Рецензия на «Философско-лирическая миниатюра Ночной пейзаж» (Борис Гатауллин)

Эта миниатюра, по первому, поверхностному взгляду довольно-таки простая, на самом деле содержит в себе глубину, над которой нужно думать, думать и думать. Сущность необходимости думать в данном конкретном случае заключается в том, что всё человечество в процессе своего развития проходит различные цивилизационные этапы, и на каждом из них вырабатывает художественную картину мира, полную специфических совершенств, характерных именно для данного этапа развития отношений человечества с физическим миром, вмещающим всех нас, представления о котором ограничиваются совокупностью естественно-научных знаний, характерной для данной эпохи, и весьма различной для разных эпох. На следующем же шаге развития цивилизации под воздействием новых знаний меняется мировосприятие человека, люди уже иначе видят вмещающий человечество мир, и от этого пропадает субъективная, гуманитарная основа тех совершенств, которые находило человечество в мире на предыдущем качественном этапе своей воистину космической судьбы. Вследствие этого исчезает, выходит из общественного сознания то неповторимое совершенство, которое действительно было в отношениях человека и мира на предыдущем этапе развития, но теперь его, этого старинного совершенства, в актуальном сознании нет. Пусть теперь какое-то "новое совершенство" явилось взамен прежнего нам, но ведь старое-то совершенство пропало, погибло, ушло - а гибель прекрасного, пусть даже естественная его кончина - это печально всегда, разве это не так?

Например, очаровательное пение соловья по весне возле своего уютного гнездышка, где-то над речкой в кустах - воспринималось наивным человеком прошлых эпох как стихийная хвала этой птички Создателю, хвала Всевышнему Богу - и никакой условности в этом восприятии быть не могло, наоборот, такое мнение о пении соловья органично входило в общее мировостриятие тогдашних тонких духом людей. А что теперь? Всякий мало-мальски сведущий в биологии человек скажет нам, что посредством своего пения соловей показывает другим соловьям размеры кормового участка для своих будущих птенцов. Если другие соловьи слышат это пение слишком громко, то не станут вить в этом месте гнездо, отлетят туда, где этого "хозяина территории" или не слышно совсем, или, по крайней мере, слышно не так "отвратительно" громко. Чем громче, понятнее для птиц своего генетического характера поет соловей, тем обширнее будет его участок для сбора питания птенцов, тем больше будет сбор насекомых, тем крепче, тем здоровее будут его птенцы. Далее действует естественный отбор - вот и романтическому взгляду на пение соловья приходит полный кирдык. Пусть нам пение соловья и кажется музыкальным и очень приятным на наш человеческий слух - тем не менее прежнего очарования в образе соловья уже нет - ибо холодное, ясно доказанное рациональное знание природы данного явления вытесняет в нашем сознании поэтику прошлых времен.

Аналогично можно говорить и о великом множестве других разнообразных явлений природы. В подростковом возрасте я видел однажды в южной России реальный черный пылевой вихрь - почти смерч, если правду сказать. Смотрел я на него с любопытством, без суеверного страха - никакого "страшного злого духа степей" школьник советского времени уже не "ощущал" в этом "устрашающем" зрелище нашей природы - в отличие от вполне сложившихся и по-своему совершенных взрослых средневековых людей. Видел я когда-то комету, также болид - ну и что, знание природы явления вытесняет старинные эмоции также и тут. Зато сколько иных, современных эмоций испытал я в далеком 1963-м году, когда впервые в качестве заурядного лаборанта оказался в группе обслуживания ЭВМ, редких в те времена!

Размышления подобного рода наводят на мысль, что истинно совершенный человек никоим образом не должен замыкаться в символике, в поэтике своих естественных времен, но должен силой воображения чувств разделять также и чувства, эмоции прошлых времен. Это трудно, это не просто так - но человек, способный на это, заведомо будет более развит и менее ограничен, нежели человек, замкнувшийся в идиомах своего времени как в скорлупе. Но для этого нужны инструменты развития духа, а где же их взять?

Так вот, рецензируемая миниатюра как раз и является удачным, весьма актуальным примером решения поставленной здесь задачи. Точным литературным языком, безупречным развитием интонаций, методом художественного убеждения миниатюра вводит читателя в поэтику прошлых времен. Современный образованный человек прекрасно знает о том, что физическое заатмосферное "звездное" небо страшно и жутко враждебно нежной природе людей. Прелестное северное сияние - это не более как эффект ионизации верхних слоев атмосферы смертельным для всего излучением космических пространств. По одной из нынешних гипотез, чаша Черного моря - это кратер от попадания астероида в планету Земля - и я сам видел жуткую скомканность слоистых горных пород на восточном берегу Черного моря, возникшую как бы в мгновение "небесного" удара. Верна ли эта гипотеза - я не знаю, но она популярна и вполне может оказаться как истиной, так и мифом нашего времени, но в любом случае она характеризует отношение современного человека к опасностям, исходящим от якобы "мирных" небес. Едва ли сто лет минуло с Тунгусского метеорита, затем Сихотэ-Алинские кратеры, совсем недавно шандарахнул Чебаркульский метеорит... Нужно ли продолжать? Даже спутники, то и дело торопливо бегущие между звезд - и те наводят на мысль, уж не высматривают ли они враждебным глазом цели на нашей земле для враждующих с нами земных иностранных ракет. Нет покоя в современном небе для современного человека, но совсем иначе видели небо люди в прошлые времена.

И вот эта миниатюра возвращает, вводит нас в мирное небо навеки ушедших эпох, помогает забыть нашу жуткую актуальность и восстановить в нашем сознании мирное восприятие неба из прошлых времен. Таким же качеством перевоплощения духа обладают и лучшие современные постановки умных старинных драм. А что до художественных качеств миниатюры - то если положительная рецензия оказывается заметно объемнее рецензируемой миниатюры - то миниатюра, вне всякого сомнения, хороша.

Минчиткор   10.04.2018 11:01     Заявить о нарушении
Вы написали очень интересный научный трактат, который я прочитал с огромным удовольствием и который достоин огромной аудитории.Ваше нетривиальное мышление раскрывает всё новые и новые грани в привычном и это делает его актуальным и своевременным. И главное будит мысль к её дальнейшим поискам, к новым открытиям. С глубоким уважением Борис Гатауллин

Борис Гатауллин   20.03.2018 21:25   Заявить о нарушении
Прочитав вашу рецензию, мне стало обидно за древних укров, которые, как общеизвестно, собственными руками выкопали Черное море. Кстати, вроде бы астероид упал в мексиканский залив...

Юрий Яесс   09.04.2018 23:30   Заявить о нарушении
Ох, их столько было, астероидов этих. Один из примеров - Мексиканский залив. Что же касается Черного моря - то я привожу здесь такую гипотезу только как иллюстрацию отношения человечества в лице своих вполне здравомыслящих представителей к проблеме астероидов в рамках общего настороженного отношения к "небесам", основания для которого в наши дни имеются в достаточных и качестве, и объеме, в отличие от уже прошедших и предпрошедших времен.

Минчиткор   10.04.2018 11:00   Заявить о нарушении
Ну, не знаю. Честно говоря, мне не удалось найти какие-то подтверждения даже существованию гипотезы об астероидном, кратерном происхождении котловины Черного моря. Кратеров на земле действительно немало, но и не каждое углубление - есть кратер. С моей точки зрения не стоит давать информацию, которая не имеет под собой никакой реальной основы. Уж пусть лучше будет укропная версия - укры-копатели. По крайней мере, смешно! С симпатией, Ю.Я.

Юрий Яесс   10.04.2018 16:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Гатауллин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Минчиткор
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2018