Рецензия на «Творец гениев - книга первая» (Тамара Квитко)

Добрый вечер, Тамара!

С большим интересом прочитал Вашу книгу...
Великолепное произведение и по замыслу и по содержанию
и, вместе с тем, - высокохудожественное и поучительное!!!

В Вашем произведении Вы предлагаете читателю своё видение жизни человека
в условиях возможного в будущем прогресса ноосферы, в т.ч. искусственного интеллекта,
воплощённого в окружающий материальный Мир.

Термин «ноосфера» был введен в науку французскими учеными - математиком Э. Леруа,
философом П. Тейяром де Шарденом и ак. В.И. Вернадским.

Ноосферой (от греч. noos — разум) называют биосферу, разумно управляемую человеком.
Согласно их представлениям: ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной
с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, т.е. с момента,
когда (в итоге длительных мутаций ) гоминид превратился в Homo sapiens,
и разумная деятельность человека стала главным фактором развития всего сущего на Земле.

Человечество как элемент биосферы, согласно В. И. Вернадскому, неизбежно придет к пониманию
необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит её разумным управлением как живой
оболочкой планеты - единой ноосферой ( сферой разума).
Это новое понятие В. И. Вернадский сформулировал в 1944 г. Но он предостерегал:
«В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это
и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». (Википедия)

Судьба человеческой цивилизации, прогнозы её развития, интересуют философов с древнейших времён, включая античные. Интересно в этом отношении и библейское повествование о саде Эдемском, древе Познания и искусителе Змие как олицетворении Зла.

Сейчас, во времена ядерного оружия и ракетных носителей, эта проблема (доныне умозрительная)
приобрела реальный смысл, стала насущной задачей, требующей незамедлительного решения,
для начала - хотя бы принципиального.

Закономерно участие в её решении, наряду с профессиональными философами и учёными-физиками,
философически мыслящих писателей и поэтов, способных, зная прошлое, интуитивно предвидеть будущее. Понятно, что у гуманитариев несколько иные, не лишённые элементов фантазии, подходы к исследованию этой проблемы и к прогнозам на будущее, чем у естественной науки.

Обычно, как правило, проблема рассматривается в целом, минуя «подробности», касающиеся
судьбы личности при фундаментальных изменениях условий обитания вследствие катастроф
и реализации рекомендуемых мер по спасению биосферы.
Так, например, Стивен Хокинг прогнозирует освоение иных планет как средство отдаления финала
человеческой цивилизации, не вникая в последствия непривычных условий обитания для психики
и морали человека.

Широкая эрудиция и богатая фантазия позволили Вам нарисовать возможную
картину жизни трансформированного человека на некоей, придуманной, планете Иксцефалус, пережившей катастрофу великой войны с применением ядерного оружия.
И, что особенно интересно и важно: Вы не замыкаетесь в рамках проблемы в целом (Вселенная, планета и т.п.), а вникает в жизнь конкретного Человека в условиях сверхразвитой ноосферы, её достижений во всевозможных областях науки и техники, включая биологию, психологию и медицину.

Здесь:
и способность личности сосредоточится на себе, и, уйдя из внешнего Мира, увидеть на экране своего внутреннего зрения... часть его, а, перейдя в состояние голографических импульсов, израсходовав запасы энергии, бесследно исчезнуть в необъятности пространственно-временного континуума;

и способность пополнять свои запасы энергии волновым способом из удалённых источников;

и очеловечивание роботов, настроенных на поиск рациональных решений и соответствующие действия, обогащая их способностями, присущими живорождённым существам с высокоразвитой нервной системой.

Отсюда, вероятно, и множество, доныне не известных имён и терминов (производных от корней современной лексики).

Например:
Вунд - чудо (Wunder , woander, нем.,англ.),
ноэнергия - ноо (от греч. νόος — разум),
Иксцефалус - фаллос (др.-греч. φαλλός)
Олмус - всё по необходимости (all, müssen, must, нем.,англ.),
Вед - véda («знание», «учение»), сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
и др.

Существенное место в произведении занимают философические раздумья о жизни и смерти, о бессмертии, о развитии науки, о судьбе цивилизации. Многие высказывания, несомненно, наталкивают нас, современных людей, на размышления о нашей действительности, нацеливают на действия в защиту нашей цивилизации при набирающем силу процессе развития ноосферы и
гонки за бессмертием.

Интересно сочетание физиологии и психики современных людей и литературных героев
в обстоятельствах, связанных с наследованием жизни, ощущением боли, любви, радости, грусти, печали, с человеческими привязанностями, Верой в божественное творение и своего участия в нём, с чувством ответственности за будущее.

Рассмотрен и ряд социальных отношений: подчинённость, контроль, иерархия власти, порабощённость великой Идеей Гармонии и Спокойствия в искусственно выстроенном на разумных началах (при подавлении свойственных нам желаний) обществе с целью выяснить:
будут ли люди в таком, рафинированном, обществе свободны от извечных сомнений, неуверенности в правильности принимаемых высшей властью решений? Какими могут быть последствия подавления, природой данных, инстинктов и эмоций, присущих ныне каждому разумному индивидууму как личности, в надежде умерить потребности людей и, соответственно, уменьшить
агрессивность человека, и тем обеспечить безопасность существования биосферы?
Не приведёт ли всё это к противоположному результату в связи с уменьшением креативности, равнодушием и размывом ярких красок жизни человека во всех её аспектах (включая страсть, любовь, соревновательность и т.п.)?..

Или, несмотря на негативный опыт прошлого, природные инстинкты вновь возобладают и толкнут людей в объятия былого (некоторые стороны которого описаны в книге М. Веллера "Конец подкрался незаметно", касающейся истории, морали и социальной справедливости в современном обществе), и сохранятся базовые черты отношения к жизни, к межличностным связям, характерным для современного, расслоенного на кланы общества, несмотря на поощрение особо усердных в служении великой Идее процедурой омоложения и, тем самым, якобы - приближением их к бессмертию…

Это тем более интересно, если учесть, что неизменность базовых параметров человеческой натуры логически оправдана, поскольку: жизнь в любой форме (и в любом возрасте) возможна лишь при непрерывном обмене информацией и материальными субстанциями с внешней средой.
Природа одарила нас соответствующими инстинктами и сигнальными системами, побуждающими к непрерывным активным действиям в этом направлении и, особенно, при грозящей опасности.

В естественных условиях наши способности и возможности сбалансированы с окружающей средой, что обеспечивает выживаемость собственного биологического вида, не грозя (как правило!) уничтожением других.

Появление же Человека разумного нарушило естественное равновесие сожительства в биосфере... и совместимости его с природой планеты в целом. –
С развитием ноосферы Человек обрёл могущество, многократно превышающее его потребности.
В итоге: возможности инстинкта присвоения (в широком смысле слова...), многократно превысив все разумные уровни, грозят уничтожением всей биосфере, в том числе человеку, и тяжким ущербом окружающему Миру.

Таковы, мне кажется, нелегкие философические вопросы, поставленные Вами в произведении .

Для чистоты эксперимента , литературные герои произведения живут и действуют на упомянутой выше планете Иксцефалус.

О ходе и результатах этого необычного исследования, выполненного в форме художественного произведения, любознательный читатель узнает, читая его.

Предваряя чтение, хочу лишь отметить, что автору удалось написать удивительные психологические портреты героев повествования.
Каждый из них индивидуален, неповторим по-своему, со своими, тонко выписанными, нюансами глубоко скрытых противоречий между Душой и разумом, долгом и справедливостью, эрзац-Любовью и естественной, со своими страданиями и предпочтениями, восстающими против регламентации мыслей, чувств и условий жизни во имя некоей великой Идеи.

Помимо извечной борьбы Добра и Зла страницы книги изобилуют эпизодами удивительно изящного проявления любви и эротики. Весьма поэтично и чувственно дано описание состояние влюбленности и страсти на пороге зачатия новой жизни и самого процесса.

Прекрасный язык, образность описания и оригинальные коллизии делают произведение интересным, увлекательным и поучительным чтением, доступным, широкому кругу читателей.

Иосиф Латман

Иосиф Латман   03.12.2017 10:55     Заявить о нарушении
Иосиф!

Огромное спасибо за Вашу развернутую рецензию. Ваш взгляд расширил и моё понимание некоторых моментов, изложенных в ней. Автор не волен осознавать написанное в полной мере и часто удивляется высказываниям критика, рецензента, читателя, что не лишает его страстного желания быть услышанным. Для меня самым дорогим явилось Ваше высказывание: Предваряя чтение, хочу лишь отметить, что автору удалось написать удивительные психологические портреты героев повествования.
Каждый из них индивидуален, неповторим по-своему, со своими, тонко выписанными, нюансами глубоко скрытых противоречий между Душой и разумом, долгом и справедливостью, эрзац-Любовью и естественной, со своими страданиями и предпочтениями, восстающими против регламентации мыслей, чувств и условий жизни во имя некоей великой Идеи.
Если образы оказываются жизненными и читатель в них верит, сочувствует, сопереживает, значит книга состоялось.

С уважением и признательностью,
Тамара.

Тамара Квитко   04.12.2017 17:40   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Тамара!

Книга несомненно состоялась и найдёт достойного читателя!!

Желаю Вам здоровья, удачи и вдохновения!!
С уважением!
Иосиф


Иосиф Латман   05.12.2017 22:26   Заявить о нарушении
Иосиф!
И Вам моя сердечная благодарность и
самые добрые пожелания!!!

Тамара Квитко   06.12.2017 21:01   Заявить о нарушении
Спасибо большое!!!
Всех благ!

С уважением!
Иосиф

Иосиф Латман   07.12.2017 08:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тамара Квитко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Иосиф Латман
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.12.2017