Рецензия на «Когда от всех закрою двери» (Нора Нордик)

Понравилось Ваше стихотворение, Нора.
Слово "только" в четвёртой строке, как мне кажется, занимает место чего-то более эмоционального. Не совсем, но оно (это слово) приближается к разряду "рифменной втычки".
Но очень красиво и органично вышла концовочка посредством добавления в заключительной строфе дополнительной строки.
Только,.. я бы переставил слова в заключительной строке (мне кажется, что так будет лучше читаться) - солгав бестрепетно, назвать.

Наверное, это из-за того, что в "параллельной" к ней строке:

"ни рас топ тАть, ни оборвать" -сильное ударение на 4-той стопе

а тогда в последней, по аналогии, (и по другим более сложным причинам) читается:

"бес тре пет нО солгав, назвать."

Но, вполне возможно, что это мне только так прислышалось... Однако, сколько ни читал эту строфу, чувство неудобства не оставляет. А своему слуху верю т.к. на стихи рука достаточно набита (несколько тысяч стишат мною уже награфоманено).

Удачи Вам!

Николай Козакевич   17.09.2019 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо! Какие тонкости Вы заметили... Вот ведь пишется на одном дыхании, а оно может быть прерывистым, неравномерным и подводить. Может, Вы и правы... Постороннее ухо слышит по-своему. Мне-то хотелась ритмику изменить, чтобы поставить точку усиленной пятой строфой. Ох, озадачили Вы меня:)

Нора Нордик   18.09.2019 06:42   Заявить о нарушении
Почёл с утра Ваше стихотворение.... Всё тоже самое. Первое слово в заключительной строке читается раздельно и с ударением на последний, четвертый слог.
Значит, так... С начала и до последней строфы, чётные строки (а заключительная ритмически относится к ним) у Вас идут со вторым ударным слогом. Ямбом.
Смотрите:
- прощАясь
- припОмню
- томлЕнье
- в душЕ
- прихОдишь
- то лИшь
- котОрой
- какАя

А вот когда начинается заключительная, особоинтересная строфа:

"Цветёт себе непобедимо –
ни растоптать, ни оборвать.
Звать не могу тебя любимым,
но и не смею нелюбимым,
бестрепетно солгав, назвать."

первая строка начинается с ямба, но вот, интересующая нас вторая с многостопного НИ РАСТОПТАТЬ.
Тут по ритму приходится ставить два ударения: на рАс и на тАть. И сильным\главным как бы читается второе - оно же для данного слова верное.
По аналогии происходит и в соответствующей этой - заключительной строке.

бестрЕпетнО - где сильному ударению приходится так же падать на НО. Но в данном случае для данного слова это ударение уже неверное.

А предлагаемая мною замена:

СолгАв бестрЕпетнО, забЫть - возвращает к ямбу, не меняя, как мне кажется, смысла.

Можете возразить, что всё равно в этом проблемном слове два ударения остались. Да остались, но в средине строки на слух это уже не так заметно и слабое проговаривается легче.

Простите, Нора, что занялся подробным разбором, но это я скорее для себя.
Кстати, заметил ещё одну нехорошесть.
Слово ЛИШЬ считается "мусорным" в стихосложении, если не несёт явной смысловой нагрузки.
У Вас же мало того, что в одном стихе употреблено дважды, так ещё и в соседствующих строках!

"то лишь одно хотела б знать:
пусть то не связь, лишь только завязь,"

Это не очень...

Короче - стих хороший, даже интересный благодаря заключительной строфе, но я бы над ним ещё поработал... подчистил, подровнял, и всё такое...

Стихи желательно шлифовать до тех пор, пока всякое дальнейшее изменение не чувствуется невозможным, нежелательным, не приводит к потерям для стиха. То есть - ни убавить, ни прибавить.
А это уже зависит от автора. От того, когда он решит - ХОРОШ!

С добрым утром!
и не серчайте особо - я с добром...

Николай Козакевич   18.09.2019 08:29   Заявить о нарушении
Спасибо за подробности, это заставляет думать... Это здорово, что у Вас есть музыкальный слух. У меня, как говорят, тоже:) Втычек стараюсь избегать. И смысловую нагрузку поддерживать. О - лишь-подумаю. Человека, с кем могла бы сверить поэтические ощущения, к сожалению, уже нет...

Нора Нордик   18.09.2019 10:26   Заявить о нарушении
К сожалению, это так...
Я в 2010-том, когда начал стихослагать и выкладывать на стихире, встретил замечательного человека с 50-летним стажем в СП СССР затем России из Тулы. ОН вышел на сайт, чтобы свои стихи выложить в инете. У него были опубликованы книги. сборники стихов, но тут аудитория несравнимо больше. Но годочков за седьмой десяток - отсюда трудности с компом да с инетом.
Я чем смог, помог, подсказал и он, Леонид Адрианов, поднатаскивал меня. Жаль, но все свои стихи выложить не удалось - умер. Страница открыта - дочь, кажется, занимается. Мне несколько книг со своим автографом подарил.
Вот его замечаниям я верил, хотя и ерепенился. Игорь Царёв замечательно писал. И образно, и с душой, и безукоризненно со стороны стихосложения. Но с ним знаком не был, да и не успел - тоже ушёл.
А вообще, автор должен доверять только себе, хотя и выслушивать все замечания. Мотать на ус, но делать по-своему. Все - разные. Все видят по-разному. Слышат по-своему. Но без обратной связи нет развития.
Не так только у гениев.
Однако завидовать им... я бы не стал. Они, как правило, придурки во всём остальном. Жить с гением - то ещё удовольствие.

Николай Козакевич   18.09.2019 10:43   Заявить о нарушении
Миль пардон, Нора и Николай, обычно не вмешиваюсь, но Новый Год, и я вас поздравляю! С Наступившим! Вмешался, потому что стих Норы понравился, а вот критика Николая насчёт ударений не вполне. Когда длинные слова участвуют в ямбе, то возникают безударные пары(или полуударные слоги в стопе) - пиррихии, которые почти не модулируют ритм и увеличивают эластичность стиха. Сейчас без длинных слов не обойтись, а "все короткие" использованы ямбом и хореем. Есть целые работы по подсчёту их в процентах у Пушкина, Лермонтова и других поэтов, включая современных. Что касается музыкальности стиха, конечно классика требует...Однако современные молодые поэты отходят от классики совершенно спокойно. В наше время это повелось в "современной" песне, когда монотонный речитатив заменяет мелодию. На мой взгляд, в случае песни это ужасно: она превращается в "как бы" песню. Ещё раз извините.
Герман

Герман Гусев   03.01.2021 18:14   Заявить о нарушении
С Новым Годом, Герман! Признательна за внимательное прочтение. Да, сегодняшняя поэзия "толерантна". Я, всё же, за золотую середину, гармонию.Есть вещи оправданные и есть неоправданные. Тут недавно послушала "фемпоэзию"(феминную) - не только перечитывать, но и один раз слушать стоит ли... Как расширение диапазона, может, и оправданно. Но не более.

Нора Нордик   03.01.2021 18:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Нора Нордик
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Козакевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2019