Маркус Даркевиц - полученные рецензии

Рецензия на «Хочешь умереть? Спроси меня, как» (Маркус Даркевиц)

Не следует в романах про Карину Травиц заниматься поисками морали. В строгом понимании её там нет и не может, да и не должно быть. Иначе – это недокрученный, не выверенный трэш. «Крошка-сын к отцу пришёл…» – не про Карину, в таких категориях нетипичная инспектор объясниться о нормах общепринятой морали сумеет с трудом.
Это не хорошо и не плохо, это данность. Каждое произведение должно соответствовать своему замыслу и жанру. Нелепо ожидать поучительных добрых рассказов про семейное счастье в «Кошмаре на улице Вязов» или «Повороте не туда». Бесполезно искать в этнографическом сборнике анализа операций советских войск на завершающем этапе Великой Отечественной войны. «Похождения космической психопатки» адекватны своему замыслу, соответствуют определению интернет-литературы без тормозов для незакомплексованных читателей, и требовать от них чего-то лишнего и тем паче обижаться на автора – мартышкин труд.
Этическая составляющая романа… Она есть! (На этом месте можете моментально нарисовать кистью воображения ряд смайликов, но это действительно так) Всё же в общих чертах она присутствует в любом произведении, включая самое развлекательное. Что же интересного можем мы увидеть в характере Карины Травиц, какую этику она исповедует? До каких пределов её интенции осуществимы в нашей жизни, что позитивного мы можем почерпнуть из общения с этой невероятной и вздорной особой?
Мировосприятие Карины, созданное Маркусом, имеет фундаментом личную свободу. Понятие которой характерно для жанра трэш в целом и обусловливает его существование. Мы говорим о свободе мысли. Свободе фантазии. Свободе выдумки. Личной жизни! Здесь они абсолютны и именно так и предлагаются робкому читателю. Если для него (почти для любого) всего этого в книжке представлено чересчур, то не стоит и жадничать: пусть он возьмёт со щедро и умело накрытого писателем шведского стола лишь те аппетитные кусочки, которые ему несомненно приглянулись. Оставляя прочие яства другим читателям.
Собственно, шок-литература (понятие более широкое, чем трэш) формирует у человека восприимчивость к разным формам мышления, приучает к терпимости относительно формального «ужос-ужос», даёт простор собственной фантазии. Шире так можно говорить обо всём интернет-творчестве Маркуса Даркевица. Беллетристикой, сверхнасыщенной снафф-сценами, жёсткой эротикой, разнообразными девиациями и неожиданными сюжетными поворотами автор проводит небесполезную работу по расширению пространства мыслительной и творческой свободы. Кажется, эта работа ему не неприятна. И так же кажется, что иногда она выливается в настоящие бои с непониманием, зачастую агрессивным. Ничего, автор не унывает.
И эта свобода неслучайно охарактеризована нами именно так. Речь идёт о базовом раскрепощении личности. Наш писатель ни разу публично не ударялся в политический активизм и бесноватые требования «долой тиранов, даёшь (чего-то там прогрессивное и высокоразвитое, ага)!..» Хотя иногда может сердито буркнуть при написании очередного крышесносящего произведения, услышав про очередной кондовый запрет или столкнувшись с новым проявлением демократии. В случае, описываемом нами, пользуясь в изменённом преломлении марксистской терминологией, сшибки в общественно-политической сфере могут считаться за надстройку, а личностное свободомыслие – за базис. Маркус не отталкивает резкими высказываниями или широковещательными политическими декларациями читателей ни справа, ни слева, каких угодно убеждений. Его счёт ведётся по иным критериям – по широте взглядов и способности восприятия.
Основная мораль и этическая закладка «Космической психопатки», которую автор проговаривает несколько раз и довольно внятно – это принцип личной свободы: в отношениях, фантазиях, желаниях, которая абсолютна в его системе координат (в фантастическом романе эта свобода ещё и достаточно гиперболизирована). Дальше всё сколь банально, столь и истинно – свобода поступков одного человека заканчивается на той границе, где начинается свобода другого, не уступающего первому в своих правах и необходимости их неукоснительного оберегания (иначе Карина обратится в Клариссу). «Если нет никакого насилия и принуждения, почему кто-то берёт на себя право хоть что-то запрещать?» – изумляется однажды Электра.
И если при знакомстве с очередной книжкой Маркуса Даркевица что-то в вашем сознании шевельнулось, совпала какая-то фантазия, захотелось с нетерпением, не закрывая электронной странички, узнать до конца драматичную судьбу очередной симпатичной героини… – вы обрели долговременного и надёжного виртуального литературного единомышленника и друга. Думаем, такие есть среди читающих эти строки.

Антон Печерский   08.10.2019 00:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «После Бури» (Маркус Даркевиц)

Жесть просто какая -то..

Александр Короленко   29.06.2013 23:37     Заявить о нарушении