Рецензия на «Море волнуется раз, море волнуется... часть 2» (Вадим Гордеев)

С интересом и большим удовольствием ознакомилась с Вашим творчеством - со всеми произведениями, которые Вы опубликовали на Вашей страничке. Вы хорошо живописуете современную жизнь российской глубинки - всё хорошо: и характеры, и диалоги, и описания. Читаю Ваши заметки, и вновь не даёт мне покоя ветер странствий, манит дорога и предвкушение встреч с новыми людьми. Кто не испытал этого, тот не поймёт. Ваши пути пролегали по Средне-Русской равнине, а мои - по Западно-Сибирской низменности. Мы тогда строили новую экспозицию и изучали пути заселения Сибири и её хозяйственного освоения.Вы искали по деревням иконы и предметы культа, а мы - орудия труда, инструменты и изделия местных промыслов, одежду, то есть всё то, что характеризует хозяйственную и культурную жизнь населения. Иными словами, анализировали результаты столыпинской аграрной реформы, отправившей российских крестьян от малоземелья в Сибирь на отруба. И хотя официально в экспедиционных документах это в эпоху развитого социализма отражено быть не могло, фактически получалось именно так, поскольку сохранялись и хозяйствовали если не сами переселенцы - их были единицы, это были древние старцы, то их потомки, которые хорошо помнили рассказы и воспоминания своих отцов и дедов. Резюмируя, можно сказать, что столыпинская реформа себя оправдала: переселенцы в целом хорошо обживались на новых землях, появлялось много крепких хозяйств, что отражалось в воспоминаниях старожилов. А вот церквей в Сибири было мало, тем более древних - сибиряки больше надеялись на собственные силы, а не на промысел божий. Переселялись сюда не только из собственно русских губерний, но и украинцы, белорусы, татары, чуваши и мордва. Все они приносили к нам свою традиционную культуру - хозяйства и быта. Белорусы, например, привнесли в Сибирь свои традиции ручного ткачества - это браное ткачество с древними узорами, которыми опоясывали (вид кушака) шабуры (сибирская шерстяная тканая одежда типа армяка).Сибирское ткачество - это настоящее сокровище. Узоры на них очень древние, языческие: они украшены свастиками, ромбами с точками - этакая семантика существовавшей системы земледелия и еще много чего. Если Вы откроете книгу Рыбакова (не помню инициалов) "Язычество древних славян", то вся классическая орнаменталистика, представленная в этом исследовании, будет явлена на наших опоясках. С орнаментом ткались и возжи, особенно для свадебных поездов. Всё это болатство было в деревнях ещё в 80-е годы. Мы собрали достойную коллекцию. К нам даже из ФРГ приезжали исследователи их изучать, при том, что нам самим, собирателям этой коллекции, не давали возможности заниматься научной работой и публиковать свои статьи - заграница важнее и приподнимает имидж. Директор нашего музея был выходцем из одной захудалой деревни нашей области. Он кое-как выучился при социализме, закончил профсоюзную школу для партактива, попал в номенклатурный список и стал поначалу возглавлять банно-прачечный сектор, потом его повысили до директора Дворца культуры, а затем поставили возглавлять областной музей. Когда он смотрел на результаты нашего экспедиционного сбора, то искренне изумлялся и неизменно произносил сакраментальную фразу: "Никогда не думал, что музей - это склад старых валенок!" Он сбежал из своей деревни от этой сермяги, она была для него символом отсталости - и вот на тебе. В его представлении было: музей - это непременно Эрмитаж, где все - шедевр и зодото. Но ещё Д.С. Лихачев говорил: сохраните библиотеки, и если на люди почему-то забудут прежний опыт, то по книгам его можно будет восстановить. То же и музеи: если люди одичают и разучатсся, к примеру, тачать сапоги, то музей с их колодками и инструментом поможет заново освоить это ремесло. А неизвестно, где ещё человечество окажется при нынешнем развитии событий - одряхлел народишко, расслабился.Ой, я так долго могу писать - вон уж сколько наворотила, а воспоминания всё не кончаются. Почему-то именно с Вами мне хочется поделиться ими. Наверное, потому, что я поверила Вам и Вашим рассказам - потому что почва наша едина и мне до боли понятна. Утомила я Вас, заканчиваю. Привет Вам с берегов Оби, из славного города Новосибирска. Желаю Вам новых творческих удач!

Ирина Сиротина   06.09.2014 13:39     Заявить о нарушении
привет, Ирина!
время музейных экспедиций прошло.
теперь все остатки-ошиётки аккумулируется в Москве.
материальная культура тоже не бездонна. иконы я никогда не собирал для музея, а вот выставки придумывал и делал. на моей страничке кликните вторую ссылочку. откроются фотографии как раз последней выставки. извините за задержку с ответом - я сейчас северую на Кенозере.
картинка грустная: всё разваливается-сыпется,молодежь почти не наблюдается, одно старичье кругом и заброшенные деревеньки. всё что можно было вывезти, давно вывезли предприимчивые граждане и успели попродавать.
ну-у, вот как-то так...
а осень здесь красивая!

Вадим Гордеев   27.09.2014 10:44   Заявить о нарушении
Спасибо, что откликнулись. Добрых Вам странствий и новых путевых заметок. А осень и у нас обалденная! Счастливого пути...

Ирина Сиротина   27.09.2014 15:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вадим Гордеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Сиротина
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.09.2014