Рецензия на «Записки непутевого гиперборейца» (Геня Пудожский)

Прочитал всё произведение за один раз и без перерыва, что свидетельствует о качестве стиля и о его образности.

1.ЧТО ПРИНЯТО БЕЗУСЛОВНО

Композиция произведения многоплановая и многоаспектная.

Есть противопоставление языческих персонажей как персонифицированных генетических кодов ДНК славян («Гиперборейцев) и западноевропейцев («Атлантов»). По-научному - гаплогрупп R1a и R1b, формирующих «ариев» и «эрбинов» (терминология попгенетика Клёсова). Они представлены как управители народов, что вполне соответствует предназначению генов. Ещё есть попытка примирения, исходящая со стороны генов славян (русских), используя генную мутацию на основе митохондрии, то есть, женского начала. Это если говорить о «научно-метафорическом» аспекте произведения, о котором автор, возможно, и не помышлял.

Есть размышление о жизни как таковой. Есть размышление о различии развития индивидуального и социального. Есть глубокое размышление о прагматизме западноевропейских народов и о мистичности русского народа. Вместе с тем, несмотря на враждебность двух противоположностей, здесь присутствует их тайная генетическая привязанность друг к другу (Ягнеда и Кащ). Это если говорить о философском аспекте.

Есть присутствие волшебства в виде перемещения во времени и пространстве при помощи будто бы фантастических технических приёмчиков, в том числе и ступы Бабы-Яги. Это если говорить о сказочности.

Есть опасение грядущей цивилизационной катастрофы, проявленное в диалогах и подчёркнутое постоянным возникновением главного героя в цивилизации непременно на какой-нибудь помойке. Это если говорить о публицистике.

Ещё есть явная симпатия автора по отношению к язычеству и осторожничество по отношению к православию. Оно понятно, ведь православие на Русь пришло от эллинов, а они «эрбины». Хотя, в лице Амвросия мы видим бывшего "гиперборейца"-язычника, но ставшего последовательным православным старцем, обладающим необычайной мощью. Возможно, здесь имеет место синергия язычества и православия. Это если говорить об идеологии.

Ещё есть обычная человеческая жизнь в Москве 15-го века, где, кстати, язычество и православие пребывали достаточно «на равных». Главный герой оказался причиной образования крепкой семьи, одновременно став жертвой ради того союза, но не по своей воле, а по воле его покровителей. Это если говорить о мелодраме.

Композиция выстраивается на привязке к путешествию. Приём испытанный и лёгкий для прочтения. Есть и многозначная композиционная «изюминка». Это «чёрный камешек» – подарок Каща Ягнеде, то есть, персонифицированных генетических кодов, доставшийся, в конце концов, обычной русской невесте, которая видит в нём отблеск образа главного героя, "гиперборея" по происхождению.

2. ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОПРАВИТЬ

Начало похоже на пролог. И его надо бы причесать. Излишне главного героя представлять сперва как «он», затем, как «я» и, наконец, по имени Ойя.

Расширяя арийский («гиперборейский») ареал обитания помимо европоцентрического, автор упоминает Анды, Египет и Тибет, тогда как более уместны Индия и Алтай. Помнится, и Рерих искал Шамбалу на Алтае.

Излишни «биороботы» на совещании языческих «управителей». Они снижают уровень текста.

Так же излишен диалог с "другом ЭЛ". Он будто из другого сочинения. (Не настаиваю)

Что касается композиционных пропорций, то желательно было бы увеличить мелодраматическую составляющую по отношению к остальным.

Г.Т. Саликов

Георгий Саликов   29.09.2017 19:55     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Геня Пудожский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георгий Саликов
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.07.2017