Рецензия на «Гуманоид» (Кузьма Кукин)

Рассказ " Гуманоид" Кузьмы Кукина сам автор определил как " философия". Произведения с такой жанровой направленностью создавались в конце 19- начале 20 века так называемыми " социалистами-утопистами" с целью показать " человека навого типа"- человека нового, социалистического общества и новых, справедливых общественных отношений. Таковы Вера Павловна Розальская и Дмитрий Сергеевич Лопухов из известного каждому школьнику романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Особые отношения ( девственный брак), особая деятельность ( швейная мастерская со справедливым распределением доходов).
Вспомним Рахметова,тоже " человека нового типа", который раздал имущество нуждающимся и спал на гвоздях, чтобы выработать характер.
Все эти образы создавались с целью приблизить реальное возникновение "человека нового типа" и новых общественных отношений посредством революции.
Революция совершилась, и классовое общество было низвергнуто. Часть членов этого отсталого, косного общество было уничтожена "как класс", часть превратилась в " советский народ". Для того, чтобы сгладить неизбежные различия между классами, был предложен образ " плавильного котла" СССР, в котором, при одинаковом образовании и возможностях, выработается " человек нового типа" - советский человек.
Но варево, помещенное в этот огромный котел, к моменту Перестройки всё вскисло и забродило. Много во время этого брожения взбухло и лопнуло пузырей, много выделилось отвратительных миазмов. И к концу этого брожения произошло закономерное расслоение массы.
И вот это-то расслоение и видим мы в данном рассказе. Казалось бы, главные герои - женщина, от лица которой ведется повествование и её знакомый Игорёк - люди из одного социального слоя. Примерно одинаковая зарплата, похожие и понятные условия жизни. У Игоря есть сад, у женщины - навык ухода за садом. Возраст - сопоставимый. У женщины опыт общения с предыдущими мужчинами, который, теретически, должен обеспечить взаимопонимание и прнятие друг друга.
Но герои рассказа оказываются разными настолько, что женщине Игорь не кажется даже человеком! Настолько разительно его взгляды на жизнь и мировоозрение отличаются от её, как ей кажется, нормальных, обычных взглядов. Гуманоид.
Объясняя свою позицию, Игорь утверждает, что миллиарды людей живут по его принципу. " В Индии, Китае, в Юго-Восточной Азии...да и вообще в мире..."
А как это - жить, как в Индии?
Мы знаем, что в Индии до сих пор существует кастовая система. Суть её в том, что призвание и предназначение человека определяется семьёй, в которой он родился. Родился в семье брахманов - будешь священнослужителем,правителем, чиновником, предводителем , служащим в какой-либо интеллектуальной сфере. Даже актером.
Родился кшатрием - будешь хорошим воином,милиционером, в сфере охраны и общественного порядка.
Родился вайшья - будешь ремесленником либо торговцем, либо земледельцем, либо финансовым работником.
Родился шудрой - будешь работником физического труда. Шудрам можно есть мясо и жениться на разведенных женщинах.
Примечательно, что материальное благосостояние почти не зависит от каст. Есть брахманы бедные, есть кшатрии и вайшья влиятельные и богатые.
На взгляд Н.Г. Чернышевского это деление на касты, скорее всего, было бы с негодованием обличено. Но ситуации, показанной в рассказе " Гуманоид", не было бы.
На наш взгляд, каста ограничивает человека, лишает его социальных перспектив. Но на деле отрицание социальных слоёв приводит к тому, что человек всю жизнь живет " среди чужих", не понятый, не принятый средой. И наоборот, родившись в определенной касте, человек с детства получает определенное место в обществе, его окружают люди, для которых он "свой", ему помогают и поддерживают не только родственники, а и весь состав касты. Предопределенное личное место в обществе избавляет от метаний, бесплодных поисков , ненужных дипломов о высшем образовани, бессмысленных трат душевных и физических сил в поиске своего " места под солнцем." Да и навыки в соответствующих областях будут передаваться из поколения в поколение, способствуя более высокому профессионализму в соответствующей сфере.
А главное - человек не будет казаться "гуманоидом" среди себе подобных.
Вспомним великого мудреца Г. Х. Андерсена, сказку " Гадкий утенок". Маленький лебедь казался уткам гадким, некрасивым, уродливым, пока не вырос и не превратился в прекрасного лебедя. Но, прежде чем он нашел " своих", сколько пришлось пережить унижений, страданий, прямой угрозы жизни!
Человеческое общество не менее сложно и разнообразно, чем животный мир. Да, на первый взгляд, люди похожи внешне, но тысячелетия развития, борьбы за существование и разделения труда сделали нас более непохожими друг на друга, чем утка и лебедь.
Рассказ К. Кукина "Гуманоид" показывает нам эту трагическую непохожесть.У этих героев разные ценности, разные цели, разное представление о жизни. Она - не просто "стерва", у неё, между прочим, два диплома о высшем образовании. Она амбициозна, деятельна. Ей подошел бы человек- "машина для зарабатывания денег", представляющий свою жизнь, как неуклонное восхождение к вершине материального благополучия, ценящий автопром, моду и престиж.
Игорю бы подошла женщина, для которой важны безопасность, душевный комфорт, простые, не требующие огромных материальных и физических вложений радости жизни.
Таким образом, это разные люди, обреченные на дискомфорт вследствие "перемешанности" нашего общества, отсутствия системы "свой-чужой" внутри социальных групп, потери традиций ( сватовство,дружба семьями,клановость). Результат - атомарность общества, одиночество в толпе,неустроенность личной жизни, демографические проблемы. Тяжелые, большие проблемы, показанные в небольшом рассказе.


Екатерина Шерстобитова   05.07.2020 20:49     Заявить о нарушении
Катечка, у вас вышел большой настоящий философский трактат, и мне даже стало жалко вашего времени потраченного на эту безделицу. Я всё собираюсь немного переделать и дописать концовку, руки никак не доходят
Для меня ваши мысли очень ценны и полезны, я их обязательно учту. Спасибо!...

Кузьма Кукин   09.07.2020 13:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кузьма Кукин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Екатерина Шерстобитова
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.07.2020