кучей. Кроме того такие подробности бы просочились в слухах.
Но... все может быть. Но жители Михайловки, что не слышали пусть 10 взрывов?
Что-то тут настораживает. А кто такой очевидец? Надо искать документы полка. Если столько народу... Но... их могли при реорганизации в гвардейские части перегруппировать. Время- как раз это. Декабрь -февраль.

Саша Тумп   03.04.2014 19:22   Заявить о нарушении
Ковтун Василий Иванович, 1923 года рождения, родился в г. Элисте, в 1942 году окончил Астраханскую школу авиамехаников. С лета 1942 года началась его служба в 955-ом Штурмовом авиационном полку под Саратовом, в поселке Соколовый (Разбойщина) в качестве авиамеханика. Недалеко от места, где погибла Раскова М.М.

После войны окончил пединститут, с 1958 по 1983 годы работал директором средней школы. Его воспоминания попали мне несколько дней назад из музея школы.

Владимир Пузиков   03.04.2014 21:00   Заявить о нарушении
Из воспоминаний В.И. Ковтуна: "...Наш военный аэродром находился в 3-х километрах от железнодорожной станции Разбойщина и поэтому получил такое же название. Аэродром располагался на высоком плоскогорье примерно 300 – 400 м выше уровня Волги. На правом берегу реки – город Саратов, а на левом, в низкой части берега, – город Энгельс. Расстояние от Саратова до аэродрома примерно 20 километров. Наша воинская часть обеспечивала перелёты боевых полков, которые пролетали в сторону Сталинградского фронта".

Похоже, рассказ правдивый...

Владимир Пузиков   03.04.2014 21:03   Заявить о нарушении
О структуре авиационных полков.

На начальном этапе в АП было по две эскадрильи, в каждой - по 9 самолетов. Плюс два самолета в управлении.
ИТОГО: В авиационном полку 20 самолетов.

Были полки и по три эскадрильи.
Так в 588-м полку у Бершанской, сначала было 20 самолетов, а позднее - 45.

Владимир Пузиков   03.04.2014 21:07   Заявить о нарушении
Здесь - http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit36.html фраза
"...вылетев во главе нового полка к месту дислокации, самолёт Расковой в сложных метеоусловиях потерпел аварию и весь экипаж погиб..."
Кто его знает эту жизнь?.. Самолеты, получается, прямо с завода. Все могло быть и диверсия тоже...

Саша Тумп   03.04.2014 21:15   Заявить о нарушении
587 полк был создан приказом НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР №0099 8 октября 1941 г. Надо искать воспоминания Подполковника В.В. Маркова - он принял полк после Расковой

Саша Тумп   03.04.2014 21:33   Заявить о нарушении
Я сейчас почитал Вотинцеву Александру Семеновну.
Скачать не удалось.
О гибели Расковой она написала коротко, с чьих то слов.
Не назвала фамилии летчиц двух экипажей, благополучно приземлившихся.
Не назвала и аэродром, куда летела Раскова. Сталинградский фронт - понятие довольно широкое.
Но, то что уже полк был на месте, а Раскова гнала последние самолеты, кое-что проясняет.
Могла бы оставить инженера полка. А сама летела на новое место!

Владимир Пузиков   03.04.2014 21:51   Заявить о нарушении
Марков Валентин Васильевич принял 587-й авиаполк 1 февраля 1943 года.

Я живу рядом со средней школой № 1 города Благодарного Ставропольского края, в которой с 1924 по 1927 годы училась командир 588 авиаполка Бершанская (Карабут) Евдокия Давыдовна. На школе мемориальная доска.

Бершанская и ее брат были сиротами, воспитывались дядей - Середа Георгием Трофимовичем, которого осенью 1924 года назначили председателем исполкома Благодарненского района Ставропольского округа Северо-Кавказского края.

Владимир Пузиков   03.04.2014 21:57   Заявить о нарушении
Почитал Вашу ссылку о Расковой. Здесь уже противоположная информация - Раскова М.М. вылетела с завода, получив новые самолеты, во главе полка.

Может быть, ее подчиненных летчиц-женщин и не было в это время за штурвалами самолетов, а самолеты перегоняли летчики-мужчины, прикомандированные к заводу???

Например, с Аляски американские самолеты кто-то же перегонял...

Владимир Пузиков   03.04.2014 22:06   Заявить о нарушении
Маркова писала: "...Самолеты пошли на снижение и попали в сплошную серую мглу.
Летчикам Гале Ломановой и Любе Губиной чудом удалось посадить свои машины в поле. А самолет Расковой потерпел катастрофу". (Это событие было 4 января 1943 года).

Из наградных листов:

Ломанова Галина Дмитриевна, 1920 г., участвует в Отечественной войне с 24 апреля 1943 года, мл. лейтенант, пилот 587 БАП.

Губина Любовь Михайловна, 1916 г., мл. лейтенант, кадр., в составе 587-го БАП с 23 апреля 1943 года. А до этого эвакуировала раненых в тыл, служила в Западной группе ГВФ, где совершила 175 вылетов, 270 часов налета.

Получается, что с января и до 24 апреля 1943 года они не воевали.

Владимир Пузиков   03.04.2014 22:39   Заявить о нарушении
"Летчикам Гале Ломановой и Любе Губиной чудом удалось посадить свои машины в поле." (С)
Были ли ни в штате завода, как "перегонщики"?.. Тут не так все просто...
По Челябинскому танковому заводу знаю...
Одна из них жена комполка, видимо? Тут надо в этом направлении копать.

Саша Тумп   03.04.2014 22:47   Заявить о нарушении
По Маркову Валентину Васильевичу интернет ничего не выдает...

Из его наградного листа:

1910 года рождения,подполковник, кадровый;
Воевал с белофиннами 1939 - 1940 гг.
Орден Ленина в 1940 году.

В Отечественной войне:
С 22 июня по 29 октября 1941 года;
С 1 апреля 1942 по 31 августа 1942 года;
Тяжелое ранение 26 мая 1942 года;
С 1 февраля 1943 года - командир 587 БАП.
1 июля 1943 года награжден орденом "Красное Знамя".
Представление подписал командир 223 Ближне-бомбардировочной авиационной дивизии - полковник Котляр.
Приказ подписал командир 2-го Бомбардировочного авиационного корпуса - Генерал-майор авиации Ушаков.

Владимир Пузиков   04.04.2014 21:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Пузиков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Морозов
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.04.2014