Рецензия на «Память о путешествии, март-2013» (Пиротехъник)

Стихотворение в прозе. Не очень большое по объему - что есть хорошо. Лиричное, с хорошей внутренней ритмикой, очень хорошо ощущаемой при чтении. Пронизано романтикой тропиков и путешествия.

И как всегда - несколько "но".

"Я хотел подарить тебе путешествие, чуть-чуть похожее на рай" - сильный начальный посыл. который продолжением сводится просто на нет: "а получилось... как получилось" - собственно, все. Дальнейший текст не имеет ни малейшего значения, потому что - ну, все равно же не получилось, так и зачем про это читать?
Да и сама фраза: "Я хотел подарить тебе путешествие, чуть-чуть похожее на рай" - а почему только чуть-чуть? О каком чувстве мужчины к женщине говорит это "чуть-чуть" - вроде как, хотел порадовать, но было лень? Или на самом деле и вообще не хотелось? И это самое "чуть-чуть" - сразу ломает все настроение.

Следующий абзац хорош, но "тот потрясающий песок, то мягкий, обжигающе горячий, то влажный, ускользающий на глубину" - слово "тот" - слово-паразит, лишнее. Не добавляющее ни к смыслу, ни к описанию. Убрать - и ничего не изменится: "потрясающий песок, то мягкий, обжигающе горячий, то влажный, ускользающий на глубину".

"Я помню беспощадный вертикальный блеск в зените и магнетические краски океанского заката, когда приятно ослабеет радиация Светила и замедляется бег времени" - радиация не бывает приятной или неприятной. Радиация бывает жесткая, бывает опасная, но к "приятности" это точно не имеет никакого отношения.
"Я помню беспощадный вертикальный блеск в зените и магнетические краски океанского заката, когда приятно ослабеет ЖАР Светила и замедляется бег времени" - так будет лучше.

"И в длинных тенях угасающего дня" - слово "тенях" нарушает внутренний ритм. Ломается общий рисунок, даже некоторая напевность текста неправильным ударением: "и в длинных тЕнях". Это нужно либо заменить, либо перестроить предложение.

"ежевечерний вкус доступного бесплатно Чуда" - Чудо - оно на то и чудо, что всем и даром. Делать на этом акцент совершенно ни к чему. Не говоря уж о том, что непонятно, какой все-таки у Чуда вкус. Без конкретики - безвкусное какое-то чудо получается.

Прилагательное "потрясающий" очень сильное само по себе. Одновременно "потрясающий песок" и "потрясающие ананасы" на протяжении буквально пары абзацев, во-первых, слишком близко повторение, во-вторых, самим прилагательным ананасы приравниваются к песку.

"Я помню храмы и величественные статуи" - этот абзац и все, что перед этим - в прошедшем времени - воспоминание. Следующий абзац: "Сейчас ещё видны огни далёкого отеля, и далее во тьме ещё гудит ночной прибой" - уже в настоящем. При этом текст называется "Память о путешествии". Соответственно - нарушается логика времен. Так когда происходит действие текста: в прошлом или настоящем? Что именно вспоминает герой? И в какое время он это вспоминает?

"нас кто-то заставлял кричать и танцевать, дурачиться" - можно ли веселиться "из-под палки"? Действие, лишенное радости, свободы. И снова противоречие во временах - в одном предложении.

"не рада несвободе" - корявое выражение. Частица "не" воспринимается мозгом сложно, чаще - игнорируется, соответственно получается "рада свободе" - определенно не то, что хотел сказать автор.

"Я хотел подарить тебе путешествие, чуть-чуть похожее на рай, а получилось... как получилось, но почему-то думать хочется лишь о хорошем.
Воспоминания о путешествии со временем сотрутся, краски – потускнеют, а шум тропического океана всё больше отдалится, замирая...
Но не смогу забыть твои стихи в открытом океане."

Предложение возвращает к началу. Лучше бы было поменять местами: "Воспоминания о путешествии со временем сотрутся, краски – потускнеют, а шум тропического океана всё больше отдалится, замирая...
Но не смогу забыть твои стихи в открытом океане.
Я хотел подарить тебе путешествие, чуть-чуть похожее на рай, а получилось... как получилось, но почему-то думать хочется лишь о хорошем."

Про стихи в тексте нет ни слова. Почему? Зачем говорить о стихах в конце, если герой не вспоминает стихи в тексте, особенно - про стихи в океане.

Слишком много многоточий на такой маленький текст. При этом особой смысловой нагрузки многоточие не несет. Лучше убрать.

Юлия Рей   14.12.2020 20:03     Заявить о нарушении
Юлия, вот это я понимаю, очень конструктивно! (И даже варианты, как исправить, подсказываешь. Так и должен делать настоящий Критик.)
В общем, более половины замечаний я поправил, выкрутился неплохо, даже круче стало. О "тенях" написал Екатерине Справедливой (допустимы оба варианта).
Радиацию Светила - оставил. У климатологов есть понятие "солнечной радиации". Это самая настоящая термоядерная радиация, но мы защищены от неё магнитосферой Земли и слоем местной атмосферы. Но "радиация" - радиацией.
Спасибо!

Пиротехъник   15.12.2020 06:19   Заявить о нарушении
"Потоки обжигающих лучей, как из активной зоны термоядерной печи" - так правильнее всего!

Пиротехъник   15.12.2020 06:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пиротехъник
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юлия Рей
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.12.2020