Рецензия на «Тайна Двенадцати» (Мидлав Веребах)

Помню в школе, когда училась в младших классах, старшеклассники декламировали «Двенадцать», чтобы получить зачет. Все, что изучали было неприятно и шаблонно, я тогда даже Гоголя не понимала. А «Двенадцать» меня и тогда поразили… Вспоминаю неуютный холодный класс, нашу глупую учительницу, а потом эта поэма, я была заворожена всем - ее языком, ее ритмом.

И меня до сих пор мучило, почему же впереди Исус Христос. А теперь вы… Очень интересные и думаю, правильные замечания. Вообще истинные поэты всегда многогранны и символичны их строки полны пророчества. Видимо есть что-то божественное в творческом процессе. Большое Вам спасибо за очень интересную статью.

Я не поняла про "памятники Иуде, которые Троцкий расставлял по расейским городам". Вы могли бы объянить?

С уважением, Даша

Дария Вернет   02.10.2015 21:05     Заявить о нарушении
Даша, исторических источников об установке памятников Иуде в Советской России 1918-21 гг. много. Например, ссылки на них есть в статье на Прозе.ру Бориса Романова http://www.proza.ru/2009/09/15/1113. Вот выдержки из неё, (особенности стилистики текста и орфографию не правлю):

"ПАМЯТНИКИ ИУДЕ ИСКАРИОТУ
В 1918, на «военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина», Троцкий, а также Всеволод Вишневский, Демьян Бедный, и др. привезли в город Свияжск памятник Иуде. Среди свидетелей установки памятника был и датский дипломат Хеннинг Келлер (Henning Kehler)
http://ru.wikipedia.org/wiki/.
Он рассказал об этом событии, о памятнике Иуде в Свияжске, в своей книге о пребывании в России тех лет...

Галлинг Келлер: "местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу".
Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина. Что, выражаясь языком пролетарского вождя, было чертовски верно.
http://www.rg.ru/2007/09/28/sviyajsk.html

Открытие памятника прошло назавтра или через день после казни настоятеля обители, то есть 11 или 12 августа 1918 года. По этому случаю в городе состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда, прибывших сюда вместе с Троцким. Председатель местного Совета произнес "пламенную" речь, после чего под звуки военного оркестра с гипсового истукана сдернули чехол, и взорам присутствующих предстала буро-красная фигура человека - больше натуральной величины - с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку.
Всё это описано в книжке датского дипломата (позднее писателя) Хеннинга Келлера(Kehler Henning):
http://www.archive.org/stream/redgar...0kehl_djvu.txt
http://www.archive.org/stream/redgarden00kehluoft#page/n5/mode/2up
http://www.archive.org/stream/redgarden00kehluoft#page/138/mode/2up
http://www.archive.org/stream/redgarden00kehluoft#page/156/mode/2up
«The Red Garden» Kehler Henning, 1922 (англ., перевод с датского).

Есть сведения об эпизоде в Свияжске и в воспоминаниях Н.Д.Жевахова (т.2, ч.3, гл.41, с.766) - со ссылкой на Церковные Ведомости, 1/14 - 15/28 декабря 1923 г., № 23-24., где описывается этот эпизод в Свияжске. (http://lib.rus.ec/b/260342/read )

...Народ не оценил величия замысла вождей революции. Иуда Свияжский простоял недолго, всего две недели, а потом бесследно исчез.
http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=16.07.2005&id=19193

“Ленинский план монументальной пропаганды” позже был дополнен Пролеткультом, который среди других установил в Тамбове памятник Иуде как “борцу с христианством”.
http://www.hrono.info/sobyt/kalendar/0730.html

Затем (видимо, осенью 1918г). Троцкий открыл памятник Иуде в городе Козлове (цитирую по сайту научной библиотеки Рязани):
Еще во время гражданской войны, при посещении штаба Южного фронта Троцким в городе Козлове было им задумано открыть памятник Иуде, продавшему Христа за 30 сребреников. Председатель Реввоенсовета, не считаясь нисколько с религиозностью русского населения города Козлова (ныне - Мичуринска) решил им дать понять, что отныне они все будут жить, как им будет предписано новой властью. Город был весь наполнен войсками красных, и любое неудовольствие этой затеей тут же могло быть подавлено силой оружия. Под звуки Интернационала с фигуры христопродавца упало полотно и с речью выступил сам глава красной армии Лев Давидович Троцкий. Он говорил, что мы открываем сегодня первый в мире памятник человеку, понявшему, что христианство - это лжерелигия, и нашедшему силы сбросить с себя ее цепи. Что, мол, по всему миру будут воздвигнуты памятники этому "человеку", то есть Иуде. Но памятник простоял недолго, ночью его разбили вдребезги горожане города Козлова.
http://www.library.ryazan.su/rus-go-cms-page-3946.html

О памятнике Иуде в г.Козлове можно прочитать также в книге: Б. В Сенников, Б. С. Пушкарев. Тамбовское восстание 1918—1921 гг. и раскрестьянивание России 1929—1933 гг ("Посев", 2004)

Памятник Иуде в Тамбове был поставлен, скорее всего, в 1919 году (весной), хотя встречаются и ссылки на 1921 год (после подавления антоновского восстания). Троцкий приехал в город, чтобы лично присутствовать при открытии памятника Иуде. Там им якобы были произнесены такие слова: "Иуда был первым человеком на земле, который понял вредоносную сущность христианства. Мы, большевики, - враги клерикального мракобесия, и поэтому Иуда - первый истинный пророк большевистской революции. И мы, большевики, памятники первому пророку большевистской революции должны поставить во всех городах России. Следующий город, в котором из уважения к Михаилу Фрунзе памятник пророку большевистской революции - Иуде мы должны поставить - это Иваново-Вознесенск".
http://www.ivx.ru/profi/profi_1220.html?srchPat=23&srchPat=3
О памятнике Иуде в г.Тамбове можно прочитать также в статье: О. Ю. Васильева, П. Н.Кнышевский. Красные конкистадоры. «Соратник», 1994.
Речь Троцкого в Свияжске по А.Вараксину:
http://turbina.ru/guide/Sviyazhsk-Rossiya-130782/Zametki/Strana-krylatogo-barsa-Grad-na-ostrove-stoit-2524/
Ссылка на журнал Журнал КАЗАНЬ, №2-3, 2000 г. , стр.130 "Как это было"
В тексте А. Вараксина есть подробности, которых нет у Х.Келера. В частности, относительно самого памятника в описании А. Вараксина есть такая деталь: памятник был установлен на сколоченной из досок и выкрашенной суриком тумбе. Я отмечаю эту деталь потому, что одна из доживших до 1990-х годов старушек, подтверждавших факт установки памятника, настаивала на том, что памятник был деревянный. Фамилия старушки — Курашова (http://ondryushka.livejournal.com/54324.html ). Со слов одного из давно работающих в Свияжске местных гидов, для старожилов Свияжска существование памятника Иуде является фактом. Разночтения относительно материала - девочка (Курашова) могла и не понять - гипсовый памятник или деревянный.
В тексте А. Вараксина, в отличие от книги Х.Келера, упоминается ещё (как участник митинга на открытии памятника) командарм П. Славен, который действительно принимал участие в боях за Казань в то время.

***

Конечно, современные ленинисты объявляют всё это "выдумкой" датского писателя (комментариев к воспоминаниям А. Вараксина я не нашёл).
Однако, заметьте, ни Троцкий, ни Вс. Вишневский, ни Демьян Бедный (бывшие в августе 1918г. в Свияжске) публикации Х. Келера и их перепечатки в английских и французских газетах не опровергали. Более того Демьян Бедный позже написал (а газета "Правда" опубликовала) антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере, где как раз и возвеличил Иуду Искариота [http://www.ateizm.ru/lit2.htm Демьян Бедный. Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна]. Более того, в первых изданиях сов.энциклопедий этот случай описывался (как "курьез" реализации плана монументальной пропаганды).
http://ondryushka.livejournal.com/54324.html (по этой ссылке - подробный рассказ и обсуждение этой темы)
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya...ANDI_PLAN.html
Ни одного официального (или не официального) опровержения Троцким факта установки памятника Иуде большевиками нет - а ведь книга Г.Келлера получила широкую известность на западе и в Церкви уже в 1922-23гг, и тогда же этот эпизод (с памятником Иуде) был перепечатан во многих газетах и журналах, в Дании, Англии, Франции, в Германии (на английском, французском, русском языках), в церковных изданиях, и в других книгах.
А ведь большевики всегда очень остро реагировали на "вражескую пропаганду", и не только опровергали ее в своих газетах, но и давали в таких случаях интервью иностранным газетам и журналам. И Ленин, и Троцкий, и Сталин давали интервью с опровержениями того, что им не нравилось (порой и врали \когда нельзя было проверить их ложь\, но опровергали). А тут уж и сам Троцкий мог бы в 1922\23гг опровергнуть эту информацию, или Луначарский, или хотя бы какой-то совдеповский чиновник, ответственный за план монументальной пропаганды.
А ведь СССР уже стремился в те годы к признанию и установлению дип.отношений со странами Европы - всё же христианской Европы, замечу. И газетные и журнальные статьи в Англии и Франции о памятнике Иуде отнюдь не способствовали признанию СССР. Да и для европейских евреев, в отличие от российских давно ассимилировавшихся в Европе , эта информация (о памятниках Иуде) была "перебором" - она не могла их обрадовать, так как кидала тень на них самих.
Почему же большевики не стали опровергать эту информацию о памятниках Иуде, если она была лживой?
Ответ прост: это была правда, которую в те годы (1920-е) легко можно было проверить, - многие свидетели (и местные жители) этого действа августа 1918 года в Свияжске были живы..."

Мидлав Веребах   05.10.2015 00:13   Заявить о нарушении
Даша, решил проверить ссылки Б.Романова и удивился: многие не открываются или уводят куда-то в дебри сети. Сомневаться в добросовестности уважаемого историка не приходится, так что делайте выводы сами.

Мидлав Веребах   05.10.2015 00:35   Заявить о нарушении
Я нашла мемуары этого датского дипломата на английском:

http://www.ebooksread.com/authors-eng/henning-kehler/the-red-garden-lhe/page-9-the-red-garden-lhe.shtml

Но это не Троцкий поставил памятник, а комендант и председатель Совета города Sviagorod, а наш датский дипломат и журналист даже забыл его имя.

А можно ли верить источнику, я имею в виду датскому дипломату и журналисту газет Politiken, Berlingske tidende, а позже Kristelig Dagblad, ведь вторая древнейшая профессия как никак? Может он все приукрасил, чтобы книгу свою потом получше продать… Это уж судите сами. Но мне весь этот текст немного напоминает желтую прессу, уж очень он эмоционален.Хотя не знаю, кто теперь разберет?

С уважением, Даша

Дария Вернет   05.10.2015 20:51   Заявить о нарушении
Я конечно не изучал глубоко этот вопрос с памятником Иуде и его достоверность вряд ли будет теперь доказана, но, памятуя о необузданной ненависти большевиков к церкви и христианству (это-то бесспорно, я думаю - расстрелы священников и разрушение храмов), и представляя крайне радикализм и бешенный темперамент Л.Троцкого, считаю вполне правдоподобной версией.

С благодарностью за интерес,

Мидлав Веребах   06.10.2015 03:35   Заявить о нарушении
Сказать можно одно: брехня! Уточню: родилось как халтура белогвардейского агитпропа (у белых, в отличие от большевиков, в этой сфере опыта не было). Потом подхватили заграничные русофобы: смотрите, какие эти русские! Иуде молятся!

Кое-кто и вправду молится - те, кто повторяет дурь. А большевики - как к ним ни относись - Иудой ругались. Демьян Бедный в 1919 году написал сатиру на генерала Юденича, назначив в предки ему Иуду. А пресловутый Иудушка - не кличка Троцкого, а персонаж "Господ Головлёвых" Салтыкова-Щедрина. С Иудушкой Ленин сравнивал не только Троцкого - всякое было у них, но и меньшевика Мартова, а тот при всём желании ничего не мог в России установить. В общем, читайте классику и держитесь подальше от немцеонал-патриотов. Если вы православная, то тем более: без нас есть кому это звание позорить.

Михаил Струнников   09.11.2015 09:11   Заявить о нарушении
Даша, ваша "глупая" учительница - гений, в сравнении с моей. Она вообще не имела понятия о Блоке, как и о Гумилёве, Андрее Белом...Ей гениально удалось тогда привить на отвращение к поэзии. Лишь спустя время мне самому пришло просветление.
Правда, вы из более молодого поколения.

Артэм Григоренц   23.07.2016 07:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мидлав Веребах
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дария Вернет
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.10.2015