Рецензия на «Губительность гения» (Цезарь Кароян)

Прочитала вчера ночью ваш Фантастический, с большой буквы, рассказ. Он стал для меня неожиданностью. Никогда ранее я не предполагала, что фантазия писателя может живописать музыкального гения такого масштаба, придав ему столь прозаичный облик. Это, конечно, бесспорный шедевр! Прослеживается красной нитью ваша сугубая любовь и особое отношение к представителям отряда грызунов. Всё, что касается слова - изумительно и ярко. В музыкальной части: термины, штрихи, форма и качество изложения очень точны. Придраться при желании можно лишь к описанию инструмента и парочке неточностей: "Я сам сконструировал его. Видишь вон те крошечные рычажки? Когда Моцарт нажимает на них, звучат строго определенные колокольчики. Соответственно, он играет по нотам. Здесь пока три октавы, но со временем я собираюсь расширить клавиатуру."
1. Мне непонятно, как выглядит инструмент. Там клавиши, рычаги или колокольчики? 2. Выражение "играть по нотам" предполагает нотный лист с партитурой, а в вашем случае, я так понимаю, крыс играет именно отдельные ноты, т.е. мелодию без аккомпанемента, правильно?

Хотя это несущественно. Ведь после финального "аккорда" мы видим настоящую трагедию. А за ней становится неважны такие мелочи, как устройство инструмента, способы сочинительства, качество и количество одновременно сыгранных нот. Гений и злодейство вещи несовместные? Композитор Уишем (Сольери) и крыс Моцарт не могли стать учеником и учителем - научить писать музыку можно лишь человека, и то не всякого. Крыс в образе гения, человек в роли предателя, горстка отравленного зерна - это символы вечного конфликта добра и зла. Зависть, ненависть, любовь, дружба...всё это переживёт нас в вечности. Смиряюсь и преклоняю голову перед талантом писателя. Уверена - Слово и Музыка, радуя потомков в лучших творениях гениев, вдохновят вас еще неоднократно. Браво!

Галина Пухова   31.03.2021 14:20     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Галина! Очень развернутый отзыв которому я уже не очень соответствую по времени. Под какой-то рецензией на этот рассказ я уже пытался объяснить, что совсем перестал его воспринимать и не понимаю, почему он мне перечеркнул :)) всю писательскую карьеру. В 95 году я потратил на него всего неделю, это на обдумывание и исполнение, и что бы я теперь не написал, этот рассказ все равно все перечеркивает. Конечно, некоторую редакцию он претерпевал, но это просто была замена некоторых слов на другие, возможно более сильные. Сюжет оставался неприкосновенным.
И тут вы снова толкаете меня на редакцию ради музыкального инструмента Моцарта. Объясню, как я его вижу и после этого наверное добавлю какие-то более точные слова в его описание.
1. Это самопал непрофессионала, рычажки присоединены веревочками к колокольчикам, подобранными по тонам - 12 колокольчиков (октава) умножить на три октавы. 36 колокольчиков, язычки которых привязаны к рычажкам, расположенных полукругом.
2. Инструмент одноголосый. То есть, если вы можете напеть Эдит Пиаф :"Па-дам, па-дам, па-дам", вы сумеете напеть и "к Элизе" Бетховена. Моцарт запоминает, а потом и сочиняет именно одноголосую мелодию, без аранжировки, максимум используя двузвучия, т.е. нажимая одновременно два рычажка. Поэтому изобретатель и сетует, что здесь бы подключить японцев, сконструировать полноценный миниатюрный инструмент. Для этого ему нужны деньги и известность, почему он и обращается к бывшему школьному приятелю за помощью. Ему нужно спешить, век крыс недолог. Какую помощь он получает и каких демонов разбудил у школьного друга, вы уже знаете. Мог бы и сам догадаться, но люди слепы.
Для музыкально грамотного человека достаточно мелодии, чтобы понять, насколько потенциально сочинение, если добавить аранжировку, чтобы зависть взыграла не по-детски. Такую мелодию ему ни в жизнь не сочинить.
Не уверен, что нужно все это рассказывать в маленьком рассказе, но некоторые слова придется включить в текст. Например, "одноголосый" и еще некоторые подобные. Так что спасибо за сигнал. А вы говорите - Фантастический рассказ. Нет пределов редактированию :))

Цезарь Кароян   01.04.2021 21:01   Заявить о нарушении
Всё так, теперь инструмент представила. Почему-то я вижу какие-то новые стороны произведения, и слышу иеной подтекст, он часто отличается от того, что вы вкладывали когда писали. У нас также бывает со стихами. Мы поем чужие стихи и поэт с удивлением признается, что не вкладывал этот смысл, и вообще думал, что стих не об этом. А у нас получилось так. И поэту это странно...И часто нравится. Добавить и изменить никогда не поздно, единственное уточнение (12 колокольчиков, подобранные по полутонам! Не по тонам.

Галина Пухова   02.04.2021 13:32   Заявить о нарушении
Точно, по полутонам! Вы выложили три песни на страницу Артема, вы очень красиво поете.

Цезарь Кароян   02.04.2021 22:05   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Цезарь Кароян
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Пухова
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.03.2021