Рецензия на «Варежка на снегу» (Руслан Белов)

Назидание
I

Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
в избах, банях, лабазах — в бревенчатых теремах,
чьи копченые стекла держат простор в узде,
укрывайся тулупом и норови везде
лечь головою в угол, ибо в углу трудней
взмахнуть в темноте топором над ней,
отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

II

Бойся широкой скулы, включая луну,
рябую кожу щеки, предпочитай голубой глаз.
Вообще в глазах главное — их разрез,
так как в последний миг лучше увидеть то,
что холодней и прозрачнее, чем пальто,
ибо лед может треснуть, и в полынье
лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

III

Всегда выбирай избу, где во дворе висят
пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
чтоб приписать за твой счет что-то еще себе.
То же самое — баба. Прячь деньги в воротнике
шубы, а если ты странствуешь налегке —
в брючине ниже колена, но не в сапог. Найдут.
В Азии сапоги — первое, что крадут.

IV

В горах продвигайся медленно. Нужно ползти — ползи.
Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
в сущности вертикальна. Лежа в горах — стоишь,
стоя — лежишь, доказывая, что лишь
падая, ты независим. Так побеждают страх
головокруженья. И утирают слёзы в глазах.

V

Не откликайся на «Эй, паря!» Будь глух и нем.
Даже зная язык, не говори на нем.
Старайся не выделяться в профиль, анфас.
Порой просто не мой лица. И когда пилой
режут горло собаке, не отворачивайся.
Куря, гаси папиросу в плевке. Что до вещей, носи
серое, цвета земли в особенности — белье,
чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.

VI

Остановившись в пустыне, складывай из камней
стрелу, чтобы проснувшись, тотчас узнать по ней,
в каком направлении двигаться. Демоны по ночам
в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
может легко заблудиться: шаг в сторону — и кранты.
Призраки, духи, демоны в пустыне дОма. Ты
сам убедишься в этом, песком шурша,
когда от тебя останется трепещущая душа.

VII

Никто ничего не знает наверняка.
Глядя в широкую, плотную спину проводника,
думай, что смотришь в будущее и держись
от него в десяти метрах. Жизнь
в сущности есть расстояние между сегодня и завтра.
И убыстрять шаги стОит, если кто гонится по тропе
сзади: убийца, грабитель, прошлое итэпэ...

VIII

В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
цени равнодушие вещи к взгляду издалека
и сам теряй очертанья, будучи недосягаем
для бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
какая разница, чем окажешься ты вблизи?
Даже еще и лучше, что человек с ножом
о тебе не успеет подумать как о чужом.

IX

Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
света, богаче аллювием, то есть — мутней в горстях,
когда из них зачерпнешь, остается ил,
и пьющий сокрушается после о том, что пил.
Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
сторону только на сбитом тобою плоту.
Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

X

В письмах из этих мест не сообщай о том,
с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,
не повествуй о себе, о чувствах и прочее.
Письмо могут перехватить. И вообще само
перемещение пера вдоль по бумаге есть
увеличение разрыва с теми, с кем больше сесть
или лечь не удастся, с кем вопреки письму
ты уже не увидишься. Все равно, почему.

XI

Когда ты стоишь один на пустом плоскогорье
под бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
или ангел разводит изредка свой крахмал,
когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
помни: пространство тебя бережёт.
Оно никогда построенные тобой мосты не сожжёт.

Ирина Афанасьева Гришина   17.03.2022 16:32     Заявить о нарушении
Я это стихотворение давным давно разобрал на эпиграфы. Гордыни в тебе море, она смертных грех.

Руслан Белов   19.05.2022 00:06   Заявить о нарушении
Нарцисс в Тебе расцвёл пышно. Руслан,Ты отменный цветовод.

Ирина Афанасьева Гришина   19.05.2022 13:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Руслан Белов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Афанасьева Гришина
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.03.2022