Рецензия на «Ноша праведности О повести Ф. А. Искандера Софичка» (Вера Вестникова)

Ваш интересный анализ вызвал и у меня желание высказать некоторые соображения. Я думаю, что неотпущенная вина брату вовсе не угнетала Софичку. Более того, эта вина помогала ей жить. Две основы были в её жизни :любовь к Рауфу и неотпущенная вина или, точнее, нежелание отпустить вину. Да и для Нури, как это ни странно, позиция Софички не позволяла до поры до времени окончательно опуститься.
Именно прощение сестры сломало последние преграды на пути его нравственного падения.Недаром и тюремное заключение, и интимная связь с Зарифой, которая приходилась ему родственницей, последовали после последнего разговора брата с сестрой. Вообще тема прощения заслуживает особого внимания и очень внимательного анализа . Ведь если согласиться с тем, что Софичка была действительно праведницей, то непрощение, растянувшееся практически на всю её недолгую жизнь, совсем нехарактерно для поведения праведника.
Да и мистическое неприятие Рауфом прощения, которое, по-сути, приводит к смерти Софички, говорит, скорее, о том, что прощение было напрасным.

Хочу сказать и о "ноше праведности", под тяжестью которой наша героиня "изнемогла". Наоборот, я считаю, что образ жизни Софички, скорее, помогал ей. Она без особого труда и напряжения преодолевала самые тяжёлые обстоятельства и практически ни разу не впадала в отчаяние. Даже отдавая последние копейки Зарифе, Софичка умудрялась сохранять спокойствие, хотя, наверное, понимала явную ненормальность происходящего.Простив брата, Софичка лишилась одной из ранее названных мною основ своего существования, а затем и усомнилась в любви к ней Рауфа.Таким образом, то что помогало ей жить, или исчезло, или значительно изменилось в худшую сторону. Поэтому она расхотела жить и умерла. Особого внимания заслуживает символика повести.

Главные символы, это на, мой взгляд, большой дом и очаг в нём, дом Софички и Рауфа и старый орех во дворе большого дома. Эти символы разрушаются почти одновременно со смертью главной героини повести. Разрушаются традиции и винная бутылка, брошенная в очаг Нури, как бы завершает это разрушение. Пусть не праведники, но добрые и хорошие люди уходят, а им на смену приходят другие. И этих "других" праведниками вряд ли можно будет назвать.

Владимир Садовник 1   20.01.2024 14:06     Заявить о нарушении
Даже неудобно как-то: такой большой отклик на такую небольшую статью :-) А если серьёзно, то праведность - ноша непосильная (когда это не от скудоумия и непонимания людей и жизни, а сознательно выбранный путь).

С пожеланием успехов.

Вера Вестникова   21.01.2024 12:53   Заявить о нарушении
Вы полагаете, что Софичка "сознательно" выбрала свой путь? И когда же этот выбор состоялся, и в чём конкретно заключалась его "сознательность"?

Владимир Садовник 1   29.01.2024 11:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вера Вестникова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Садовник 1
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.01.2024