Рецензия на «О чем молчат эльфы» (Анита Кения 2)

РЕЦЕНЗИЯ
Елена Крюкова о сказке Анны Казанцевой

Мудрость маленькой волшебной сказки

«Сказка ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок...»
Хрестоматийные строки Александра Пушкина... как часто мы вспоминаем их при соприкосновении с материей слова, Логоса, которая напрямую отражает происходящее не в реальном, а в выдуманном, в фантастическом мире (проще сказать – в нереальном).
Но кто поручится, что этот мир, изображаемый сказочником, нереален? И что изображаемые ситуации в мире волшебном, потустороннем, сновиденном не имеют аналогов в мире человеческом?
Сказка «О чем молчат эльфы» Анны Казанцевой скорее напоминает эльфийское сказание, попытку создания эльфийского эпоса, чем непритязательную сказочную миниатюру. Ее объемы отнюдь не романные, и все же заслуживает уважения стремление автора наиболее полно, многоцветно развернуть перед нами картину эльфийской жизни – начиная от изобразительных, даже кинематографических моментов, колорита, запечатления неповторимой эльфийской атмосферы и заканчивая обычаями, обрядами и законами, по которым эльфы живут.
Удивительно, но в самой словесной живописи, в самом наборе изображений эльфийского житья-бытья на ум не раз приходит знаменитый фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Там тоже сделан шаг к воссозданию немыслимого, фантастического мира; мир иной планеты сродни миру волшебному, он так же странен для человека и так же притягателен.
«Из цветов и появляются новые маленькие эльфы! И считается, что чем больше цветов вырастят эльфы, тем больше родится маленьких эльфов, тем счастливее будет их жизнь! Наверное, вы решите, что эти маленькие крылатые создания живут куда интереснее людей…
У Анариэль были две лучшие подруги, с которыми она часто летала по лесу и болтала обо всем прекрасном, что видели – о том, как радостно поют птицы, как сверкают солнечные лучи в отражении на глади озера, какие прекрасные платья из лепестков сшили им бабушки и мамы... Однако спустя какое-то время разговоры подруг очень изменились. Анариэль поняла, что подруги стали интересоваться тем, о чем она сама никогда не задумывалась. (...)».
От подруги героиня сказки, Анариэль, узнает о том, что ждет ее в скором времени: соединение с эльфом и рождение дитя из живого цветка. Но Анариэль совсем не мечтает связать свою жизнь с неведомым эльфом и родить в цветке их общего ребенка.
Она мечтает... петь.
И здесь перед нами словно бы разверзается огромная, многозвездная небесная пропасть. Вся ткань сказки сразу, с самого начала, вьется вокруг темы-образа, предельно волнующего любое разумное живое существо: вокруг счастья творчества.
«– Нет, мне больше нравится мечтать о том, какие песни я напишу, как спою их для эльфов, для людей. Ведь люди поют! И какие песни они поют! Знаете, однажды я подлетела к одному из их домов и услышала там пение. Это было волшебно, такого я никогда прежде не слышала! Я тоже хочу так петь, все бы отдала, чтобы однажды написать свою песню, самую прекрасную! А остальные эльфы только выращивают цветы. Мне это не интересно…».
Вот оно, противостояние вдохновенного творца и обыденного мира! Мира, где все живет, вырастает, развивается и умирает в рамках незыблемых законов – и мира великой свободы, высокого полета, необъятной, безбрежной, привольно льющейся мелодии. Песня – вот что счастье для маленькой Анариэль, и мы предчувствуем, что она не отступится от своего пути, от своего горячего желания.
Это и есть одна из четырех архетипических тем, обозначенных в свое время Хорхе Луисом Борхесом, один из четырех сюжетов-архетипов мировой литературы: погоня за мечтой.
В архетипический «набор» Борхеса, напомним, входят: осада города, далекое путешествие, погоня за мечтой, умирающий и воскресающий бог.
Многослойность эльфийских миров в сказке тоже показана, и этот «слоеный пирог» эльфийского мира впечатляет. Читатель может сделать вывод, что структура эльфийской Вселенной напоминает многообразие земного шара. Мы никуда не денемся от ассоциаций волшебного с земным! И, может, это хорошо: такое бытийное сближение делает героев сказки для нас более теплыми, узнаваемыми... очеловеченными, а это значит – человечными.
Заокеанские эльфы, Белокрылые эльфы, Чернокрылые эльфы... Любое общество, и эльфийское тоже, как выясняется, делится на «нации» и «народы», на виды и подвиды. Эльфы рождают свое дитя в цветке, и, значит, они сами – цветочный народ: нечто среднее между бабочкой, стрекозой, колибри и маленьким ангелочком. Эльф воздушен, знак равенства ставится между ним, его существом, его жизнью, и той легчайшей и прозрачной воздушной средой, где он обитает.
А песня, что она такое для эльфов? Песни поют люди. Но люди для эльфов – это совершенно другой мир...
Песня... петь... Автор здесь говорит о возможности выбора. О возможности быть свободным от любой условности, от любого традиционного, сужденного предписания, и эта свобода и делает душу живой, а сердце – творящим.
Эти же законы существуют и в человеческом обществе. Выращивать цветы – вот эльфийский удел. Анариэль размышляет о мире людей, которые могут петь песни, и она задает бабушке самый главный вопрос, от которого будет зависеть все ее последующее поведение, и – шире – ее судьба:
«– Бабушка, а почему люди поют, танцуют, а все эльфы только заботятся о том, как вырастить побольше цветов и не думают ни о чем другом? (...)».
И бабушка отвечает вполне предсказуемо:
«– Послушай меня, милая… Ты не сможешь изменить ничего в нашем мире. Я понимаю, тебе интересно все новое и необычное. Однако ты – эльф и тебе придется смириться с законами нашего мира. (...)».
Анариэль учится петь у своей новой подруги Ностии. Она делает успехи в обучении. Скоро она будет замечательной певицей! Но вот однажды она вздохнула и запела – и... не смогла взлететь. Основное чудо эльфийской жизни, свобода летать, порхать по эльфийским мирам, уже не принадлежала ей.
Горе? Да. Слишком дорогая плата за счастье петь? Да. Анариэль плачет перед Ностией. Ностиа ведь не открыла ей секрет, что с ней станет, когда она научится петь, как люди, не сказала, что она утратит основную радость эльфийского народа! А Ностиа вдруг спрашивает Анариэль: «...как же тебе жить без пения?».
Хороший вопрос. Петь для Анариэль значит ЖИТЬ. Выбор сделан.
Анариэль возвращается домой... и бесконечно страдает. Где теперь ее крылья? Они бессильны. Приобретя одну силу, она утеряла другую.
По мысли автора, так бывает и в человеческой жизни: мы все однажды делаем выбор, определяя наш ПУТЬ.
И часто этот путь усыпан колючими терниями, а отнюдь не розами.
В сказке, ближе к концу, начинается драматическое действие. В царстве Белокрылых эльфов внезапно начинается пожар. Огонь надвигается, приближается... эльфийский лес горит, и в ужасном пожаре, пытаясь спасти Ностию, гибнет Анариэль.
И вот тут таится разгадка всего замысла сказочного повествования. Анариэль НЕ ПОГИБАЕТ. Душа ее жива. Мы догадываемся: умерло, исчезло в огне лишь ее маленькое легкое тело. А душа вмиг оказалась рядом с властительницей эльфийского царства – Великой Бэнши.
Именно здесь происходит главное событие сказки, ее кульминация. Анариэль вознаграждена – за свою верность пению, избранной судьбе. И вознаграждение это вручает ей, ее бесплотному нежному духу сама великая царица эльфов. «...Ты не хотела жить так, как считали правильным другие. Анариэль, ты шла своим путем, не позволяла другим управлять твоей жизнью, и это правильно! Каждый, будь то эльф или человек, или еще кто-нибудь, волен жить так, как пожелает сам, если не причиняет вреда другим. Каждый может петь, если хочет, выращивать цветы, создавать семью, если это его мечта.
- А что будет теперь?
– Ты не сможешь больше вернуться к тем, кого любишь, но за твой поступок я возвращаю Ностиа способность летать и с этого дня все эльфы смогут петь. Посмотри, Ностиа взлетела в воздух, она поет для тебя, в память о тебе! (...)».
«За твой поступок...». Значит, Анариэль спасла Ностию. И на самом деле, осознаем это, она совершила три благородных поступка: она выбрала необыкновенный певческий удел, она рассказала своей семье правду о своем выборе, ничего не скрыла, и она спасла Ностию от смерти во время пожара.
Задумаемся над этой нравственной триадой. Кто из нас, взрослых, тем более из детей может похвастаться тем, что выбрал свою судьбу, осознавая, что из-за этого выбора можно лишиться чего-то очень дорогого; что всегда говорил правду; что спас чью-то чужую жизнь? Проще говоря, Анариэль – настоящий герой, вернее, героиня. Ее награда, полученная от Великой Бэнши, царицы эльфов, – это та безусловная, тотальная, радостная свобода, которой она не имела при жизни, о которой мечтала, и которая будет теперь сопровождать ее в вечности.
Сказка «О чем молчат эльфы» одновременно и художественно-грациозная (написана она, кстати, легким и прозрачным языком), и эмоциональная, и нравственно-поучительная (но, что отрадно, без надоедливой дидактики). Она балансирует между детской наивностью и «андерсеновской» мудростью. Она лаконична и в то же время масштабна. Она показывает красоту женственности и изящества и мужскую смелость жизненного выбора маленькой Анариэль.
Эта маленькая сказка вполне может стать хорошим детским спектаклем или эффектной анимацией.
И не забудем о том, что автор, в начале текста, указывает на происхождение имени сказочной героини: Анариэль означает «Дочь Солнца». Этим многое сказано. Огонь-трагедия, отнявший жизнь, и огонь-радость, жизнь дающий, уравновешиваются в эльфийском имени. А как корабль назовешь, так он и поплывет.
Елена Крюкова
15.11.2022

Анита Кения 2   18.03.2023 13:58     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анита Кения 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анита Кения 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.03.2023