Рецензия на «Существует ли свобода воли?» (Эль-Марейон)

Мне представляется, что все Вами написанное в этом эссе, не имеет к проблеме свободы воли никакого отношения. Если же рассмотреть его, как некую иллюстрацию к теме свободы воли, то сказанное, собственно, приводит к выводу, что свободы воли нет, а совершается все в мире по некоему закону, действия которого строго детерминированы. В субъекте, разумеется, имеется иллюзия, что у него есть свобода выбора, но это именно иллюзия, потому что даже в сложном существе человек разумный все деяния происходят строго под действием мотивов. Всегда побеждает более сильный мотив, или, в случае ошибки, мотив, который кажется самым сильным. В неразумной же природе предопределенность всех событий очевидна. Любая причина порождает следствие. И следствие это не может быть таким или сяким, оно всегда строго предопределено всеми внешними обстоятельствами. А других обстоятельств, строго говоря, нет.

Объясню, почему я такой умный. В свое время я очень добросовестно изучил труд Артура Шопенгауэра «О свободе воли». Шопенгауэр меня убедил, как я ему вначале не противился. Очень рекомендую. Трактат находится в другом трактате «Две основные проблемы этики».
Разумеется, в философской и малофилософской спекуляции высказывались горячие мнения о том, как воля свободна. Нужно это было в основном религии, для оправдания Бога в том, что он совершил зло, допустив его в мир. Бог зла не совершал, он наделил человека свободной волей, а сам умыл руки. Наивная софистическая уловка. А кто породил в недрах человека страстные желания, которые человек стремится удовлетворить, наплевав и на добро, и на зло? Представьте Всеведущий этого даже не предполагал, а Всемогущий как-то не озаботился это безобразие устранить.

Но и в недрах Церкви были глубокие мыслители. Св. Августин строго стоял на догмате о несвободе воли. В более близкие нам времена этот догмат отстаивал Мартин Лютер в известной полемике с Эразмом Ротердамским. Собственно, протестанты и сейчас считают, что свободы воли нет, а спасение во Иисусе Христе совершается исключительно по воле Божией. Да. У Него воля свободна.

Философия же, увы, очень часто была служанкой теологии.

Кончеев Александр Сергеевич   11.06.2022 22:34     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Сергеевич.добрый вам день и спасибо за комментарий к статье о свободе воли. Попробую объяснить подробно свою точку зрения на вопрос. Человек- триединство: физическая материя, душа и Мысль, наш ментальный орган, что работает в теле и вне его. Мысль- мужчина, душа- женщина, они- противоположности, поэтому вместе. Уровень тела- это психика. Психикой обладает и комар, и примат, и человек. Чья психика более развита, то тело имеет больший выбор в своих действиях. Душа- духовность высокая( развитая) или бездуховность, что опускается до животного инстинкта. Выбор, думаю, и здесь делает тот и такой , у кого с душой порядок. Высоко развитая Мысль( разум души) способна понять истины , заранее заложенные в ее содержание, поэтому и выбор ее безграничен, скудоумие- всегда плохо. Наши клетки- живые организмы, и они борются за хорошую жизнь, но так распорядилась сама природа человека, что выбор на уровне клеток приводит к гибели всего организма. Мне думается, что так запрограммирован человек:приходит время перехода в другой мир, и такая смерть- это естество. Прочитайте мою новую статью «Сознание Шрёдингера», и она поможет понять тему выбора. С уважением.

Эль-Марейон   20.06.2022 17:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Эль-Марейон
Перейти к списку рецензий, написанных автором Кончеев Александр Сергеевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.06.2022