Рецензия на «Творец гениев - книга первая» (Тамара Квитко)
Добрый вечер, Тамара! С большим интересом прочитал Вашу книгу... Великолепное произведение и по замыслу и по содержанию и, вместе с тем, - высокохудожественное и поучительное!!! В Вашем произведении Вы предлагаете читателю своё видение жизни человека в условиях возможного в будущем прогресса ноосферы, в т.ч. искусственного интеллекта, воплощённого в окружающий материальный Мир. Термин «ноосфера» был введен в науку французскими учеными - математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и ак. В.И. Вернадским. Ноосферой (от греч. noos — разум) называют биосферу, разумно управляемую человеком. Согласно их представлениям: ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, т.е. с момента, когда (в итоге длительных мутаций ) гоминид превратился в Homo sapiens, и разумная деятельность человека стала главным фактором развития всего сущего на Земле. Человечество как элемент биосферы, согласно В. И. Вернадскому, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит её разумным управлением как живой оболочкой планеты - единой ноосферой ( сферой разума). Это новое понятие В. И. Вернадский сформулировал в 1944 г. Но он предостерегал: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». (Википедия) Судьба человеческой цивилизации, прогнозы её развития, интересуют философов с древнейших времён, включая античные. Интересно в этом отношении и библейское повествование о саде Эдемском, древе Познания и искусителе Змие как олицетворении Зла. Сейчас, во времена ядерного оружия и ракетных носителей, эта проблема (доныне умозрительная) приобрела реальный смысл, стала насущной задачей, требующей незамедлительного решения, для начала - хотя бы принципиального. Закономерно участие в её решении, наряду с профессиональными философами и учёными-физиками, философически мыслящих писателей и поэтов, способных, зная прошлое, интуитивно предвидеть будущее. Понятно, что у гуманитариев несколько иные, не лишённые элементов фантазии, подходы к исследованию этой проблемы и к прогнозам на будущее, чем у естественной науки. Обычно, как правило, проблема рассматривается в целом, минуя «подробности», касающиеся судьбы личности при фундаментальных изменениях условий обитания вследствие катастроф и реализации рекомендуемых мер по спасению биосферы. Так, например, Стивен Хокинг прогнозирует освоение иных планет как средство отдаления финала человеческой цивилизации, не вникая в последствия непривычных условий обитания для психики и морали человека. Широкая эрудиция и богатая фантазия позволили Вам нарисовать возможную картину жизни трансформированного человека на некоей, придуманной, планете Иксцефалус, пережившей катастрофу великой войны с применением ядерного оружия. И, что особенно интересно и важно: Вы не замыкаетесь в рамках проблемы в целом (Вселенная, планета и т.п.), а вникает в жизнь конкретного Человека в условиях сверхразвитой ноосферы, её достижений во всевозможных областях науки и техники, включая биологию, психологию и медицину. Здесь: и способность личности сосредоточится на себе, и, уйдя из внешнего Мира, увидеть на экране своего внутреннего зрения... часть его, а, перейдя в состояние голографических импульсов, израсходовав запасы энергии, бесследно исчезнуть в необъятности пространственно-временного континуума; и способность пополнять свои запасы энергии волновым способом из удалённых источников; и очеловечивание роботов, настроенных на поиск рациональных решений и соответствующие действия, обогащая их способностями, присущими живорождённым существам с высокоразвитой нервной системой. Отсюда, вероятно, и множество, доныне не известных имён и терминов (производных от корней современной лексики). Например: Вунд - чудо (Wunder , woander, нем.,англ.), ноэнергия - ноо (от греч. νόος — разум), Иксцефалус - фаллос (др.-греч. φαλλός) Олмус - всё по необходимости (all, müssen, must, нем.,англ.), Вед - véda («знание», «учение»), сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. и др. Существенное место в произведении занимают философические раздумья о жизни и смерти, о бессмертии, о развитии науки, о судьбе цивилизации. Многие высказывания, несомненно, наталкивают нас, современных людей, на размышления о нашей действительности, нацеливают на действия в защиту нашей цивилизации при набирающем силу процессе развития ноосферы и гонки за бессмертием. Интересно сочетание физиологии и психики современных людей и литературных героев в обстоятельствах, связанных с наследованием жизни, ощущением боли, любви, радости, грусти, печали, с человеческими привязанностями, Верой в божественное творение и своего участия в нём, с чувством ответственности за будущее. Рассмотрен и ряд социальных отношений: подчинённость, контроль, иерархия власти, порабощённость великой Идеей Гармонии и Спокойствия в искусственно выстроенном на разумных началах (при подавлении свойственных нам желаний) обществе с целью выяснить: будут ли люди в таком, рафинированном, обществе свободны от извечных сомнений, неуверенности в правильности принимаемых высшей властью решений? Какими могут быть последствия подавления, природой данных, инстинктов и эмоций, присущих ныне каждому разумному индивидууму как личности, в надежде умерить потребности людей и, соответственно, уменьшить агрессивность человека, и тем обеспечить безопасность существования биосферы? Не приведёт ли всё это к противоположному результату в связи с уменьшением креативности, равнодушием и размывом ярких красок жизни человека во всех её аспектах (включая страсть, любовь, соревновательность и т.п.)?.. Или, несмотря на негативный опыт прошлого, природные инстинкты вновь возобладают и толкнут людей в объятия былого (некоторые стороны которого описаны в книге М. Веллера "Конец подкрался незаметно", касающейся истории, морали и социальной справедливости в современном обществе), и сохранятся базовые черты отношения к жизни, к межличностным связям, характерным для современного, расслоенного на кланы общества, несмотря на поощрение особо усердных в служении великой Идее процедурой омоложения и, тем самым, якобы - приближением их к бессмертию… Это тем более интересно, если учесть, что неизменность базовых параметров человеческой натуры логически оправдана, поскольку: жизнь в любой форме (и в любом возрасте) возможна лишь при непрерывном обмене информацией и материальными субстанциями с внешней средой. Природа одарила нас соответствующими инстинктами и сигнальными системами, побуждающими к непрерывным активным действиям в этом направлении и, особенно, при грозящей опасности. В естественных условиях наши способности и возможности сбалансированы с окружающей средой, что обеспечивает выживаемость собственного биологического вида, не грозя (как правило!) уничтожением других. Появление же Человека разумного нарушило естественное равновесие сожительства в биосфере... и совместимости его с природой планеты в целом. – С развитием ноосферы Человек обрёл могущество, многократно превышающее его потребности. В итоге: возможности инстинкта присвоения (в широком смысле слова...), многократно превысив все разумные уровни, грозят уничтожением всей биосфере, в том числе человеку, и тяжким ущербом окружающему Миру. Таковы, мне кажется, нелегкие философические вопросы, поставленные Вами в произведении . Для чистоты эксперимента , литературные герои произведения живут и действуют на упомянутой выше планете Иксцефалус. О ходе и результатах этого необычного исследования, выполненного в форме художественного произведения, любознательный читатель узнает, читая его. Предваряя чтение, хочу лишь отметить, что автору удалось написать удивительные психологические портреты героев повествования. Каждый из них индивидуален, неповторим по-своему, со своими, тонко выписанными, нюансами глубоко скрытых противоречий между Душой и разумом, долгом и справедливостью, эрзац-Любовью и естественной, со своими страданиями и предпочтениями, восстающими против регламентации мыслей, чувств и условий жизни во имя некоей великой Идеи. Помимо извечной борьбы Добра и Зла страницы книги изобилуют эпизодами удивительно изящного проявления любви и эротики. Весьма поэтично и чувственно дано описание состояние влюбленности и страсти на пороге зачатия новой жизни и самого процесса. Прекрасный язык, образность описания и оригинальные коллизии делают произведение интересным, увлекательным и поучительным чтением, доступным, широкому кругу читателей. Иосиф Латман Иосиф Латман 03.12.2017 10:55 Заявить о нарушении
Иосиф!
Огромное спасибо за Вашу развернутую рецензию. Ваш взгляд расширил и моё понимание некоторых моментов, изложенных в ней. Автор не волен осознавать написанное в полной мере и часто удивляется высказываниям критика, рецензента, читателя, что не лишает его страстного желания быть услышанным. Для меня самым дорогим явилось Ваше высказывание: Предваряя чтение, хочу лишь отметить, что автору удалось написать удивительные психологические портреты героев повествования. Каждый из них индивидуален, неповторим по-своему, со своими, тонко выписанными, нюансами глубоко скрытых противоречий между Душой и разумом, долгом и справедливостью, эрзац-Любовью и естественной, со своими страданиями и предпочтениями, восстающими против регламентации мыслей, чувств и условий жизни во имя некоей великой Идеи. Если образы оказываются жизненными и читатель в них верит, сочувствует, сопереживает, значит книга состоялось. С уважением и признательностью, Тамара. Тамара Квитко 04.12.2017 17:40 Заявить о нарушении
Добрый вечер, Тамара!
Книга несомненно состоялась и найдёт достойного читателя!! Желаю Вам здоровья, удачи и вдохновения!! С уважением! Иосиф Иосиф Латман 05.12.2017 22:26 Заявить о нарушении
Иосиф!
И Вам моя сердечная благодарность и самые добрые пожелания!!! Тамара Квитко 06.12.2017 21:01 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |