Рецензия на «О смысле и цели истории» (Руслан Игнашкин)

Дорогой Руслан!

Спасибо за Ваше творчество. Вам помогает Бог. Когда я посещал часто богослужения в 90-х годах прошлого века, я был способен услышать композиторов с потрясением. В частности, реквием Моцарта. Мы с женой были 2 месяца назад у Миши Бубновского по поводу прооперированной в 2014 году ноги у жены. Нога стала болеть. Теперь моя жена упорно работает, а я ей помогаю. Удивительное дело, нога стала укрепляться!

У отца Миши, Сергея Михайловича Бубновского, особое и трепетное отношение к Чехову. Он это говорил в ялтинском доме-музее Чехова. Я через Мишу передам Сергею Михайловичу мою интерпретацию "Вишневого сада" в тексте "Если не мы, то кто?"
Мне кажется, что юноша Лермонтов не мог понимать, что он сказал в "Предсказании", но видимо, Бог там присутствовал. Ни в педагогике, ни в медицине невозможно дальше игнорировать философию многомерности и чуда человека. Если так, то - тупик.

Очень бы хотелось, чтобы Никонов, к которому я обращался, провел на телевидении многократное обсуждение проблем образования и культуры самого человека. Здесь без Вас невозможно обойтись. Время пришло. Больше ждать нельзя. Помолитесь Богу, чтобы он помог. Дети и педагоги достойны того, чтобы школа учила их чувствовать свое сердце, а не озлобляться жизнью и школьным процессом. Я многое из этого видел.

С Новым годом, дорогой Руслан! Дай Вам Бог еще больше сил для сотворения таких ошеломляющих текстов, которые Вы пишете.

Анушаван

Анушаван Микертумянц 2   27.12.2020 21:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анушаван! Рад общению с Вами и благодарю Вас за столь глубокомысленный читательский отклик, за искренние и добрые слова, сказанные от сердца!
Как христианский мыслитель, я убежден, что великое искусство должно быть одухотворено верой и молитвой, иметь глубочайшее духовное содержание и вести человека к Богу – таков реквием Моцарта, являющийся одним из Ваших и моих любимейших музыкальных шедевров, по силе воздействия сравнимым с Псалтырем или «Страшным Судом» Микеланджело, как труба Архангела, зовущим нас задуматься о душе, смерти и вечности. Когда я впервые услышал реквием Моцарта, то был изумлен его музыкальной проникновенностью и мощью, глубокой религиозностью и опорой на Библию, его насыщенностью богослужебными молитвами. В этом плане я бы назвал Моцарта не просто верующим музыкантом, написавшим много церковной музыки – мессы, литании, кантаты, сонаты, а музыкантом-литургистом. Конечно, я не считаю свои богословские и философские книги и статьи ни боговдохновенными, ни «ошеломляющими текстами», но я верю, что талант и вдохновение – от Бога, и именно наитие Духа Божиего просвещает мысль и сердца поэтов и музыкантов, философов и гениев науки, и они проникают в неисследимую бездну премудрости Всевышнего, постигают Его тайны и своими творческими открытиями и прозрениями возвещают миру насколько велик Господь и в Свои созданиях. Для меня очевидно, что человек сотворен по образу и подобию Бога Творца, поэтому он признан к духовной жизни и творческому подвигу – подвижничеству в жизни и молитве, в искусстве и философии, в науке и образовании.
Мне очень близка и понятна Ваша мысль о многомерности человека, как существа не только биологического и социального, но и культурного, творческого и духовного: «Ни в педагогике, ни в медицине невозможно дальше игнорировать философию многомерности и чуда человека. Если так, то – тупик. Леонардо нарисовал человека, вписанного в круг. Круг – это вселенная, видимая и невидимая, многомерная. Педагогика, как и медицина, пока не рассматривает многомерности человека, его философию и тайну. Поэтому часто ошибаются». Известно, что немецкий философ Иммануил Кант – этот великий аналитик и человек громадного ума, пытавшийся определить границы возможностей познания рассудка – трехмерного «евклидова ума», как бы выразился Достоевский, много рассуждал об априорных формах восприятия действительности – пространстве и времени, указал на то, что сущности вещей остаются для нас непостижимы, бился над проблемой теодицеи и признал ее рационально неразрешимой, а в конце концов – свел все вопросы философии – «Что я могу знать?» «Что я должен делать?», «На что я могу надеться?» к одному ключевому вопросу – «Что такое человек?» Если мы хотим понять – в чем смысл жизни и прожить свою жизнь достойно, то нам надлежит познать самих себя – понять что такое человек и чем он отличается от иных живых существ. Если человек есть одномерное существо – порождение материально мира, то почему он осознает себя свободной и самоопределяющейся личностью, откуда в нем взялись совесть, философское мышление и творческие таланты, и отчего он не может удовлетвориться ничем земным? Весь материальный мир – это мир необходимости, здесь царят время и смерть, а человек опутан законами вселенной, но вместе с тем он чувствует внутреннюю свободу духа, она – высшая ценность и свидетельство того, что существует Бог и духовный мир. Человек сотворен Богом как венец видимого мира, он создан из «праха земного» – материи, являясь причастником космоса – микрокосмом, но он также имеет в себе то, что в Библии называется «дыхание жизни» – бессмертный дух, свободный и не обусловленный законами материальной вселенной, принадлежащий вечности и метафизическому миру.
С точки зрения христианской антропологии человек есть дух, облеченный в плоть, он сотворен для величайшей миссии – одухотворения и преображения всего видимого мира – неслучайно в книге Бытия Господь призывает Адама возделывать сад, а это означает, что призвание человека творческое, а само творчество – это тайна, совершенно непонятная, если мы отвергнем многомерность человека, о чем Вы и писали: «Человек многомерен и его сопровождает тайна творчества. Если бы не было многомерности человека в нем, не было бы Бетховена и его 9-й симфонии, не было бы «Джоконды» и Леонардо, не было бы Хачатуряна и его балета «Спартак», не было бы Васильева-Спартака, не было бы Паваротти, не было бы Л. Зыкиной и её песни. Не было бы Эйнштейна». Если бы человек не был многомерным и духовным, то было бы невозможным само существование культуры и духовной жизни – любовь, молитва и творчество, а если человек – венец Божьего творения, то он призван исполнить замысел Творца о себе – жить духовной и творческой жизнью. С нравственным негодованием я наблюдаю вокруг апокалипсис расчеловечивания или, используя Ваше выражение – «мировую пандемию расчеловечивания», со скорбными раздумьями Байрона и К. Леонтьева вижу грандиозную цивилизационную катастрофу, в наше время охватившую весь мир, с печалью Бердяева и тревогой Ортеги-и-Гассета понимаю, что восторжествовало самое плоское и приземленное миросозерцание, самая циничная философия жизни, губящая культуру, образование и самого человека, который стал членом общества массового потребления, одержимым «американской мечтой», не имеющим ни святынь, ни идеалов, отрекшимся от искусства и философии, не желающим знать ни Соломона, ни Платона, ни Данте, ни Баха, ни Лермонтова. Я полностью разделяю Вашу боль и тревогу за судьбу нашего образования, и понимаю, что нужны не новые концепции обучения и воспитания, а новая духовная философия человека, жизненно необходимая современной школе и всему обществу, в противном случае, мы рано или поздно окажемся в мире, где Библии и Шекспиру нет места, о чем настойчиво предостерегал О. Хаксли в книге «О дивный новый мир».
Мне нравится Ваша интерпретация пьесы Чехова «Вишневый сад» как философской притчи и пророческого предостережения, завещанного людям двадцатого и двадцать первого века, по остроте исторических прозрений и беспощадной правдивости суждений не уступающего «Восстанию масс» Ортеги-и-Гассета, предрекающего появление дельца Лопахина – олицетворение людей практичных и деятельных, но чуждых искусству и философии, скучающих от Шекспира и Рафаэля, потребительски относящихся к природе и всюду ищущих выгоды, людей с утилитарной моралью, нечутким сердцем и ограниченным умом. Когда я читаю произведения Чехова – «Вишневый сад» «Тоска», «Студент», «Человек в футляре», «Попрыгунья», то понимаю, насколько он был тонким психологом и драматургом, сравнимым с Шекспиром и Достоевским, как проницательно и трезво судил о людях и жизни, а кроме того, этот ироничный писатель был еще и эстетически чутким лириком, умеющим ценить прекрасное: «рассвет скоро взойдет. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник…Птицы поют в саду… Благолепие…какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!.. Вот длинная аллея идет прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи… Весь белый сад! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, Ангелы небесные не покинули тебя… Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…». Изумительные строки Чехова о дивном зрелище майкой красоты, когда вся природа оживает в торжестве весны, птицы поют на тысячи ладов, словно взывая к Богу, и цветущие деревья стоят как невесты в подвенечных уборах, будто ожидая Небесного Жениха – второго пришествия Иисуса Христа, Который в будущий век воскресения из мертвых преобразит воскресших – воссияют их тела и души – неслучайно Любовь Андреевна на мгновение видит свою покойную мать, идущую по саду в белом платье. Но Лопахину чужды лирические восторги, и хоть «вечный студент» Трофимов и замечает, что у этого купца «тонкая и нежная душа», но он помышляет лишь о выгоде – о сокровищах земных, а не о небесных, ищет прибыли, а потому красота вишневого сада никак не отзывается в его сердце, как не отзовутся и шедевры мировой культуры: «Лопахин будет проповедовать: ускоряйте цивилизацию, стройте компьютерные мед и тех центры. Не рефлексируйте. Читать Шекспира, Толстого, Достоевского скучно! Бетховен, Бах, Рахманинов – это мертвый симфонизм! Не верьте, что они – Поэты Всевышнего». Мне представляется, что Ваши рассуждения о пьесе «Вишневый сад» и фигуре Лопахина, ставшей знаковой для нашего времени, одни из наиболее глубоких в нашем литературоведении, и было бы замечательно, если бы Вы нашли время и силы для написания цикла этюдов о литературном наследии Чехова, которое ждет вдумчивых исследователей, умеющих философски мыслить.
В настоящее время я дописываю книгу «Духовный мир М.Ю. Лермонтова», которую надеюсь опубликовать в феврале 2021 года, и ясно вижу в лермонтовской лирике ряд пророческих стихотворений – «Не смейся над моей пророческой тоскою…», «Сон» и конечно знаменитое «Предсказание», где поэт предрекает черный год России – крушение самодержавия, последующую анархию и кровопролитие – предрекает русскую революцию 1917 года, и Ваше замечание о том, что в этом стихотворении ощущается присутствие Божие справедливо, ведь как сказано в Новом Завете: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет.1:21). Каждое стихотворение Лермонтова, не говоря о его бесподобных поэмах – «Мцыри» и «Демон», и романе «Герой нашего времени», на мой взгляд – это художественно филигранные и философские произведения, а он сам – удивительный поэт, не только певец печали и тоски, каковым его обычно изображают литературоведы, но и провозвестник любви и правды, отстаивающий Завет предвечного Бога в мире, лежащем во зле, своеобразный поэт-пророк, которого по справедливости надо наравне с Пушкиным, Достоевским, Толстым и преподобным Серафим Саровским именовать совестью России, без которого уже немыслима отечественная история и культура.
Мне бы хотелось поздравить Вас, Анушаван, и Ваших близких с наступающим Новым годом, пожелать Вам здоровья – духовного и телесного, Божьего благословения и Божьей помощи в деле Вашей жизни, в Вашей профессиональной и творческой деятельности. Пусть десница Вседержителя хранит Вас и Ваших близких на всех путях жизни, а все остальное приложится – с наступающим Новым годом!

Руслан Игнашкин   30.12.2020 19:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Руслан Игнашкин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анушаван Микертумянц 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.12.2020