Рецензия на «О смысле и целях образования Философский очерк» (Руслан Игнашкин)

Дорогой Руслан!

Ваши отзывы о моих текстах прислала мне моя дочь из Москвы. Сам я не умею даже включать компьютер. Мы с женой сбежали от эпидемии в деревню, т.к. жене нельзя болеть.Она купила смартфон, чтобы работать дистанционнно и кое как научилась им пользоваться. Она с детьми работала дистанционно. Она не хочет сдаваться! Она очень сильный волевой человек. Творческий трудоголик. Таким же был ее отец. Ее все годы любят и любили родители детей. И она их любит.

Ее все любят! Со мной не так.

Но в Небо она не смотрит. Так же, как ее отец не смотрел. И братья ее, и дети, тоже не смотрят. Такова их судьба. Им некогда.Они намеренно берут на себя столько работы, чтобы не хватило времени ее сделать.

Сам же я довольно зауряден. За исключением того, что почему-то сначала сотни раз прочитал Евангилия, потом стал перечитывать "Войну и мир". Затем Музыка, затем Библия...Наконец, для меня стал драгоценным двухтомник Шекспира и так далее..
Я не воцерковленный человек. Я и раньше не часто бывал на исповеди, еще реже причащался. По-видимому, я сам себя ограбил. А, может быть, это такая судьба. Наша тройственная судьба "я, моя жена, дочь" - не легкая. Были года, когда жена без меня не могла сделать и шага. Да и сейчас тоже. Я думаю, это не случайно.

Когда я получил Ваши отзывы, я сказал "У меня праздник!" Жена спросила: "А в чем твой праздник?" Как ей объяснить! Я до сих пор, по старой памяти с холодком по спине еще способен читать тексты, подобные Вашим. Хотя все это угасает во мне...Тогда, когда я был в "форме", я и услышал Реквием Моцарта. И сейчас я хочу слышать Музыку. По-видимому, с нежеланием слышать Музыку, закончится моя жизнь.

Анушаван.

Анушаван Микертумянц 2   22.08.2020 11:45     Заявить о нарушении
Мое почтение Вам, Анушаван!
Замечательно, что Ваша жена – творческий трудоголик и волевой человек с сильным характером, несмотря на все трудности с любовью и вдохновением отдающийся своему жизненному делу. Русский религиозный мыслитель Иван Ильин писал, что вдохновенный и честный труд – это уже наполовину счастье, ведь самозабвенно трудящийся ощущает творческий подъем духа, не расточает жизнь бесцельно и не отдается мертвящей скуке. В книге Бытия Господь велит Адаму возделывать сад – это означает, что человек призван к творчеству, не к монотонному и рутинному, а к свободному, творческому и любимому труду, столь же благословенному как молитва, радующему душу и хранящему ее от горького чувства, что «я никому не нужен в жизни», что «мир не нуждается во мне». У каждого человека есть право на свободный и творческий труд – на самореализацию и приумножение талантов своих, иначе жизнь предстает пустой и бессмысленной. С христианской точки зрения трудиться надлежит во славу Божию – труд музыканта и поэта, ученого и философа, педагога и семьянина, художника и монаха должен быть богохвалением и богослужением. В служении Богу человек обретает самого себя и смысл своей жизни, осуществляет свое предназначение – уникальную миссию, возложенную на него Творцом. Я думаю, что живя на земле, человек не должен забывать о Боге, душе и вечности, но призван мудро распоряжаться своим временем, ибо есть время трудам и житейским попечениям, а есть время молитве, Богомыслию и чтению Слова Божиего, когда нам надлежит обратить взор от земли к небесам. В Евангелии есть эпизод, когда Христос пришел к Своему другу Лазарю, у которого были две сестры – Марфа и Мария. Марфа – труженица, когда Христос пришел, то она тотчас стала заботиться об угощении и суетиться в делах, упрекая Марию и с укором обращаясь к Спасителю: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:40). Мария – молитвенница и созерцательница, с момента прихода Христа она не отходила от Него ни на минуту и внимала каждому Его слову, вот почему Господь с любовью ответил Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41–42). Христос не осуждает Марфу, ведь труд благословен Богом, но Он призывает ее не суетиться, дабы земные заботы и жизненные мелочи не заслоняли небеса, ведь суета не дает человеку общаться с Богом в молитве и не оставляет времени для философских раздумий и религиозной жизни. В наше время ритм жизни катастрофически ускорился и человек чрезмерно суетится, у него масса забот и не остается времени на Бога, душу и молитву.
Я не могу назвать заурядным человека читающего Библию, Толстого, Чехова и Шекспира, с восторгом и трепетом слушающего Моцарта, Бетховена и Шостаковича, умеющего любить и видеть в истории и судьбах людей таинственные следы Промысла Божиего, размышляющего о тайне человека, о творчестве и вдохновении. По великой премудрости Своей Господь сотворил каждого из нас уникальной личностью и возложил особую миссию, а потому – все люди необыкновенные, что касается заурядности, то она – страшный грех перед Богом, ибо заурядный человек – посредственный и творчески бездарный представитель серой массы, закопавший свои таланты в землю, отвергнувший свое предназначение и бессмысленно расточающий свою жизнь, человек шаблонно и банально мыслящий, не способный понять, полюбить и оценить картин Рембрандта, Рафаэля и Тициана, музыкальных шедевров Баха, Бетховена и Чайковского, пьес Шекспира, философских романов Достоевского и притч Евангелия. Для заурядного человека – человека поправшего свое духовное достоинство, закрыты врата культуры и Церкви, он сам закрыл их для себя и тем самым расписался в своей духовной нищете, которую он не осознает, считая себя незаурядной и выдающейся личностью. В «Идиоте» проницательный Достоевский писал, что «ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний». Религиозный мыслитель и ученый Блез Паскаль обратил внимание на то, что заурядный человек отказался от своей оригинальности и не умеет ценить творчество других людей, он не понимает, что душа каждого человека – уникальный духовный мир, настолько драгоценный для Бога, что Христос Богочеловек пролил Свою святую Кровь ради ее спасения, но пошло полагает и с циничной усмешкой заявляет, что незаменимых людей нет.
Рассказывая о себе, Вы честно написали, что не являетесь воцерковленным человеком, не часто бывали на исповеди и еще реже участвовали в таинстве Евхаристии, вдумчиво и проницательно замечая – «я сам себя ограбил», но вместе с тем душа Ваша ищет общения с Богом и томится духовным томлением, и не случайно Вы многократно обращались к священным текстам Библии. Всякое обращение к Богу и обретение веры – это таинство, открывающее перспективу новой духовной жизни, а воцерковление – последующий путь к Богу, восхождение к Нему. Мне представляется, что воцерковление – вхождение в Православную Церковь и ее литургическую жизнь, усвоение ее вероучения и становление христианином – происходит на протяжении всей жизни человека, оно предполагает углубленное изучение Священного Писания и Священного Предания, участие в богослужениях и таинствах Церкви, духовные усилия, направленные на соблюдения заповедей Евангелия – высочайших нравственных идеалов христианской жизни, знание и исповедание догматов – богооткровенных истин веры, верность Христу и Церкви до конца – до мученической смерти, а самое главное – любовь к Богу, ближним и даже врагам. Когда я перечитываю Евангелие и Псалтырь, гимнографию Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова и Иоанна Дамаскина, читаю о жизни святых подвижников – от Макария Египетского до Силуана Афонского, то понимаю, насколько я далек от Христа и как сам мало воцерковлен, ибо я не имею неугасимой любви к Богу и ближним, много согрешаю в помышлениях и речах, живу так, будто никогда не настанет дня моей смерти и Страшного Суда, не научился утешать скорбящих и молиться за страждущих, каяться и достойно причащаться Святых Тайн Христовых, прощать врагов и обидчиков от всего сердца, от всей души молиться за проклинающих меня, духовно не понимаю многих вещей, не обрел ни мудрости, ни благочестия, ни веры, действующей любовью, и больше мечтаю о христианстве, чем являюсь настоящим христианином. Святитель Тихон Задонский в великолепной книге «Сокровище духовное от мира собираемое» – этом высоком образце христианского Богомыслия, горько сетует на то, что Христос жил в смирении и нищете, был милостив и полон любви, велик в терпении, никому не мстил, но исполнял волю Отца Своего Небесного, а «нынешние христиане» – мы – полны гордыни и тщеславия, заботимся о земном и не помышляем о небесном, укоряем друг друга и не имеем любви в сердцах, не ищем Бога и не соблюдаем заповедей Его. Для того чтобы стать настоящими христианами нам надлежит соизмерять свои намерения, мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, обрести сыновнюю любовь к Богу и Церкви, жить ее литургической жизнью, никогда не отчаиваться, но хранить надежду на Промысел Божий, жить напряженной духовной жизнью кем бы мы не были – миряне или монахи, физики или лирики, старцы или юноши, а это – подвижническая жизнь, потому, что верность Христу Спасителю в мире, лежащем во зле – это подвиг.
Если мы веруем в библейского Бога, том мы веруем в то, что Он сотворил небо и землю, Ангелов, людей и всех иных живых созданий, и с любовью промышляет о всей вселенной и о каждом творении Своем – веруем в неисповедимые пути Провидения. Замечательно, что Вы убеждены в том, что все в жизни происходит не случайно, ибо если наша жизнь лишь цепочка случайных событий, то в ней нет никакого высшего смысла, и не существует Промысла Божиего. После грехопадения люди настолько отдались от Бога и духовно ослепли, что разучились видеть таинственное присутствие Вседержителя в своей жизни и в истории мира, но я убежден, что Бог никого не оставляет и нам надо научиться смотреть на жизнь духовным взором, верить и полагаться на Промысел Господень. Земная жизнь полна скорбей, потерь и разочарований, но именно в жизненных испытаниях обнажается сердце человека, и открывается каков он на самом деле – благороден или низок, бескорыстен и щедр или скуп и завистлив, верен Богу и любит Его, доверяет Его промышлению или не помнит о Боге, не внемлет Его зову и в отчаянии проклинает Творца своего. Многое в жизни загадочно и откроется только в вечности. Реквием Моцарта стал для Вас встречей с тайной и чудом Божиим, и я молюсь и надеюсь, что духовная жизнь не угаснет в Вас, и до конца земных дней Вы будете хранить любовь к близким, обращаться к Слову Божиему и классикам мировой литературы, размышлять, слушать музыку и разговаривать с Богом в молитвах – и таковым вступите в вечность, дабы предстать пред Всевышним.
Здоровья Вам и Вашим близким, вдохновения и Божьей помощи!

Руслан Игнашкин   26.08.2020 20:34   Заявить о нарушении
Дорогой Руслан!
Большое спасибо Вам за отклик. Некоторое время назад я нашел на "Прозе" Виктора Долголева. Он мне показался очень оригинальным и мощным. Я мало что понял в его текста, но решил, что он ушел от меня, в своем знании, далеко и навсегда. Разбираться я не стал. Я написал ему "Вы настоящий философ". Я тогда не понимал, кто такой философ. Он ответил мне, что философом себя не считает, а пишет тексты, слушая Единый Генератор (Он не сказал Бог)

Потом я к нему еще раз обращался по поводу письма к министру Васильевой. Он ответил мне, что он - фаталист и не верит, что это письмо нужно Васильевой. (Я и сам в этом сомневаюсь.)Еще я его спросил про число "84", так как не понимаю, что оно значит. Теперь-то я понимаю, что врядли нужно об этом думать, хотя и любопытно.
Вчера я снова почитал его текст "Читал ли Христос китайскую Книгу перемен?" Я опять мало что понял, но понял главное. Долгалев не интересуется человеком для того, чтобы ему помочь. Ему наплевать. Он пытается гордится и гордится тем, что ищет закодированную систему мироздания. Он говорит, что православие "дебилизирует" жизнь. Он склонен искать ответы в Ветхом Завете, анализирует рассказ Иакова своим сыновьям.
Зачем это все? У Тарковского есть фрагмент, где герой идет с огоньком в руке и пытается сохранить этот огонек. Видимо, Тарковский дает образ того, что "человек - как светильник на ветру". Я хотел написать Долголеву, что тем, что он интересуется и наслаждается - ерунда. Но подумал, Игнашкин не будет осуждать, а попытается помочь.
Хотя помочь Долголеву невозможно. Он - глыба.
Я хочу попросить Вас не читать серьезно Долголева - это напрасная потеря времени.

Анушаван Микертумянц 2   29.08.2020 20:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Руслан Игнашкин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анушаван Микертумянц 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.08.2020