Рецензия на «Дмитрий Быков Жизнь выше литературы, хотя скучнее» (Вера Июньская)

Меня просто удивило, как Вы пишете о таких персонажах, как Быков, Богомолов и Невзоров - спокойно-объективно, даже можно сказать, доброжелательно. Я понимаю, что существует корректность и т.п., но и она имеет свои пределы. Быков, может быть, как личность не столь отвратителен, сколь другие два персонажа, но мой знакомый поэт, человек вполне интеллигентный и корректный, и о нём не может отзываться иначе, чем непечатно. Ну пусть Быков не великий писатель, Бог с ним. Но его лекции о литературе - неужели Вы не видите, что это чудовищные фейки, бред. Человек хочет любой ценой всегда находиться в центре внимания, и ради этого несёт полную чепуху о литературе, лишь бы выглядеть оригинально. О его политических взглядах я уж молчу - он принадлежит к секте "неолибералов", соответственно и высказывается, там адекватных людей и не потерпели бы.
Извините, я вообще-то не люблю лезть с комментариями, но здесь и правда затронуло.

Владимир Алисов   27.01.2021 14:25     Заявить о нарушении
Прежде всего, спасибо Вам, Владимир, за комментарий.
Опустим вопрос о политических взглядах Дмитрия Быкова и поговорим о нём, как о литераторе.
На самом деле, очерк, о котором мы говорим, - довольно давнишний, от 2013 года, но, должна сказать честно, что моё мнение о Быкове не поменялось. Вы говорите, что он всеми способами старается привлечь к себе внимание. Рассуждая о причинах его популярности и востребованности, я прихожу к выводу, что это потому, что он очень много работает.
Приходилось ли Вам смотреть хоть одну его передачу «ЖЗЛ. Жалкая замена литературы»? Невозможно отрицать того, насколько интересные, высокоинтеллектуальные люди к нему приходят… о чём идёт разговор, какие вопросы поднимаются, насколько это увлекает и развивает. Очень советую посмотреть эти интервью в свободном доступе в Youtube.
Что касается его работы с детьми и студентами. Прежде всего, он пытается воспитать уважение друг к другу. Никакой заносчивости, никакого нимба над головой, никакого самовосхваления… ведётся обычный диалог на равных и, главное, он слышит собеседника вне зависимости от возраста.
Раз в неделю смотрю передачу «Один» на «Эхо Москвы». У меня всегда лежит рядом листок с ручкой. Он говорит о своих предпочтениях в литературе, отвечает на вопросы слушателей. Ни разу не слышала, чтобы он настаивал, что его мнение бесспорно. Всегда говорит: «возможно и ошибаюсь, это моё личное восприятие». Самоироничен, ведёт беседу спокойно, заинтересованно, без всякого пафоса и насаждения своих убеждений. Слушая его, стараюсь записать то, что мне захотелось прочитать после его рассказа о том или ином произведении.
В его прозе и поэзии мне не всё нравится, особенно то, что политизировано. Во всяком случае, думаю, любой человек может иметь своё мнение на сложившуюся ситуацию в той стране, в которой проживает.

Что касается Богомолова. У меня к нему простое любопытство, как к режиссёру и актёру, прежде всего. Посмотрела сериал «Псих». Он там настолько естественен и органичен, что у меня возникло подозрение, что психологическое состояние героя фильма ему достаточно близко, именно поэтому роль удалась.

Невзоров всё больше и больше становится пародией на самого себя. Какая-то стремительная деградация всё-таки происходит. Такое впечатление, что он весь горит желанием перепрыгнуть через самого себя и страшно зависим от реакции зрителей и слушателей, не важно - положительная она или отрицательная.

Вот, примерно то, что мне хотелось бы сказать в дополнение к тому, что уже написала ранее. Наверное, я изменила бы своё мнение, знай я этих персон лично, но, видимо, - к счастью, могу наблюдать за всем этим только со стороны.

Вера Июньская   27.01.2021 16:19   Заявить о нарушении
И я стараюсь не поддаваться личным симпатиям и антипатиям, и смотреть объективно. Тем более отвлекаться от политики. Но дело в том, что в личности человека всё совмещается - и литература, и политические взгляды. Это невозможно полностью разделить, и всё это не случайно. Я раньше лучше относился к Быкову, но к сожалению, чем дальше, тем отчётливее вижу, что в нём явно присутствует "смердяковщина". Да, именно так, а что это - политика, или изначально что-то не так с личностью человека - я не знаю. Вы может быть решите, что я слишком резко выражаюсь, или снова подхожу субъективно. Но нет, это не так. Я ясно вижу, когда Быков сознательно лжёт. Лжёт потому, что так надо, чтобы придерживаться взглядов, обязательных в "своём кругу рукопожатных и влиятельных людей". Потому что, если высказаться честно и беспристрастно, это может повредить репутации. А поскольку Быков человек умный, я понимаю, что это его совершенно сознательный выбор. Невзоров - тот изначально продажный циник, и не скрывает этого, он легко может сегодня говорить одно, а завтра другое, если это выгодно. А Быков ещё и хочет выглядеть светлой личностью.
Но я конечно не хочу ничего Вам навязывать. Вообще наше время - это время удивительной лжи и фейков на каждом шагу, и полного отсутствия элементарной честности, так что Быков далеко не худший образец лицемерия.

Владимир Алисов   27.01.2021 17:03   Заявить о нарушении
Чтобы объективно рассказать о Быкове, нужно писать книгу. Такой цели не ставилось. Может повторюсь, но скажу. По всей видимости, для того, чтобы иметь полное представление о творчестве Быкова, нужно самым тщательным образом пройтись по всем его произведениям, стихам, лекциям, пародиям, сценариям, выступлениям, интервью и проч. и проч. Тотально и пристально вникнуть в содержание, целенаправленность, идейность и суть того, что он пишет и о чём говорит. Возможно ли это? Странным образом получается, что кто хочет видеть в его творчестве позитивное, умное, вдохновляющее, тот это может увидеть без проблем. Кто хочет найти провокации, двусмысленность, искажённый смысл, тот это и находит.
Я озадачена. Возникает вопрос: если я прослушала множество его лекций о русской литературе и для студентов и для школьников, прочитала его стихи, прослушала интервью, то почему у меня создалось впечатление о нём именно такое, какое я описала в своём очерке? Стало быть, его диалог со слушателем и читателем не настолько порочен?
Что касается его политических воззрений, я с ними большей частью не согласна, но я и не помню, чтобы испытывала удушающее давление на моё личное представление о происходящем, не чувствовала его, навязанного мне, мнения.
Он "Лжёт потому, что так надо, чтобы придерживаться взглядов, обязательных в "своём кругу рукопожатных и влиятельных людей"." Понимаете, Владимир, ведь мне об этом круге ничего не известно и отличить где в его высказываниях ложь не представляется для меня возможным. Он сомневается, он оглашает свою позицию; не утверждает, но призывает к полемике. Когда владеешь аргументами, историческими, документальными подтверждениями собственной позиции, то, согласитесь, никакой Быков не страшен! Можно оставаться, как прежде, любящими Россию, русский язык, литературу... Кто может поколебать веру человека, если он твёрд в своих убеждениях? Я так думаю.

Вера Июньская   27.01.2021 17:31   Заявить о нарушении
Да, но я в общем-то довольно легко могу отличить эту ложь. Да и взгляды "рукопожатных" никакой не секрет, достаточно полистать интернет, всё это изливается постоянно и довольно навязчиво. Мне даже достаточно прочитать начальные строчки в какой-то статье, как мне уже ясны взгляды автора и не читая понятно, что будет сказано дальше.
Всё же о самом писателе Быкове независимо от его взглядов. Больше всего он мне нравится как поэт (только конечно не политические частушки, которые надоедливо читал с экрана пьяный Ефремов, а его серьёзная поэзия). Пусть не самого высшего ряда, но это настоящая поэзия. Но Быков возмечтал стать большим писателем, ему нужна большая проза. А как прозаик он "не тянет" на большого писателя, не тот уровень. Интересен как журналист. Но его непомерные амбиции только вредят ему же самому, он мечтает не менее, чем о Нобелевской премии. Хотя Нобелевская премия давно растеряла свой авторитет, так что после Алексиевич можно дать даже и Быкову.

Владимир Алисов   27.01.2021 18:03   Заявить о нарушении
Вот=вот... после Алексиевич.. Смешно.:-)
Да, абсолютно с Вами согласна, по поводу его поэтических способностей.
Я часто размещаю его стихи, которые мне нравятся, здесь, в литдневнике.
С прозой сложнее, ни одной его книги до конца не прочитала. Тяжеловато.
Мне показалось, что там, более всего, наблюдается приверженность к такому явлению, как андеграунд.. в ущерб художественности. Хотя, судить о чём-либо с полной ясностью не стану.

Вера Июньская   27.01.2021 18:32   Заявить о нарушении
Художественно слабовато, но мне не кажется, что Быков имеет отношение к андеграунду. Напротив, он говорил в интервью, что "активно не любит Берроуза, Керуака и Лири".

Владимир Алисов   27.01.2021 19:02   Заявить о нарушении
если иметь в виду противопоставление масскультуре и официальному искусству, то его проза близка к этому явлению. Насколько я понимаю, он не выносит банальностей и шаблонов...

Вера Июньская   27.01.2021 19:13   Заявить о нарушении
Тогда уж лучше почитать Пелевина или даже Елизарова :)

Владимир Алисов   27.01.2021 19:24   Заявить о нарушении
хорошо, при случае, воспользуюсь Вашим советом..:-)

Вера Июньская   27.01.2021 19:29   Заявить о нарушении
Интересно, как раз только что попался в Живом Журнале отзыв автора macroud о романе Быкова "Остромов". Очень близко моему взгляду:

"Многословно чрезвычайно, впрочем не сказать, что словоблудно – слог-то хороший. Просто словесный поток уж очень, хм, многоводный. Лишний, пустой…
Разговоры, разговоры, а действия-то – почти что ноль. Потому за сюжетом, который в разговорах да мыслях, следить сложно.
И вне сюжета – философствование. Про жизнь, про ее смысл, про талант, про творчество, про совесть, про добродетель, про порок, про, про, про… Бесконечное… Тягучее… Теряющееся в неразличимом бормотании… Бессмысленное… Но с претензией!
Поначалу все никак не отделаешься от ощущения какого-то подражания – прежде всего, Пелевину, а то Пастернаку и М. Булгакову, Ильфу с Петровым.
Подробностей множество, качественных подробностей. Вполне путеводитель по Петербургу. Замечаний, точно подмеченных деталей, критики разного рода – вагон. Но вне критики… получается не очень, не хватает чего-то. Авторской самодостаточности?
«Персонажей тоже много, многих я уже не вспомню…» Главные, неглавные, проходные, эпизодические. Скрупулезно описанные, изукрашенные, пережеванные. Друг с другом и с сюжетом несвязанные. Для чего? Нет ответа…
Роман из жизни, хм, оказавшейся не удел еврейской интеллигенции. Не русского дворянства и не русского купечества, и даже не русской интеллигенции, а именно интеллигенции еврейской, хотя и мнящей себя интеллигенцией российской. 1925 год, Ленинград. Под конец добираются и до 1939.
Герои – лишние люди. Невписавшиеся. А вернее, никчемные, при любом строе никчемные. Правда, вот, героям их никчемность недоступна. Она и автору недоступна, поскольку он некоторым образом себя с теми героями отождествляет.
Даня, со всех сторон персонаж положительный – потому что ни разу душу свою не заложил. А мог бы? Или просто не успелось? Все-таки что-то в отношении него гложет…
Остромов, персонаж, хм, не совсем отрицательный – даром, что аферист и шарлатан, хоть и небесталанный, – разводит главным образом представителей власти, а среди них – преимущественно чекистских бонз. Разве же оставляющий в дураках ЧК может быть отрицательным? Но как можно играть с ЧК, с этой имманентно демонической машиной вечно кровавого режима? Во-о-от. Автор-то, в отличие от героя, понимает.
С другой стороны, Остромов-то наш не наивный мечтательный вьюнош, все детство проведший на благолепном Западе и только что оттуда возвратившийся – вполне себе жулик, до недавнего времени достаточно успешно гастролировавший по провинции. Он что, не в курсах, какая в стране уже скоро десять лет как власть, что играть с нею себе дороже? Чай, не 18 год! Разве что автор Бендера нашего за уши притягивает… Но тогда о какой достоверности может идти речь? Вся логическая конструкция рушится.
Да, откровенная антисоветчина. Впрочем сегодня она ненаказуема. Но вот это постоянное «они», через губу и с презрением… Презирай, однако страну и жизнь-то перевернули и власть приобрели не безграмотные лапотные «они», а вполне образованные интеллигентные их руководители, преимущественно еврейской национальности. Лапотные «они» – только фронтсимвол новой жизни, но хозяева – совсем-совсем персонажи иные, так что… И если руководство то полагать глупым и необразованным, в отличие от себя, то как объяснить, что те империю разрушили и все приобрели, а вы, такие умные и продвинутые, оказались и продолжаете пребывать в дерьме?
Не та страна, не тот народ, не то время – все не то! Когда же это кончится? Когда же придет цивилизованная европейскость? Или когда же ее кто принесет? А пока – только томление интеллигента от безысходности и торжество аферистов, баламутящих и без того мутную воду.
Что хотел показать автор? Что каждый сам кузнец своего счастья? Что ищущему да дастся? Что советская власть вообще и ее ГПУ в частности абсолютное зло? Что чистой душе в советской, в русской действительности места нет и мироздание само выдавит ее в высшие эоны, или… по-тихому лишит разума и тем избавит от муки? Или что автор имеет претензию на мастерство в изящной словесности?
Все-таки критик беллетрист неполноценный. Когда критик пытается стать беллетристом, получается графоман."

Владимир Алисов   27.01.2021 22:42   Заявить о нарушении
да, полновесная рецензия.. Думаю, её автор дочитал по каким-то причинам книгу до конца. Зачем было мучиться? А если не испытывал никаких мучений, то можно заподозрить, что этот роман был для него всё-таки интересен, коль скоро даётся настолько подробный анализ?
Конечно, я прокомментировать ничего не могу. Вряд ли меня заинтересует сам сюжет, в основу которого легло "Дело ленинградских масонов" начала 20-го века. В крайнем случае, можно было бы что-то посмотреть выборочно.
Спасибо, Владимир, что переслали эту рецензию; было любопытно ознакомиться.

Вера Июньская   27.01.2021 23:13   Заявить о нарушении
Я исключительно упорный читатель, научился читать совершенно самостоятельно в 3 года, и с тех пор так и пошло. Книги, даже не очень захватившие, привык обычно дочитывать до конца. Так, признаюсь, что полностью прочёл и "Остромова". Я не скажу, чтобы очень уж принуждал себя читать, читается неплохо, но действительно ощущение какой-то многословной размазанности, жидковатости, вторичности. И мне тоже думалось, что у Пелевина тот же сюжет вышел бы гораздо ярче и талантливее.

Владимир Алисов   27.01.2021 23:37   Заявить о нарушении
Неделю назад прочитала новую книгу Быкова - поэтический сборник "Ничья.20:20".
Первая часть - стихи-размышления, - отклик на события прошедшего пандемического года... но мне, конечно, больше всего нравится его лирика: он в ней очень хорош! Тонкий, глубоко чувствующий...)

Вера Июньская   28.01.2021 00:20   Заявить о нарушении
А Вы бумажную читали? Я как раз сегодня искал эту книгу в интернете, нашёл только неполный вариант.

Владимир Алисов   28.01.2021 00:26   Заявить о нарушении
Как поэта я даже защищал Быкова от одного моего знакомого теоретика литературы. Мне нравится, а он считает, что нет - и поэзия недостаточного уровня. Но этот литературовед очень придирчив и редко что-то хвалит.

Владимир Алисов   28.01.2021 00:31   Заявить о нарушении
Я настойчиво искала эту книгу и нашла её в полном объёме в интернете. Действительно, чаще всего, дают только ознакомительный фрагмент, но на сей раз мне просто повезло. В общем, найти можно.

Вера Июньская   28.01.2021 00:40   Заявить о нарушении
Я тоже сейчас нашёл.

Владимир Алисов   28.01.2021 00:51   Заявить о нарушении
замечательно..
Надеюсь, потом Вы поделитесь впечатлением ))

Вера Июньская   28.01.2021 00:59   Заявить о нарушении
Я прочёл. Нет, я совсем не в восторге. Не только первая, а все три части там в одном ключе - та же политика и сатира, какая уж там лирика. Всё те же давно приевшиеся либеральные излияния. По форме, конечно, хорошо и лихо, но мне совсем не такая поэзия нравилась у Быкова. Мне нравится у него, например, вот такое:

Весенний первый дождь. Вечерний сладкий час,
Когда еще светло, но потемнеет скоро.
По мокрой мостовой течет зеленый глаз
Приветствующего троллейбус светофора,
Лиловый полумрак прозрачен, но уже
Горит одно окно на пятом этаже.
Горит одно окно, и теплый желтый свет,
Лимонно-золотой, стоит в квадрате рамы.
Вот дождь усилился – ему и дела нет:
Горит! Там девочка разучивает гаммы
В уютной комнате, и нотная тетрадь
Стоит развернута. Сыграет, и опять
Сначала… Дождь в стекло. Потеки на стекле —
Забылись с осени… И в каждом из потеков
Дробится светофор. Под лампой, на столе
Лежит пенал и расписание уроков,
А нынче музыка. Заданье. За дверьми —
Тишь уважения. И снова до-ре-ми.
Она играет. Дождь. Сиреневая тьма
Все гуще. Окна загораются, и вот их
Все больше. Теплый свет ложится на тома
На полке, за стеклом, в старинных переплетах,
На руки, клавиши и, кажется, на звук,
Что ровно и легко струится из-под рук.
И снова соль-ля си… Соседнее окно —
Как рано все-таки смеркается в апреле! —
Доселе темное, теперь освещено:
Горит! Там мальчик клеит сборные модели:
Могучий самолет, раскинувший крыла,
Почти законченный, стоит среди стола.
Лишь гаммы за стеной – но к ним привычен слух —
Дождем перевиты, струятся монотонно.
Свет лампы. На столе – отряд любимых слуг:
Напильник, ножницы, флакончик ацетона,
Распространяющий столь резкий аромат,
Что сборную модель родители бранят.
А за окном темно. Уже идет к шести.
Работа кончена. Как бы готовый к старту —
Картинку на крыло теперь перевести —
Пластмассовый гигант воздвигнут на подставку
И чуть качается, еще не веря сам,
Что этакий титан взлетает к небесам.
Дождливый переплеск, и капель перепляс —
Апрельский ксилофон по стеклам, по карнизу,
И мальчик слушает. Он ходит в третий класс
И держит девочку за врушку и подлизу,
Которой вредничать – единственная цель,
А может быть, влюблен и носит ей портфель.
Внутри тепло, уют… Но и снаружи – плеск
Дождя, дрожанье луж, ночного ксилофона
Негромкий перестук, текучий мокрый блеск
Фар, первых фонарей, миганье светофора,
Роенье тайных сил, разбуженных весной:
Так дышит выздоравливающий больной.
Спи! Минул перелом; означен поворот
К выздоровлению, и выступает мелко
На коже лба и щек уже прохладный пот —
Пот не горячечный. Усни и ты, сиделка:
Дыхание его спокойно, он живет,
Он дышит, как земля, когда растает лед.
…О тишь апрельская, обманчивая тишь!
Работа тайных сил неслышна и незрима,
Но скоро тополя окутает, глядишь,
Волна зеленого, пленительного дыма,
И высохнет асфальт, и посреди двора
По первым классикам заскачет детвора.
А следом будет ночь, а следом будет день,
И жизнь, дарующая все, что обещала,
Прекрасная, как дождь, как тополь, как сирень,
А следом будет… нет! о нет! начни сначала!
Ведь разве этот рай – не самый верный знак,
Что все окончиться не может просто так?
Я знаю, что и я когда-нибудь умру,
И если, как в одном рассказике Катерли,
Мы, обнесенные на грустном сем пиру,
Там получаем все, чего бы здесь хотели,
И все исполнится, чего ни пожелай, —
Хочу, чтобы со мной остался этот рай:
Весенний первый дождь, вечерний сладкий час,
Когда еще светло, но потемнеет скоро,
Сиреневая тьма, зеленый влажный глаз
Приветствующего троллейбус светофора,
И нотная тетрадь, и книги, и портфель,
И гаммы за стеной, и сборная модель.

Владимир Алисов   28.01.2021 01:57   Заявить о нарушении
одно из любимых:

На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал
и мое мерило. Во всех моих женщинах были твои
черты, и это с ними меня мирило.

Пока ты там, покорна своим страстям, летаешь
между Орсе и Прадо, — я, можно сказать, собрал
тебя по частям. Звучит ужасно, но это правда.

Одна курноса, другая с родинкой на спине, третья
умеет все принимать как данность. Одна не чает
души в себе, другая — во мне (вместе больше не попадалось).

Одна, как ты, со лба отдувает прядь, другая вечно
ключи теряет, а что я ни разу не мог в одно все это
собрать — так Бог ошибок не повторяет.

И даже твоя душа, до которой ты допустила меня
раза три через все препоны, — осталась тут, вопло-
тившись во все живые цветы и все неисправные телефоны.

А ты боялась, что я тут буду скучать, подачки сам
себе предлагая. А ливни, а цены, а эти шахиды,
а роспечать? Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.

Вера Июньская   28.01.2021 09:56   Заявить о нарушении
Да, вот такое замечательно, а страдания про серые хрущёвки и что "страна не та" - надоело и неинтересно...

Владимир Алисов   28.01.2021 11:10   Заявить о нарушении
согласна..)

Вера Июньская   28.01.2021 12:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вера Июньская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Алисов
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.01.2021