Рецензия на «Ирик-Чат или Вольное Пастбище» (Виктор Заводинский)

Добрый день, Виктор! С удовольствием прочитала Ваш рассказ – неторопливое спокойное повествование, детально выписанное… аурой северокавказской дышит, зовёт взглянуть на заповедные места )
Но, как Вы помните по реакции при встрече, меня особо зацепили слова про «маленький Кавказ и большую Россию»…
Хочу сразу извиниться перед Вами за горячность тогда (судить о том, чего не читала, нельзя ни в коем случае, поэтому простите великодушно за выпад не к месту, стыдно за него), это всё гены – мои родители родом с Северного Кавказа, отец прошёл всю войну и первый бой принял с карачаевской конницей http://www.stihi.ru/2015/04/09/6524, а мама девочкой пережила оккупацию, когда в станицу зашли сначала румыны, потом немцы… у бабушки на руках было восемь человек детей, она рассказывала, что карачаевцы сразу предложили немцам вырезать русских, но те не дали… таким образом, у меня возник шанс в будущем появиться на свет…
Балкарцы и карачаевцы, фактически, один народ. Балкарцы подали прошение о вступлении в Россию в 1827 году, и это было спасением для них, потому как чума начала 19 века выкосила 2/3 населения. Карачаевцы попросились в Россию после неудач кавказских войн. В обоих прошениях выдвинуты условия о сохранении национальных традиций, вероисповедания, быта и т.д., что и было русскими выполнено.
Почему черкесы, осетины, ногайцы и другие малые народности Кавказа воевали против Гитлера, а карачаевцы и балкарцы за него? Не знаю ответ на этот вопрос, я не историк. Знаю только, что рассказывала, как очевидец, мама: карачаевцев они боялись больше, чем немцев; за годы войны каких только налогов не сдавала многодетная семья, сами впроголодь, но «всё для фронта, всё для победы», а карачаевские семьи особняком, игнорировали; после освобождения Кавказа депортацию их населения провели за 24 часа, подъезжали крытые грузовики и увозили семьями… мама говорила: «и мы плакали тоже, женщин и детей было жалко».
После четырнадцати лет депортации, в 1957 году, всех вернули, дали дотации, отстроили им новые дома, назвали Карачаево-черкесская АО… но помню, как приехав к бабушке в гости на каникулы в 70-хх, услышала на улице от шустрого мальчугана с деревянной сабелькой: «русских рези!»… гены остались….
Хотя, могу привести и противоположный пример – мамина сестра, тётя Ульяна, всю жизнь прожила с русским мужем среди карачаевцев, и говорила: «у простых людей в отношениях всё нормально», а после тяжелой операции тётю полгода выхаживала её соседка Мариам, карачаевка… мы благодарны этой женщине… у меня до сих пор хранится чудесная шаль, которую Мариам связала для меня по просьбе тёти…

Из детства самые яркие воспоминания связаны с поездками на Кавказ – помню, как утром бабушка будит и дает кружку парного молока со свежим хлебом (ничего вкуснее не ела)), и как стою в удивлении возле окна: в прошлый раз видела там «сахарную голову», (так почему-то Эльбрус про себя называла), а сейчас нет её, что случилось??? … а, оказывается, бывает в тех местах эдакое преломление лучей и состояния воздуха, что белая вершина как бы растворяется в небесах, и визуально нет её в пространстве (чудо чудное))
Интересное совпадение: станица Кардоникская, где родились мои папа и мама, основана в 1858 году; город Хабаровск, где родилась я, основан в 1858 году. Отец до последнего рвался на родину, а когда встал вопрос об отъезде, я ему заявила,что моя родина здесь. Что для истории 158 лет? Миг один. А человек врастает корнями и, как птица, рвется в гнездо. Русские своим трудом столько сделали для развития дальних территорий, что как теперь сказать, чей Кавказ? Чей Дальний Восток?

Увлеклась я воспоминаниями\рассуждениями, извините. Они больше о национальном вопросе, а ведь главное в Вашем рассказе совсем другое – самые мимолётные встречи неожиданно могут стать значимыми; добрые отношения, как пароль, душу открывают. Потянулся к вам Муса, почувствовал ауру добрых людей, и ответил тем же – простая как мир истина, а трогает своей искренностью как открытие, и хорошо так ))
Причём, не зависит такое взаимное расположение ни от национальности, ни даже от знания языка… у меня был случай, когда дорогу на Этну нам показывал сицилиец, не знающий английского (мне показалось, что в Италии вообще язык знают только администраторы в отелях)… мы общались с ним отдельными словами, больше на языке жестов, но этот человек так проникся к нам, так искренне хотел помочь, что простая симпатия обернулась взаимопониманием и благодарностью (деревушка в горах, время позднее, а мы заблудились и эта помощь будто пришла свыше).

Вот сколько эмоций вызвал Ваш рассказ, спасибо за удовольствие чтения и за удовольствие от добрых воспоминаний ))

Светлана Болоцкая   20.09.2016 16:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Спасибо за добрый и умный отзыв. Я согласен с Вами: кавказская проблема очень сложная и неоднозначная. Взять хотя бы Лермонтова. Как русский офицер он воевал там с горцами, отличился даже в знаменитой битве при реке Валерик, но как поэт написал поэму "Измаил-бей", где прославил чеченца, сражающегося с царскими войсками за свободу своей родины. Конечно, Вы знаете больше меня о Кавказе (изнутри), раз Вы там выросли. Я прикоснулся к нему недавно, два года как (поселившись в Сочи). Там жил горский народ - убыхи, который до 1863 года продолжал войну с русскими войсками. Это была последняя фаза столетней Кавказской войны. Они отказались подчиниться царю и ушли в Турцию, к единоверцам. Есть книга (Баграт Шинкуба "Последний из ушедших") об этих событиях и о том, что стало в Турции с убыхским народом. Как они горько жалели, что поддались уговорам своих князей! Князья-то в Турции стали пашами и неплохо устроились, а народ вымер и отуречился. Исчезли убыхи! А в России сохранились бы (наверное). Иди взять Абхазию. Побывал я там, и не в качестве туриста-экскурсанта, а был в гостях, в армянской семье, которая сама пережила недавнюю абхазскую войну. Если даже отвлечься от их личных эмоций, то любой может видеть, что до сих пор (а прошло больше двадцати лет!) страна лежит в руинах. Кто выиграл от этой "освободительной" войны? Только современные абхазские князья. У меня в Сочи есть хорошие знакомые - грузин и абхаз, друзья с детства, выросшие в Абхазии. Оба считают, что война эта была не нужна ни Грузии, ни Абхазии. Вот так.
А я хотел сказать в рассказе (как и в очерке "Какого цвета Африка?"), что нам надо узнавать больше о людях разных народов, понимать и уважать их историю и их отличие от нас. Все мы разные, но все мы люди. И когда сегодня я слышу с телеэкрана слово "терроризм", мне хочется воскликнуть: "А может это просто обыкновенная гражданская война?" Какой-то странный терроризм, когда одна половина народа воюет с другой половиной. Не правда ли? Киев донбассовцев тоже называет террористами.
Еще раз спасибо за отзыв. Успехов Вам!

Виктор Заводинский   21.09.2016 02:47   Заявить о нарушении
Совершенно согласна с Вами про так называемый "терроризм"... грязные игры политиков ведут к реальным войнам, а потом включается словоплётство дипломатов, будто это меняет итог... нет, итог один - страдание людей.
Не знала про убыхов - и про народ вообще, и про их судьбу - нужно поискать роман...
В кавказской истории не могут разобраться даже историки - все малые народности не имели государственности, не имели письменности, свои истоки знали лишь по преданьям, то ли истина, то ли сочинительство... есть версия, например, что карачаевцы пришли на Кавказ с Крыма, всё об этом говорит, но сами они не хотят этого признавать, дабы считаться потомками аланов, коренных жителей...

Мне кажется, самая большая заслуга русских состоит именно в том, что они не поглощают малые народности, а дают им развиваться. Об этом почему-то мало говорят, но вот взять наших дальневосточных нанайцев, удыгейцев и т.д. - поддерживается язык, культура, традиции. И так по всей России. Поэтому, когда разваливалась империя прошлого века под названием СССР, и винили во всех грехах русских, у меня постоянно возникал вопрос: "а почему империалисты такие бедные?")) Действительно, богатыми были прибалтийские республики, Украина, Грузия, а мы нет... может потому, что всегда не забывали меньших братьев? (но это уже тема другого разговора))

Вам всего самого доброго, и вдохновения для новых рассказов!

Светлана Болоцкая   21.09.2016 13:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Заводинский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Болоцкая
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.09.2016