Рецензия на «Материальная природа сознания, отсутствие души» (Устин Чащихин)

Уважаемый Устин, в Вашей статье есть некоторая спутанность понятий, которая часто встречается у ученых-естественников, неглубоко интересующихся вопросами философии. "Отсутствие души" или "материальность сознания" - выражения совершенно бессмысленные. Каждый из нас, наше "Я" представляет собой нематериальное сознание или, старомодно выражаясь, душу, в отличие от материального тела. И основным вопросом философии, как известно, является вопрос об отношения сознания к материи. Если бы не было сознания (души), то не было бы и основного вопроса философии. А вопрос этот и материалисты, и идеалисты решают неудовлетворительно. Многое склоняет нас к принятию материализма, который утверждает, что сознание есть свойство, функция материального мозга. Но вопросы это не снимает, они остаются. Как может нематериальное быть "привязано" к материальному мозгу, как они могут взаимодействовать, ведь материя взаимодействует только с материей. Если исследовать мозг, в нем нет ничего, кроме нейронов и нервных импульсов, там нет ни ощущений, ни цветных образов, там нет никакого человечка-гомункулуса, видящего картинку на экране. То есть, мое "Я" объективно не существует, но для меня оно есть. Что же это за невероятное "существующее-несуществующее" свойство, и почему оно вообще возникло? Если сознания нет у просто организованной материи, как же оно могло появиться у сложно организованной?
Это как если бы по мере усложнения конструкции аквариума в нем сами собой появились рыбки. Далее, если наше "Я" есть функция материальной структуры мозга, то при создании копии мозга оно должно также возникнуть у этой копии. Но "Я" не может дублироваться, его природа в том и состоит, что оно существует только для меня. Двойник, близнец - да, но "Я" не могу удвоиться. А значит, то, что мое сознание всегда связано именно с моим мозгом, определяется не только материальным строением мозга, а еще каким-то непонятным фактором. Ответов на все эти вопросы не дает ни идеализм, ни материализм, и напрашивается вывод, что оба направления односторонни и ограничены в своем взгляде на реальность.

Владимир Алисов   02.04.2016 12:01     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Устин Чащихин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Алисов
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.04.2016