Рецензия на «Ложь и правда романа Мастер и Маргарита Михаила Бу» (Артемий Слезкин)

Диалог Воланда и Левия Матвея, безусловно, ключевой для понимания истинного значения романа. Вы пишете, что в диалоге отрицание Бога, который не видит ничего, происходящего на Земле, вынужден просить свое творение о чем-то... Но Воланд возмутился против Бога-Отца. Расщепление началось,по Булгакову, когда черная ласточка залетела на террасу дворца в Ершалаиме. Тогда возникло сомнение, тогда и родился Воланд. Он - тень Иешуа, значит, равносилен Иешуа и не является творением Иешуа (Иисуса), а творением Бога-Отца. Генеалогически он брат Иисуса, тень Иисуса (намек на это - в словах Воланда о тени от шпаги, о тенях от предметов, он пытаетсч убедить Левия, что он, Воланд, существует естественно и по воле Создателя - все предметы отбрасывают тени). Поэтому они и общаются через посланников. Также логично, что за мастера и маргариту приходится просить. Они сами отдали себя в ведение Воланда. Если бы они отдали себя в ведение Бога, не было бы ни бала, ни, наверное, романа о Понтии Пилате. Они умерли, не раскаявшись, не исповедовав своих грехов. Их судьбу решает Воланд. Только благодаря тому, что Мастер объяснил действия Пилата ("о, как я угадал!"), он заслужил покой. Могло быть намного хуже, если пришлось просить. Во всяком случае, Маргариту явно ожидала куда более жуткая участь. Собственно, их мы видим в бреду Ивана Понырева в Эпилоге. Не покой это, уж точно. Здесь Вы правы, они в аду как обратившиеся к Воланду, а не к Богу. Итак, по роману, тот, кто отдал себя во власть Воланда, над ним Иешуа не властен. До тех пор, пока блудное существо не захочет вернуться к Богу через осознание и покаяние. В романе несколько раз мелькает обращение к Богу в обиходном смысле. И пока человек хоть так обращается к Богу, Воланд и его свита человека не трогают.
"Акушером" рождения Воланда был Понтий Пилат, поэтому ему отведено такое место в романе. Отсюда и интерес Воланда к роману о Пилате. Если допустить, что ВОланд переслал роман Иешуа для объяснения существования себя, становится понятным, почему роман прочитали, почему именно этот роман и почему Пилат обрел прощение.
Иешуа и Воланд в романе - равновеликие силы, и от человека зависит, куда качнется чаша весов. Только от человека. От его слов. ОТ его мыслей (мысль Маргариты в саду и появление Азазелло. Если бы она так не подумала, он, конечно, не обратился бы к ней).
Левий Матвей. Блеклый, запачканный, не из рая. Но мы же не знаем, что такое рай. Посланник? Да. Левий Матвей, в силу своей искренней веры, идеальный посланник. Он не дал себя втянуть в спор. И он единственный, кто хотя бы попытался пойти путем Иешуа. То есть, поставил перед собой, человеком, задачу Сына Божьего. За это Левий не в Раю (разорванный хитон), но он и не в аду. И он, именно он, просит за Маргариту. С его стороны, это величайший акт смирения, - просить Воланда за богоотступников. Возможно, именно Левий просил Иешуа за них, в романе есть намек на это. Левий действительно говорит озлобленно в одной из фраз. Булгаков подчеркивает, как мечется человек между двумя могущественнейшими силами, как нет ему покоя и света. Поэтому - "предвиненный гость", в чем-то схожий с Мастером. И - как ему еще говорить с ВОландом, как не озлобляясь? Иначе Воланд и не поймет, он же владыка зла.
И лично от себя. Иешуа в романе как Сын Божий как раз и логичен. Он и должен быть таким, каким его изобразил Булгаков, ведь он пришел из другого мира. Воскресение Христа совершилось в момент прощения Пилата: Воланд и свита ухнули в провал, Иешуа и Пилат ушли по лунному лучу. То есть, в мир вернулась цельность. Учитывая, что действие романа длится со Страстной пятницы до Воскресения Христова, - это логично.
Булгаков тысячу раз перешифровывал свои произведения, но он в "Мастере и Маргарите" как раз пришел окончательно к Богу. Этот роман - обвинительный акт Булгакова.
Булгаков после смерти заслужил адский покой. Он замкнут. Об одном он жалеет, что не успел написать второй роман. Тогда "Мастер и Маргарита" был бы понятен.
Спасибо за публикацию, не со всем согласна, но роман таит много смыслов, еще копать и копать.

Лилия Брудницкая   25.12.2017 01:24     Заявить о нарушении
кого имел ввиду М.А., пиша ( деепричастие Л.Н.Толстого) свой роман, кому он его адресовал - давно известно. Могу дать адрес.

Нина Тур   26.12.2017 08:56   Заявить о нарушении
Лекция Быкова о романе

Нина Тур   26.12.2017 13:35   Заявить о нарушении
Ясно. "Роман не читал, но осуждаю".

Лилия Брудницкая   27.12.2017 09:49   Заявить о нарушении
Роман читал (а). А лекции найти не трудно. Если не лениться.

Нина Тур   27.12.2017 14:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Артемий Слезкин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лилия Брудницкая
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.12.2017