Рецензия на «Об иудейских главах романа Мастер и Маргарита» (Михаил Гольдентул)

Суть в том, Михаил Булгаков происходил из священнического рода, его отец являлся богословом и историком церкви, стало быть, писателю был отлично известен взгляд ортодоксальных евреев на личность Иешуа как на бродячего проповедника сомнительного происхождения, чудаковатого до эксцентричности (юродивого в русском понимании), однако, не лишенного дара целительства и убеждения. Бродячих харизматичных еврейских проповедников в те времена было множество, однако этот, с точки зрения ортодоксов, позволял себе богохульные заявления, откровенно плевал на заповеди, даже объявлял себя сыном Божиим, что расценивалось как преступление против религии. Для христиан же Иисус - несомненно Мессия, Спаситель, более того, ипостась Бога, иначе христианство утрачивает смысл. Именно оттого, что в романе Иешуа не выглядит мессией, а, скорее, юродивым проповедником, Мастер в посмертии не заслужил Света, но заслужил покой. Странно, что никто не понимает этого важного места.
Почему Булгаков взял именно такую версию за основу романа Мастера? В этой связи скорее можно утверждать не то, что иудейские главы - слепок советской эпохи, а советская эпоха - слепок жесткой ортодоксальной системы и имперского духа. Потому что советская доктрина превратилась в религию (со знаком «минус», проповедуя коммунистическое царство Божие, но без Бога); империя во главе с непогрешимым отцом народов создавала своих кумиров и стремилась к победе мировой революции, и советский народ кричал «Распни!» после судов над безумными вероотступниками...
И кроме всего прочего, пути творчества неисповедимы, не вполне предсказуемы, хотя литературоведы, сами не способные творить, с завидной самонадеянностью утверждают, что автор хотел сказать то-то и то-то. Чаще всего самому автору нечего сказать, если он не графоман, но через него говорится, а он только с большим или меньшим успехом, в меру своего таланта, облекает это в литературную форму.


Ирина Филева   24.02.2019 10:12     Заявить о нарушении
Вечная тема, вечного классика. Мы лишь толкователи, то есть фарисеи: "Евреи стали одиноки как никогда, они решили все свои задачи: разобщили народы, захватили все ресурсы земли и вроде подготовили почву для новых иудейских войн. Но люди устали, их энергия для хорошей большой войны ис-сякла, хотя в мелких локальных войнах они ещё продол-жали себя мутузить. Но это напоминало сердечные всплески больного получившего обширный инфаркт, а не бьющую ключом жизнь. Как в своё время первосвященник иудейский Иосиф Каифа смог убедить Понтия Пилата в справедливости казни Га-Ноцри [1], несущего новую веру, так и сегодняшние раввины пытались убедить остальной мир в том, что старое всегда лучше нового и что одна большая война лучше сотни маленьких. Держась за ста-рые формы, они хотели вновь взбодрить мир, но в мир уже стучалось новое содержание, очередная Новая Эра... А пока мир охватила усталость. Что-то новое только назре-вало, но никак не проявляло себя, прошлое ещё крепко держало человечество за грудки. Человечество от этих тисков прошлого пронизывала мысль о скором конце свое-го бытия. Откуда эта мысль пришла никто не знал. Вроде и Земля ещё не остыла и продолжала дышать остатками своих лесов, питалась чудом сохранившимися, немного-численными чистыми водами. Вроде ещё оставались на ней и кое-какие зверушки. Земля ещё терпела и человека на себе, а он уже устал на ней жить. Откуда пришла мысль о конце света? Земля даже любила человека. Она сама пережила не одну катастрофу, и её не пугало ни прошлое, ни будущее, она знала и то, и другое. Только некоторых своих разумных представителей она терпела с трудом. Люди об этом знали и часто мысленно приветствовали друг друга: «Чтоб ты сквозь землю провалился». И многие, действительно, проваливались. Эта аура странности, ра-нее доступная избранным, теперь пронизывало всё чело-вечество. Телеэкраны бесконечно транслировали длинные телесериалы: «Горец», «Секретные материалы», «Ге-ракл», «Зена - королева воинов».
Человечество замерло в ожидании альтернативы сво-ей прежней жизни. Это ожидание и стало той вселенской усталостью, поразившей всех, хоть и с разной силой. Больше других маялась и тосковала Россия и населявшие её народы.
В России не осталось счастливых людей. Решая зада-чи по строительству светлого будущего и двигаясь от со-циализма к коммунизму и дальше к демократии, счастли-вые исчезли. Они предпочли обывательскую жизнь вели-ким свершениям и разбежались из России во все концы Света, где многие из них, действительно, нашли конец, утонув в тёплых морях, разбившись в упавших самолётах, или были сдуты ураганным ветром. Просто эти счастли-вые люди стремились не к тому свету. А тот Свет помнил Россию по книгам и их авторам: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над бо-лотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал пе-ред смертью, кто летел над землёй, неся на себе непо-сильный груз, тот это знает. Это знает уставший.
И он без сожаления покидает туманы земли, её болот-ца и реки, он отдаётся с лёгким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна <успокоит его>» [2]
Магия слов, завораживающая магия слов. Тот, кто это написал, знал многое. Он задумывался над прошлым и бу-дущим, над вечным: «Сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Эта книга и эти строки всегда были под рукой у Бога и не раз спасали людей от его гне-ва. За этой книгой Бог видел человека, равного себе. Этот человек давно был среди богов, а книга его продолжала жить на Земле его откровением.
На Земле начинался новый век..." и т.д.


Сергей Минутин   30.08.2021 11:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Гольдентул
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Филева
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.02.2019