Рецензия на «Как изменить мир» (Александр Меркер)

"В канун юбилея школы мы списались с Александром Федоровичем по электронной почте, чтобы узнать, КАКОЕ МЕСТО ДОЛЖНО ЗАНИМАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ? КАКИЕ ЗАДАЧИ ОНО ПРИЗВАНО РЕШАТЬ?

– На определенном этапе своего возраста и стажа педагогической работы до меня дошло, что человечество (это высшее, как принято считать, творение Природы, в чем я сильно сомневаюсь) творит что-то невообразимое со своей планетой, со своим домом, где он живет. Когда я глубже вник в эту тему, меня ужас охватил. Захотелось выбежать на улицу и крикнуть:
« Люди-и-и-и! Остановитесь! Откройте глаза! Посмотрите вокруг себя! Что вы делаете?».
К правительствам стран мира почти нет смысла обращаться. Все министры и главы государств вышли из среды этого же народа. В экологическом плане они такие же неучи и потребители, как и почти все населения нашей планеты. Обратите внимание на цинизм человеческого индивидуума: ВСЕ говорят о бережном отношении к Природе, все, кому ни лень, говорят о чудовищных экологических условиях, в которых живет почти все человечество, и в то же время продолжают строить заводы с несовершенными технологическими процессами. Прекрасно знают, что леса, болота, реки, моря и океаны — это наши легкие, наши источники кислорода, но поджигают, осушают (даже награды за это получают), загрязняют… 

– Извечный русский вопрос – что же делать?
– А НАДО ПЕРЕСТРАИВАТЬ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ! И начинать это надо с будущих родителей. С тех, кто сейчас ходит в садики, в школу. Это самый благодатный возраст. Новые идеи сожительства-содружества Человека с окружающим миром должны впитываться этим подрастающим поколением землян с малых лет. То есть, надо все силы бросить на ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Общество должно воспитать человека не с техническим образом мышления, а с ЭКОЛОГИЧЕСКИМ типом мышления. Только такая экологически грамотная личность, придя к рулю государства, будет мыслить категориями человеческой ценности. При любых разговорах об экологии всегда надо иметь в виду, что Человек является центральной фигурой биосферы. Иначе все разговоры об охране природы теряют смысл. Но изменить устоявшийся тип мышления у современного общества – это длительный процесс, это на много поколений. Но начинать когда-то надо!

– И с чего вы начали?
– Эти безрадостные мысли и побудили меня еще в 60-70 годы прошлого века начать попытку перестройки мышления подрастающего поколения, благо оно было у меня ежедневно под рукой — мои ученики. Начинал робко, в одиночку, единомышленников не нашлось – ведь опыта экологического воспитания в то время в советской школе не было. Это сейчас, в начале ХХI века, в каждой области, в каждом городе и районе есть кружки с экологическим уклоном, а 30-40 лет назад об экологических проблемах говорили только в ученом мире, а об экологическом образовании школьников и речи в помине не было. В походы, конечно, ходили, природой любовались, но и только.
С походов по родному краю начал и я – сначала ребят надо „заразить“ чувством красоты природы своего края. В средней школе № 1, где было более тысячи учеников и более 50 учителей, никто ребят дальше городской черты не водил. А интерес к разнообразию, к новому, у ребят огромнейший. Вот я и отправился с группой старшеклассников в поход на реку Какву, с ночевкой".

Александр Федорович!

А как сейчас поживают Ваши воспитанники в Краснотурьинске? Любят ли Природу, водят ли своих детей и внуков в лесные походы? Как там сама Природа себя чувствует? Не погубили ли изверги-олигархи Конжак? Что с Шемуром?

Александр Якубчик   16.01.2018 10:34     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий.
Знаете, у многих, как это часто в жизни бывает, быт семейной жизни заедает, но подавляющее большинство моих воспитанников своих детей постоянно водят по своему краю. В каждый мой приезд в Краснотурьинск ОБЯЗАТЕЛЬНО организуют походы в горы или сплавы по рекам Сосьва или Каква. Всю организацию берут на себя. Говорят: "Раньше вы нас водили по всему Северному Уралу, а теперь мы сами всё организуем и поведет по тем местам, которые вы нам когда-то показывали".
А природу калечить продолжают: на Шемуре японская техника, подчиняясь воле нерадивых хапуг-промышленников, уродует северный край, на Валенторке варварски медные сливки собрали и бросили, а матушку-землю так испохабили, что жутко было смотреть. Теперь вот за Конжак взялись: дорогу по горам пробили, взрывать будут. А горе-"туристы" по этой дороге на машинах и квадроциклах в горы полезли, нежнейшую поверхность горных тундр вдоль и поперек избороздили страшными колеями. Горько на всё это смотреть. Зато сколько словоблудия с трибун льется! И это в год ЭКОЛОГИИ в России! А ученые-биологи деньги не могут найти на плановое (раз в 10 лет) издание Красной книги Свердловской области. Зато на яхты, дворцы, на разные мировые соревнования с многомиллиардными затратами на всевозможные сооружения, которые потом не будут востребованы (пример - Сочи), на это деньги есть.

Александр Меркер   16.01.2018 22:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Меркер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Якубчик
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2018