Рецензия на «Сквозь Пути и пространства О поэте Е. Курдакове» (Алевтина Цукор)

С большим удовольствием прочла. Алис, так талантливо и литературно написано. Словно на тёмном полотне ( а это националистические настроения и события) и внутри сама суть , - радение о слове как глаголе. Как мудро сказано, словно понимаю впервые- "Сказал и случилось, подумал и стало..." Неназванных вещей не существует. Об этом я не думала, но подсознательно у меня в одном стихотворении это вылилось в такие строки:- "Чтобы всё, что назвал ты именем - поднималось на высоту".
Читала и завидовала такому общению и прикосновению. Такой человек был и в моей жизни- Балашов В.Э.-поэт и философ, профессор Лит.института. Больше не было у меня кумиров. А из ушедших- Кузнецов Ю.Н. Такие творческие посиделки большая редкость. А собираются нынче не во имя поэзии, а для столкновений и умаления настоящей истины и красоты. Для того чтобы выявить и задушить. Много поняла из твоей статьи и думаю, что понимаю правильно.

Касабланка 2   24.10.2017 22:26     Заявить о нарушении
Ю.Кузнецов был большим другом Е. Курдакова. А у нас на портале его лучший друг, который помогал ему в трудные времена - Вячеслав Киктенко. а еще почитай самого Курдакова - "Пушкинский дворик", в инете он есть. многое проясниться. Радуюсь, что нашла для тебя хорошие примеры. Алис.

Алевтина Цукор   25.10.2017 09:15   Заявить о нарушении
Вячеслав Киктенко меня и в гости приглашал и напечатать обещал, да всё забывает. Мы даже по телефону общались и живём недалеко друг от друга.

Касабланка 2   25.10.2017 10:06   Заявить о нарушении
Алла, умно и тонко расставлены акценты, спасибо за статью. Но есть строчка, которая показывает твоё недопонимание одной, очень глубоко скрытой сущности Жени. Всё же вы, его ученики, смотрели на него сверху вниз, а мы с ним столько литров выхлестали, столько перетолковали, ругаясь, споря и обнимаясь, радуясь, наконец, точке понимания, что не могу не сказать тебе, может быть, горькой для тебя, правды. Вот эта твоя строчка: "...он никогда не позволял нам смотреть на мир его глазами...". В том-то и дело, что именно взгляд "его глазами" был для него единственным и неоспоримым. И эта эгоцентричность, есть, в принципе, залог любого, всерьёз состоявшегося поэта. Его учительство было некоей манией, которую я даже одобрял, и он действительно отдавался со страстью учительству своему, своим ученикам. Более того, он в них - и на них - во многом утверждался сам, как пророк, как мессия. И я с ужасом начинал со временем осознавать и видеть такое, что однажды, в его мастерской, где были развалены кучи балясин, заготовок для его поделок (для музея или на продажу, не помню, но у меня несколько его "мужичков-дровосеков" остались на память), сказал ему: "Женя, ты знаешь, что я поддерживал и продолжаю поддерживать тебя как в творчестве, так и в издании книг, подборок... да ведь и в Союз писателей тебя приняли на исключительных, ускоренных (заслужил!) условиях... не моя вина, что тебя так и не удалось протащить в секретари, что дало бы тебе жилплощадь в Алма-Ате, но всё же в "Простор" удалось устроить, а главное - утвердить руководителем литстудии. Выделили под неё помещение в Союзе, и я рад этому по-прежнему. Но послушай меня без обиды, если сможешь - ты же из своих ребят делаешь не столько самостоятельных поэтов, со своими интонациями, "сучками и задоринками, даже со слабостями своими, но словно вырубаешь из них вот такие же балясины, как у тебя в мастерской... словно под себя вытачиваешь маленькие матрёшечные образцы. Ты погляди отстранённо и, повторяю, без обиды - ведь почти все они, как завороженные удавом кролики, лишаются своей воли и становятся бледными подобиями тебя самого, твоего мирообраза, миромыслия, мирочувствования... а у них ведь есть своя, неповторимая, пусть и не так стройно и системно, как у тебя, организованная творческая жизнь... творческая, но всё-таки жизнь!..". Женя сильно вспылил. Даже разгневался. Мы стали ругаться, идиоты! И лишь литра полтора белой помогли нас примирить, попытаться найти общий язык. И всё же обида на мои слова, мне кажется, у него так до конца и не прошла. Хотя до самого его отъезда в Россию мы оставались ближайшими друзьями в Алма-Ате, любящими, ненавидящими порой друг друга, непримиримыми и - примиряющимися по большому счёту в итоге. Тем более, что и сам он чувствовал это в себе, да и другие проницательные люди, вроде мудрейшего змия Валерия Антонова, на что-то подобное ему намекали. На то, например, что гнездится в душе каждого поэта, сочинителя, "творца" - необоримое и необъятное самомнение, самолюбие и - тщеславие, наконец. Это горько, но если бы каждый пишущий был способен всмотреться в себя посмелей, поглубже, он вынужден был бы признать в себе это рабское, и не от поэта во многом зависящее, чувство. Суть в том, насколько каждый сможет ввести в более-менее разумное русло это тёмное, таинственное, всеразжигающее чувство. Слава Богу, что некоторые, наиболее талантливые его ученики, алматинцы Станислав Ли, Ауэзхан Кодаров, Евгений Грюнберг со временем преодолели те колдовские мороки Курдакова, которые он напускал на молодых очень тонко и порой необратимо. Оставил несколько клонов себя. И это также вписывается в его дар, дар не только поэта, но большого мастера вообще, сильной структуры. Есть есенинские, ахматовские и прочие клоны, но это клоны бессознательные, как правило, просто и добровольно подпавшие под магию больших поэтов, а вот клоны курдаковские создавались сознательно, в чём и был мой основной упрёк ему. И вот почему единственная фраза в твоей работе меня смутила. Впрочем, и ты, Алла, мне кажется, сумела остаться собой, говорить своим голосом. Об этом мне и сказала твоя статья, за которую, повторяю, благодарен. И ещё - Кузнецов вряд ли был его другом, слишком много он о себе мнил. На вопрос как он относится к Курдакову, он поморщился, типа, видали мы всяких, и не таких видали... но всё же выдавил напоследок: "Хотя мужик крепкий, башку ему просто так не снесёшь...". А снести башку Кузнецов был горазд всякому, кто выказывал признаки таланта, хотя бы чуточку могущего посягнуть на его "мировую" славу. Себя он мог ровнять, пожалуй, только с Дантом, не меньше. И в итоге загубил свой уникальный лирический дар, который сверкнул в нём в самом начале, но умники вроде Кожинова научили его писать "великие русские схемы", и как истинный лирический поэт он пропал, рухнул в эти схемы. Впрочем, посмеёмся напоследок:

"У поэтов есть такой обычай
В круг сойдясь, оплёвывать друг друга..."

Женька бы с нами посмеялся, верю.

Вячеслав Киктенко   25.10.2017 23:48   Заявить о нарушении
Извини, перечитал и заметил нелепость - снизу вверх, а не наоборот...

Вячеслав Киктенко   26.10.2017 00:12   Заявить о нарушении
Да, да, да, Слава. Мы смотрели на него как на Мастера. Это простительно, ведь он в У-К был единственным, кто мог хоть как-то нас образовать, организовать наши мозги. Хотя его желчность меня лично ставила в тупик, и я понимала, что идет какое-то внутреннее сравнение себя, скажем, с Пастернаком, даже с Блоком. он много говорил о поэзии, но в тонах, присущих ему, о чем пишешь ты. И это была магия, ты прав. его, курадковская, магия слова. ему очень сопротивлялись и Валька, и Сережа Миляев. Они что-то тогда уже понимали, пока я внимала. Я ушла в прозу, даже вначале в журналистику лишь потому, что разуверилась в себе как поэте. я просто училась слову, и если бы не было этой школы, я бы так и осталась графоманом. хотя и теперь, имея 8 книг по 200-400 страниц, я работаю по той заданной Курдаковым схеме, здесь ты прав. Писать и идти вглубь, если это про историю - вглубь истории, если про личность (Графиня Аиссе, Хан-Гирей), то вглубь биографии, и опять-таки истории. не знаю, не могу точно сказать, вернее разделить, где мой опыт идет от структуры Курдакова, но стараться попасть в точку - это, конечно, от него. Спасибо тебе за то, что так откровенен со мной, я очень ценю искренность и стараюсь быть также откровенной. знаешь, иметь Учителя на ранних этапах познания ремесла - это большая удача. вы были друзьями, и ты был для него путеводной нитью, ты толкал, ты публиковал, ты устраивал. и верю тебе, насколько трудно тебе было с его самостью справиться. но представь себе, каким светом сиял он для меня, когда вокруг была серятина непролазная. Атмосфера совершенно удушающая, поскольку даже сейчас, в близком кругу мои родственники говорят о "кошечках и собачках", а мне советуют найти единомышленников. где их найти в маленьком провинциальном городке, или бушующем страстями Сочи? нет атмосферы, нет ни одного челоека рядом, с кем можно было бы о высоком, о литературе. Мой Машбаш, трижды лауреат Госпремий, трижды орденоносец, ему при жизни памятник поставили, он из плечяды Гамзатова, Кугультдинова, Айтматова. и он паразитирует на мне, потому что я выкручиваю его героев из глубин их сути, но о нем о литературе не поговоришь. он не Курдаков, он осиновый чурбан по сравнению с ним. И просто у него всю жизнь был классный переводчик, которому теперь 90 лет. а я, когда пишу о его романах, беру книгу Сергея Бородина "Звезд над Самаркандом" и учусь у него структурировать роман. так происходит, так идет учеба, так продолжается моя литературная жизнь. а мои родственники, даже муж, ни одной книги не прочли, и с ними когда заговариваешь, они резко сворачивают тему.
вот в чем ценность Курдакова для меня, в этом все дело. и ценность в том, что попался мне Курдаков - едкий, желчный, но в то же самое время тот, кем он был.
если бы не он, то я была бы, как Касабланка 2, с которой я переписываюсь, "хромой курицей", в которой есть талант, но нет того Курдакова или Киктенко, кто бы огранил его, вытащил на поверхность, дал бы ему хоть немного раздышаться, хоть теперь, когда уже силы на исходе, когда изверилась. так что, мой дорогой друг, мне Бог послал его, и я смотрела на него так, как должна была смотреть. это того стоило, для меня, конечно. ты ведь понимаешь о чем я? луч света в темном царстве. И теперь тьма непролазная и я благодарна Богу, что появился ты, хотя я не уверена, что могу тебя тревожить своим недостатком литературной атмосферы. у тебя работа, и дай тебе Господь силы и мужества, завершать все задуманное, а мне - мое задуманное. но об одном прошу - помоги Касабланки, сделай доброе дело ради памяти Е.В. Алевтина.

Алевтина Цукор   26.10.2017 09:26   Заявить о нарушении
Алла, дорогая, да я ведь пытался помочь ей! Это правда, она очень искренняя, не обделённая талантом женщина, и она столько восхищённых слов написала о моём творчестве, что мне просто неловко. Она приглашала встретиться в ЦДЛ с их поэтической группой, и даже возглавить её. Но потом я от её же соратника узнал, что у них вместо Балашова уже есть другой руководитель, и я не стал вторгаться в их епархию. Единственное, что я смог сделать для их группы, это подготовить коллективную подборку, и она была опубликована в "Москве". Но туда, увы, так и не попала сама Касабланка, инициатор и движитель всей группы. Не всё в редакции зависит от меня, я даже поматерил главного, уговаривая хоть немножко её дать... нет, ему категорически не глянулись её стихи. А работать с ней, вытачивать её стихи, мне кажется, уже просто бестактно. Я предпочитаю материал подвижный, гибкий, юный, из которого ещё можно что-то вылепить или просто направить в нужное русло, увидеть, услышать его, только его голос, походку, стиль... тут мы с Женькой родственны, он тоже предпочитал молодь. Жаль, женщина ко мне со всей душой, а я...
Тем более неловко, что она предлагала, как мне, должно быть, померещилось, даже нечто большее, чем дружба и соратничество. А так по моей судьбе вышло, что я на старости лет остался одинок, после смерти любимой жены, и мне бы очень не помешала соратница, подруга, но где же её взять? Да и кому нужен сочинитель бедный, да ещё с 3 степенью инвалидности после тяжёлой полостной операции? Хотя чувствую себя довольно бодро, оклемался, и опять есть замыслы. Ночи нередко провожу за компом, пытаюсь написать ту статью о нашей "могучей кучке" о которой говорил, но выходит пока что-то вроде лирической повести о юности, о любви... да куда ж от неё деваться? А днём отсыпаюсь. Да, Алла, я плохо понимаю законы виртуального пространства(а иначе не преминул бы завести знакомств с женщинами, также ищущими друга))), глядишь, и срослось бы что-то, а почему нет?), но понимаю, что говорю здесь что-то лишнее, и нас, возможно, читают посторонние. Поэтому вот тебе на всякий случай мой эл. адрес: a6789@yandex.ru - пиши туда, пришли фотки свои, а вдруг мы и визуально знакомы? Я ведь и на всех этих "жигерах" бывал, и в Усть-камне бывал не раз, Женя знакомил меня со всей вашей "стаей", а с Валькой Балмочных, на его "жигулёнке", с Женей, с моей, ещё живой-здоровой Наташей, мы вообще исколесили весь Восточный Казахстан, выступали от общества "Знание", и я собирал Усть-Каменогорскую подборку для "Простора". Она вышла, и больше всего Женьку поразило то, что в одном вашем старом еврее, на котором он давно поставил крест (не то Бродский, не то Шульман... забыл, прости, Господи)я отыскал самое сильное стихотворение во всей подборке. Это была нерифмованная, верлибром, горькая исповедь о судьбе старого еврея. Женя чуть не всплакнул, и едва ли не посыпал голову пеплом: "Да неужели он мог написать такое?.. да как же я его проглядел!..".
В общем, пиши. Счастливо!

Вячеслав Киктенко   26.10.2017 20:48   Заявить о нарушении
Алла, что-то с почтой творится неладное - у тебя или у меня? Несколько раз посылал тебе письма с файлами "Когорты" и пр. Просил ответить сразу, и лишь одно вначале, если только дойдёт письмо - получено ли? Открываются ли файлы? Молчок уже более двух недель. Потому и пишу на страницу прозы, может, хоть здесь разберёмся? Ты продиктовала неверную почту: alevtina.tsukor@yandex.ru а в моём компе запомнилось не s, а - z в фамилии. И притом вначале идёт фамилия, а потом имя. Вот что сделаем - ты напиши мне на почту что-то, а я отвечу по адресу. Иначе запутаемся. С Новым годом! Счастливо!..

Вячеслав Киктенко   04.01.2018 22:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алевтина Цукор
Перейти к списку рецензий, написанных автором Касабланка 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.10.2017