Богдан Ткачёв - полученные рецензии

Рецензия на «Эра Бессмертия» (Богдан Ткачёв)

Рецензия от А. Трапезникова в "Лит. России":Действие романа Богдана Ткачёва «Эра Бессмертия», изданного в Московской городской организации Союза писателей России, разворачивается в относительно близком будущем (по историческим меркам) – в 30–70-е годы нашего века, да так стремительно, что только успевай следить и действительно изумляться. Мы-то тут живём на пределе человеческих сил, воруем колоски с бывших колхозных полей, покрываемся, как говорил один из героев Шукшина – Егор Прокудин в «Калине красной», морщинами на Крайнем Севере, всё ждём чего-то плохого (хорошего уже давно не ждём) и думаем, что только нам одним и плохо. А вот там… Автор предельно достоверно и точно, будто заглянул в будущее, показывает нам, что происходит «там». Продемонстрировал это в двух видах: художественно-центробежным сюжетом и встроенной в него «Зелёной тетрадью», которую ведёт летописец этого времени – Владислав Воронцов. Одно как бы дополняет другое, и одно без другого немыслимо.

Так вот. Ткачёв, то бишь Воронцов, пишет: «Восстановить истинный ход событий даже приблизительно – чрезвычайно трудно. История последних десятилетий искусственно и целенаправленно изменяется прямо на глазах… В конце концов страшная, кровавая и грязная дорога к нынешнему нескончаемому процветанию начнёт восприниматься как стройное триумфальное шествие всего человечества во главе с Государем – по ровному, гладкому шоссе… без коварства и подлости, без гибели восьмидесяти семи процентов населения… Современное летоисчисление – «Эры Бессмертия» и до «Эры Бессмертия» – утверждено Государем и Высшим Советом всего четырнадцать полных лет назад… Лет через двадцать или тридцать датировка «от Рождества Христова» отомрёт окончательно. В новом мире христианство не в моде – и уже никогда не будет в моде. Ибо религия Иисуса исполнена неприятием физического бытия и постоянным ожиданием смерти – как избавления от земных уз. Мы же вступили в жизнь вечную, беззаботную, неувядающую, и с тех пор не нуждаемся в Царствии Небесном – как вообще в большинстве старых мифов и традиций… От прежней многотысячелетней эпохи остаются лишь исторические реликвии… блекнущие воспоминания да эти непонятные ужасные сны…».
Я привёл выдержки из «Зелёной тетради», не имея возможности хотя бы вкратце пересказать роман, где прокатилась ужасающая Третья мировая война, где воевали все со всеми, где в России появился харизматический, чаемый народом Президент, а потом и Государь – Пересветов, где его позже подменили монструозным гомункулом, где… Но достаточно. Надо читать роман, а не слушать песни пьяного литературного соловья, то есть меня, тем более, когда у меня самого голова идёт кругом от всего прочитанного.
Или прислушайтесь к мнению трезвого литературоведа Данилы Давыдова: «Роман Богдана Ткачёва – яркий пример современной антиутопии. Жанр, находящийся на грани притчи и критики идеологического проектирования, кажется, не умирает вне зависимости от социополитических и социокультурных трансформаций, происходящих с человечеством. Притчевая основа у Ткачёва отсылает сразу ко многим источникам. Так, лёгшая в основу романа идей индивидуального человеческого бессмертия заставляет вспомнить свифтовских бессмертных струльдбругов, постепенно утрачивающих всё человеческое, а заодно можно вспомнить и бессмертного философа из лемовского «Осмотра на месте»; рабское клонирование и вообще биотехнологические модели напоминают неравноправие каст у Хаксли или «Свободное падение» Буджолд. При этом Ткачёв вполне самостоятелен, он строит картину ужасного будущего, притворяющегося прекрасным, уравновешивая модельные элементы и создавая совершенно самостоятельный антиутопический мир. При этом сочетание живого сюжета с философским трактатом – вещь именно в утопии или антиутопии уместная, и здесь Ткачёв оказывается взвешенным аналитиком, далёким от какой-либо ангажированности». С чем я полностью согласен.
Постскриптум. Я бы ещё только привёл аналогию Ткачёва с Оруэллом, Азимовым и Брэдбери, но наш автор, безусловно, чего тут скрывать или стыдиться, несравненно выше и прозорливее, и стоит всех троих вместе взятых. Слово соловья.

Сергей Евин   08.05.2013 22:22     Заявить о нарушении