Рецензия на «Я останусь Хайямом. предисловие» (Марина Довгаль)


С интересом прочитал Ваше эссе о Хайяме. И поскольку я некоторое время достаточно плотно занимался изучением творчества Хайяма, хочу дополнить Ваш текст некоторыми сведениями о Хайяме и не только о нем.
Первое. В научных произведениях, посвященных жизни и деятельности Хайяма, его принято называть Гиясиддин Абульфатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури. Даты рождения и смерти его сегодня определены достаточно точно: индийский исследователь жизни Хайяма Свами Говинда Тиртха пришел к выводу, что Хайям родился 18 мая 1048 года. Умер он 12 мухаррама 555 года хиджры, что соответствует 4 декабря 1131 года – он прожил 83 года.
Шедевр Авиценны «Канон врачебной науки» не появился «из ничего». До Авиценны трактаты по медицине были написаны Абу Бакром Мухаммадом ибн Закария ар-Рази. Его «Всеобъемлющая книга по медицине» составляет 20 томов – сборник записей практически о каждой известной медицинской проблеме.
О трактате по алгебре. Первый известный арабский трактат по алгебре был написан в 830 году Мухаммадом ибн-Муса аль-Хорезми. Хайям лишь усовершенствовал учение Хорезми в вопросах решения линейных и квадратных уравнений.
Вы пишете, что «Омар был последней звездой, сумевшей взойти над горизонтом пылавшей тогда мысли». Это не совсем так. После Хайяма история Ближнего Востока знает несколько ярких и блистательных ученых, которые оставили след в мировой науке. Одним из таких ученых считается Абуль-Валид Мухаммад ибн Ахмад Аль Кутуби, более известный как ибн Рушд, или Авэрроэс (1126-1198), философ, богослов, комментатор Аристотеля. Оказал большое влияние на философию религии.
Другим, бесспорно ярким ученым Востока считается Мавлана Джаладдин Мухаммад Руми (1207-1273). Руми считается классиком мировой литературы, наследником практически всех великих течений древней мысли, существовавших на Ближнем Востоке.
К плеяде звезд средневекового Востока, несомненно, относится Шамсиддин Мухаммад Хафиз Ширази 91321-1389), поэт, философ, суфийский шейх. Его произведения (стихи, поэмы, рубаи) считаются вершиной персидской поэтической мысли. К творчеству Хафиза обращались Пушкин и Фет.
По истории Востока имеется замечательное произведение американского ученого Стивена Фредерика Старра «Утраченное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана».

Абдуджабор Абдуджалилов   02.11.2021 23:16     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Довгаль
Перейти к списку рецензий, написанных автором Абдуджабор Абдуджалилов
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.11.2021