Рецензия на «Маришка» (Иван Андреевич Попков)

Образ прекрасной Матери-природы,исполненной свежести и трепета всего естества, предстаёт в рассказе "Маришка" искусного художника слова И.А.Попкова. Восхищает передача горячей температуры чувств, испытываемых пылкими и свободными детьми натуры, оберегающей своих чад на лоне вечно цветущей и радостной земли. Необычайно живая и всепоглощающая любовь, почти первозданная и невинная, какая была у первых людей, созданных Богом, вспыхивает между провинциальным молодцем и дикой дочерью степи,взращённой на раздолье и перенявшей таинства перевоплощения. Благодаря колоритному повествованию,наполненному лёгкостью и глубокой лиричностью, создаётся впечатление,будто единение двух сердец является воплощением гармоничного единения человека и природы, предстающей в образе девы в платье цвета прозрачного неба. Несмотря на светлые и поэтичные тона,рассказ драматичен,концовка вызывает печаль и нежную грусть,проникновенную ностальгию по чистым,словно воздух над ароматными травами, и бурным, как речной поток,отношениям между героями, ибо произведение завершается разлукой,призванной суеверными слепцами,кощунственно и неосознанно разорвавшими естественную связь двух частиц Вселенной, скреплённую силами натуры.
Летняя пора, июль-месяц,определяющий временные рамки,передаёт знойную атмосферу молодого чувства,пылкость. Мне кажется,что название места действия можно трактовать как "дарованное Богом",и главный герой будто получил благословление от Всевышнего,встретив Маришку,несмотря на её неприятие религии и обладание колдовскими способностями. Конфликт между христианской верой и безбожием,"нечистой" силой,показан и в повести А.Куприна "Олеся", в которой полесской ведьмочке,дитяти природы, и барину,человеку цивилизованного общества,не суждено было быть вместе из-за различия в духовных силах героев,обоюдно испытавших волшебную сказку. Образы молодых обладательниц чародейства во многом схожи: у Олеси чувствовалась врождённая умеренность,благородство, а Маришка "видная, красивая девушка",достойная жизни в царских хоромах,а не в дикарской хижине. Как и у Куприна, рассказ ведётся от первого лица,чтобы мы смогли максимально приблизиться к переживаниям героя,растолковать его отношение к возлюбленной,чувства к ней. Автор будто доверяет читателю сокровенные мысли персонажа. Завязка,в которой происходит знакомство Грини и Маришки,наполнена всеобщим весельем,праздничным настроением. С помощью эпитетов,просторечных выражений,образов весёлых стариков писатель умело рисует деревенский быт:"разнаряженные парни"," свадьба загудела", "Бабка Жидориха надрывала голос". Речь рассказчика исполнена восклицаниями,восхищением пламенным темпераментом знойной красавицы,которая мгновенно "зажгла искру" в сердце Грини. Во всём образе Маришки проявляются четыре природные стихии. Она гибка,пластична, словно лоза,растение,её движения задорны,неистовы,внешность исполнена цыганской жгучестью,смелостью,как в танце языков пламени,платье-небесная лазурь,наполненная кристальным воздухом степи,а в имени Марина бушует море с сокрушающими волнами.
Красота натуры пылает в горячей крови девушки. Природа в рассказе приобретает самостоятельный характер,она покровительствует любви,её действия передаются посредством символических мотивов. Всевидящее око луны-чародейки будто наблюдает за влюблёнными,наполняя атмосферу ночи мистикой,великой тайной,очаровывает молодых людей моментом уединения,сокрытого от посторонних глаз. Однако внезапно прогорланивший петух словно предвещает недоброе,указывая на печальный конец. Живописный пейзаж обретает черты идиллического мира,в котором герои беспечны и вольны,как жители чудесной Аркадии:"Луга дышали терпким, пьянящим ароматом разнотравья","Мы шли с Маришкой рука об руку". Достигая вершины первородной,стихийной любви в море благоухающих трав,Маришка и Гриня растворяются в природе,становясь частью единой гармонии:"Вокруг нас плотной зеленой стеною трава". Натура становится их домом,и песнь жаворонка будто вторит мелодии счастья. Однако мир людской,полный коварства и лжи, контрастирует с миром безоблачной любви,который завладел сознанием героев,и житейские уверения встали на пути у естества. Я думаю,что злые языки,дурно отзывавшиеся о Маришке,нарочно заронили зерно сомнения и суеверного страха в душу Грини. Мне кажется,что в кульминации рассказа девушка воплощается в маленьких беззащитных зверюшек,чтобы испытать возлюбленного,проверить его верность,заботу. К сожалению,боязнь мистических явлений заставила героя бежать от судьбы,покалечив любимую. По-моему,ведомый чужим мнением юноша проявил слабохарактерность,слабоволие,неспособность защитить Маришку,которая,в отличие от Грини,сильна и независима,как ветер в над степью. Главный герой будто отступил от прекрасной мечты, от чистого божественного дара,который мелькал голубым маяком на дороге его жизни.
Таким образом,всеми средствами выразительности и сюжетным построением автор приводит нас к выводу о том,что человеку необходимо находиться в гармонии с природой,открывать истинные,живые чувства,заложенные в людях с начала времён. Нужно оберегать тех,кто отдал своё сердце,несмотря на препятствия,проявлять силу духа и верить в высшие силы добра и справедливости.

Розалия Махмутова   04.10.2017 01:36     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Андреевич Попков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Розалия Махмутова
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.10.2017