Рецензия на «Полустанок» (Вера Июньская)

Сложно здесь высказаться... Я совершенно ничего плохого не хочу сказать о форме рассказа - очень хорошо написано. Но это, прямо говоря, настоящий советский текст. Это конструкция, мастерски выполненная по законам жанра. В наше время такие тексты давно уже используются для того, чтобы их "деконструировать" или пародировать. Ещё раз говорю, что совсем не хочу Вас критиковать. Это просто объективные законы текста и литературы. Лично я могу при чтении даже испытывать своеобразную ностальгию, но это ничего не меняет. Я думаю, что перспектив и будущего у такой литературы нет, "этот поезд ушёл". Хотя рассказ вполне могли бы опубликовать, например, в "Нашем Современнике", по направлению он там вполне подходит.

Владимир Алисов   01.02.2021 16:27     Заявить о нарушении
Как решаются эти литературные проблемы в наше время - можно привести пример романа "Завод "Свобода"" Ксении Букши. По содержанию тот же советский производственный роман, но совершенно стилистически обновлённый.

Владимир Алисов   01.02.2021 16:48   Заявить о нарушении
очень хорошо, я рада, что мне удался советский текст! Как он мог быть другим, когда там и время советское описывается... простая-непростая деревенская история. Для общения у меня появились новые персонажи: Ирина, Зара, Серёжка. Хоть мы и побыли вместе всего месяц, пока я описывала эту историю, но мне было с ними интересно и расставаться не хотелось.

"Поезд ушёл" и у меня нет абсолютно никаких сожалений. Наверное, была бы расстроена, если бы планировала публикацию в толстом журнале. Но, нет. Таких амбиций не существует.

Пожалуй, это мой единственный опыт столь длинного повествования в такой стилистике, советской, как Вы называете :-)
Моё желание состоит в том, чтобы в каждом своём тексте быть разной: "За секунду до боя курантов" не похож на "Игру в бирюльки", "на обочине" не похож на "Концерт по заявкам" и миниатюры... разная тематика и соответствующая стилистика.

Владимир, я просто ужасно неловко себя чувствую, представляя, как мучительно для Вас было читать столь длинную повесть...для автора, привыкшего излагать свои мысли содержательно, лаконично, буквально семью-десятью словами. Мне нужно было бы извиниться )

Вера Июньская   01.02.2021 17:06   Заявить о нарушении
Нет, я очень тренированный читатель, и мне даже длинные и тяжеловатые тексты читать нравится.
Если для Вас это опыты в разной стилистике, тем более интересно. Вот у Букши даже каждая глава "Завода "Свободы" написана в своей стилистике.
Моё личное отношение к "советским" текстам - там изображалась реальность, очень похожая на настоящую, но всё же жизнь и персонажи, которых никогда не было на самом деле. Я не знаю, читали ли Вы Сорокина, для некоторых читателей он слишком отвратителен. Но его приёмы "деконструкции текста" интересны. Так, он начинает в стиле классического советского рассказа об учителях или колхозниках, а потом вдруг действие внезапно переходит в то, что персонажи начинают резать друг друга, пожирать человеческое мясо и т.п. Это крайне шокирует читателя, но задача деконструкции, вскрытия условности и ненатуральности советской стилистики при этом наглядно выполняется.

Владимир Алисов   01.02.2021 17:21   Заявить о нарушении
Да, Вы меня заинтересовали, Владимир... при случае, обязательно посмотрю роман Ксении Букша. Что касается Сорокина, - не обещаю. Не раз "бралась" за этого автора, но увы! Читать про каннибализм мне как-то претит.
На самом деле, вопросы стилистики мне очень интересны.

Вера Июньская   01.02.2021 17:42   Заявить о нарушении
Приёмы Сорокина у меня тоже восторга не вызывают, но разве этот каннибализм на бумаге не отражает чего-то реального в советской литературе и жизни? Так, мы читали светлые и героические книги Гайдара. Но что в жизни было за этими текстами? Командир полка Гайдар в 16 лет настолько увлёкся убийством пленных и мирного населения, что его пришлось списать из армии, да и потом всю жизнь он оставался алкоголиком, периодически резавшим себя бритвой и одержимым видениями людей, убитых им в юности.

Владимир Алисов   01.02.2021 17:51   Заявить о нарушении
Интересна ещё способность Сорокина мастерски стилизовать любой текст. Представляете, это тоже Сорокин (можно подумать, Тургенев):

"Нет на свете ничего прекрасней заросшего русского кладбища на краю небольшой деревни.
Тихое, неприметное издали, лежит оно под густыми купами берез, теряется в зарослях боярышника, бузины и сивой, годами не кошеной травы, что стоит высокой, до пояса, стеной на месте бывшей здесь некогда ограды.
Случайный прохожий, следующий мимо по неширокой полевой дороге, замечает эту своеобразную изгородь, возведенную матерью природой взамен развалившейся человеческой, покосившиеся, но всегда гостеприимно распахнутые ворота, кресты, неброско, но явственно мелькающие меж толстых березовых стволов, заставляющие невольно замедлить шаг, или вовсе остановиться.
Прохожий останавливается, смотрит, затем сходит с пыльной дороги на неприметную стежку и медленно идет к кладбищу. Пройдя ворота, он делает несколько шагов и останавливается, теперь уже надолго.
Как все заросло вокруг! Какое запустение и торжество жизни над смертью. Сочная, густая трава покрывает все. Как красива она, сильна и разнообразна. Здесь зверобой и иван-чай, душица и мята, кукушкин лен и пижмы. Земляника стелется по еле различимым холмикам могил кудрявым ковром, дразня алыми бусинками ягод, папоротник заслоняет трухлявые кресты своими резными листьями, крапива высится, перерастая ржавые ограды.
Трудно разыскать здесь знакомую могилу: иной крест упал, другой сгнил, лишившись перекладин, превратившись в столб, а на третьем порос мраморно-белый мох, начисто скрыв имя погребенного.
Вот простенькая ограда, завалившаяся под натиском колючих веток шиповника, а рядом - другая, побогаче, - проросшая молодой березкой и повисшая на ней: растет юное деревце, тянет за собой ржавые прутья.
Тихо, прохладно под раскидистыми кронами. Полуденное солнце почти не проникает сюда - лишь изредка скользнет тонким лучом по замшелой крестовине и пропадет в обильной зелени.
Как хорошо здесь. Как свободно и спокойно дышится. Хочется сесть на траву, прислониться к бугристому стволу старой березы и слушать, слушать немолчный шум крон, забывая обо всем бренном, мелочном, недолговечном.
Пахнет земляникой, прелью и лесными цветами. Птицы перекликаются в зеленой выси. Жужжит толстый шмель на бело-розовом цветке клевера. Ни глазу, ни душе не требуется привыкать к кладбищенскому ландшафту, - здесь все как-будто существует для молчаливого созерцателя, все рассчитано на него, дабы помочь ему обрести душевный покой, прояснить мысли, возвысить чувства. Долго сидит он, думая о вечном и преходящем, истинном и ложном, конечном и бесконечном. А над кладбищенскими березами, тем временем, неторопливо проплывают облака, собираясь вдали, у синей стены бора в грозовую тучу."

Владимир Алисов   01.02.2021 17:59   Заявить о нарушении
тут, смотря какой делать выбор...
я думаю, не достаточно ли мне того, что я знаю историю жизни и смерти молодогвардейцев, смотрела фильм Ромма "Обыкновенный фашизм" или читала роман-документ "Бабий яр" Анатолия Кузнецова, ужасалась советской действительности в фильме "Груз 200" Балаяна и ещё и ещё множество фильмов и книг...
Что мне даст ещё один автобиографический пример злодейства Гайдара? Стоит ли доводить свою душу до крайности, до предела, чтобы она взмолилась и попросила:"ты можешь мне дать что-нибудь для моего спокойствия и отдохновения? Ну, вроде "Грозового перевала"...или "Золотая роза. Алмазный язык"? :-))

Вера Июньская   01.02.2021 18:10   Заявить о нарушении
оооо! мне тоже хочется привести Вам отрывок из одного рассказа именно на эту тему:
***
"Не журавлиный клик или, коль хотите, плач или стук воды по днищу алюминиевого бидона – воды, бьющей из чёрно-ржавой колонки, – не разбудили мглистой утренней синевы на краю губернского кладбища, а только собаки, два старых кудлатых кобеля породы «лайка» надрывно лаяли у домика местного сторожа.
А сторож считался на этом кладбище старожилом. И кладбище было – что надо. О кладбищах так не говорят, но до того оно было уютным, ухоженным, как будто цветник в родном палисаднике. Все венки стояли аккуратно у могилок или же висели на оградках как-то по-домашнему, и вообще сюда местные жители ходили как на работу, а не раз-два в год или по праздникам.

Сторож почил и теперь, в конце восьмидесятых, – времени демографических каникул – сквозь когда-то ровненько уложенные вокруг могил плитки, пробивались нежно-зелёные весёлые сорняки, которые сбить косым скребком было некому. Здесь всё соседствовало: жизнь проявлялась отметинами на всей округе, а смерть уже не казалось такой трагичной.

А небо над этим местом было как поцарапанное нёбо с перекатами красных кучевых облаков и, казалось, пространство заглатывало целиком и всё не могло никак проглотить это кладбище. Только ночью царили здесь тишь да упокоение, но, бывало, над могилками начинали блуждать огоньки, причём на разном уровне – то на высоте в человеческий рост, то ползали где-то у подножья могил, то враз вспархивали вверх и устремлялись куда-то за окраину. И если у вас в голове зазвучали первые аккорды популярной песенки Майкла Джексона, а перед глазами замелькали кадры из известного клипа, то хочется вас разочаровать: никаких сект в этом городе не водилось и могильные плиты не отодвигались, просто один местный житель как-то случайно завёз сюда афонских светлячков и они, несмотря на климатическую разницу, прижились и обильно расплодились в местных жалких краях.

Зимой кладбище служило таким же раздольем для местной живности; туда-сюда сновали хорьки; то тут, то там мелькали рыжие хвосты белок, – юркие зверьки спускались с высоких елей и, оглядываясь по сторонам, маленькими мохнатыми лапками хватали съестное, что приносили посетители и оставляли на могилах поверх снега. Местная ворона, чувствуя себя хозяйкой, зорко следила за порядком и даже, находясь, порой, в добром расположении духа, помогала белкам колоть орешки своим острым, неуклюжим клювом. Птицы трескотнёй нарушали печальную тишину, в морозные солнечные деньки они купались в снегу, прочищая пёрышки, а затем носились друг за другом, оставляя замысловатые следы иероглифов на белом, чуть подтаявшем от дневного тепла, покрове."

Вера Июньская   01.02.2021 18:16   Заявить о нарушении
Разумеется, все эти кошмары не идут на пользу, чернухи и так хватает.
"Груз 200" - это Балабанов, а не Балаян :)
Гениальный всё же режиссёр, хоть и мрачный.
Мне недавно понравился тоже крайне мрачный "Сторож" Юрия Быкова. Но сильно снято...

Владимир Алисов   01.02.2021 18:22   Заявить о нарушении
да, Алексея Балабанова, конечно... ошиблась.

Вера Июньская   01.02.2021 18:29   Заявить о нарушении
Ваш рассказ - ну, шедевр... классика!

Владимир Алисов   01.02.2021 18:32   Заявить о нарушении
Да, Наследники одиночества" - тоже советский текст, но уже - фантасмагория и поэтому все оттенки и звучание другие..
Узнать бы ещё Ваше мнение по поводу "За секунду до боя курантов", но... не смею :-)

Вера Июньская   01.02.2021 18:50   Заявить о нарушении
"За секунду до боя курантов" - что же, хорошо. Конечно, послабее "Наследников одиночества". Немного чувствуется некоторая "литературность", что ли, текста... Не знаю, как точнее выразиться.
Кстати, Вы "Протоку" не почитали?

Владимир Алисов   01.02.2021 19:16   Заявить о нарушении
"Протоку" начала читать, но не закончила..
Мне пришла по почте информация о новинках и Быкова и Кинга... Вот на них перекинулась и так всё время... приходится отвлекаться.

Вера Июньская   01.02.2021 19:32   Заявить о нарушении
Кинга "Будет кровь" или "Институт"?

Владимир Алисов   01.02.2021 19:35   Заявить о нарушении
Стивен Кинг "Противостояние"
Виктор Пелевин "Непобедимое солнце. Книга 2 "
Дмитрий Быков " Оправдание"

Вера Июньская   01.02.2021 19:50   Заявить о нарушении
"Противостояние" у Кинга это книга старая, очень большая по объёму, не из самых лучших. Последний новый роман "Институт", вполне в духе хороших традиций раннего Кинга. И новый сборник рассказов "Будет кровь".

Владимир Алисов   01.02.2021 20:14   Заявить о нарушении
Ну, это они мне пишут в электронной почте:

"Это новинки или триумфальное возвращение в MyBook. Добавьте в «Мои книги», чтобы вернуться и прочитать позже.
Ранее вы читали книги этих авторов. Мы будем отправлять вам уведомление, как только в каталоге появятся новые книги. Надеемся, вас это порадует!"

Вера Июньская   01.02.2021 20:22   Заявить о нарушении
Ну... реклама.
Я не так давно открыл для себя интересного писателя. Это эмигрант Александр Скоробогатов, он живёт в Бельгии, а у нас мало издавался. Очень мне понравился его интересно построенный триллер "Земля безводная". Сейчас этой книги в интернете нигде нет, если хотите, могу Вам её прислать на эл.почту. Но не знаю, как вам это. Триллер, но психологический, с уклоном куда-то в Достоевского.

Владимир Алисов   01.02.2021 20:24   Заявить о нарушении
Да, конечно, с удовольствием...
Напишу мой эл.адрес в личном сообщении

Вера Июньская   01.02.2021 20:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вера Июньская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Алисов
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.02.2021