Михаил Зуев -Рублевский - полученные рецензии

Рецензия на «Ночные грезы» (Михаил Зуев -Рублевский)

ЛЮДИ СУМЕРЕК И ТЬМЫ

О творчестве Михаила Зуева: – сборник рассказов «Облом» (М.:2008); книга прозы и стихов «Сумерки людей» (М.: 2018)
Современная литература в основном продолжает традиции своих предшественников с учётом тех изменений, которые стремительно происходят в мире, где зло активно продолжает в людях оттеснять добро, когда оно торжествует и одерживает одну за другой победы, а добро превращается в слабость и терпит поражение. Современная проза и поэзия также отражает коллективный страх перед монстром абсолютной власти, как и русская литература сто и двести лет назад. Заодно с этим литература и искусство отображают в той или иной степени духовно-нравственный кризис своего времени, коллективное помешательство и массовую легко управляемую идейную экзальтацию, патриотическую эйфорию граждан авторитарного государства, ибо многие деформации в сознании и психике человека, как правило, порождаются тревожными ожиданиями и коллективным страхом нескольких поколений людей.

Поразительна живучесть советских людей и не менее поразительным и даже ошеломляющим является то их холодное равнодушное отношение к чужой жизни и смерти. Поразительна ещё и та слепая и бездумная готовность советских рабов идти ради власти на немыслимые жертвы, и то стойкое нежелание подводить итоги своих подвигов, устанавливать настоящую цену своим победам и достижениям. Трудно осмысливать и анализировать мотивы и стремления народа-победителя, который в итоге всегда оказывается в числе проигравших и побеждённых народов. Трудно жить в стране, где платой за смертельный страх является милостиво разрешенная жизнь, и где полноценно прожитая жизнь сама по себе является подвигом.
Удивительно дело, но сегодня, в мирное и относительно благополучное время, страх перед правящим режимом, перед самой жизнью и своим будущим, точно такой, каким он был перед советско-германской войной и даже после неё. Жизнь, в лице верховной власти, на протяжении сотен лет пугала наш народ внезапной, неминуемой войной, тотальной засухой, лютым голодом, повсеместной чумой и тифом. Чудом выжившим в очередной мясорубке или после «великих переломов», обвалов и социальных катастроф, всегда непогрешимая власть назидательно говорила: «Скажи спасибо, что живой!»
У каждой эпохи своя история людских страхов и массовых психических расстройств, свои способы защиты от них, свой уровень привыкания личности ко всему негативному, страшному, гнусному и безобразному. Какая эпоха, такая и культура повседневности, такая и литература, свои жуткие и страшные рассказы и повести, свои романы ужасов и пьесы абсурда.

Историками культуры давно отмечена прямая и тесная зависимость искусства от социально-экономического духовно-нравственного состояния общества, прямая зависимость развития культуры от дальнейшей судьбы страны. У современной литературы, в основном, постмодернистской, антиутопической, «страшной и ужасной» распад человеческой личности отражён на фоне распада и разложения общественного мироустройства. Цель современных писателей – убедить читателя окончательно смириться перед всеми ужасами жизни, смиренно и мудро принять их как данность и полностью подчинить свою волю хищной воле её главных хозяев.
Однако среди многих авторов безнадёжно мрачных и «страшных» произведений есть и такие, которые живут и творят не ради личной славы, а ради жизни на земле. Их цель не удивить, не напугать читателя, а показать ему наглядно, внятно и доходчиво ту омерзительную и зловонную жизнь, продолжать жить в которой недостойно для любого нормального и здравомыслящего гражданина. Это те писатели, которые вслед за историком-писателем князем Михаилом Щербатовым, автора трактата «О повреждении нравов», продолжают верить в то, что «литература обязана способствовать просвещению и исправлению нравов, а для сбережения читательского контингента необходимо срочно повысить уровень жизни простого народа».
Среди таких новых имён современной литературы, удачно совместивших в своём творчестве внутренний психологизм Льва Толстого, социальную антропологию Антона Чехова и социально-психологическую мистику Леонида Андреева можно назвать пятидесятилетнего писателя Михаила Зуева, автора недавно вышедшей книги «Сумерки людей (М.2018).
В книге в иронично-сатирической, гротескной форме представлен паноптикум разношёрстных героев гнусных 90-х и «нулевых годов, люди сумерек и тьмы, в которых удивительным ракурсом совмещены внешний мрак и внутренняя тьма. Герои прозы Зуева – это жертвы людоедской эпохи первоначального накопления капитала, уголовники и проститутки, живущие кто где, кто на помойке, а кто в собачьей будке, чья жизнь не только не сложилась, а рухнула и погибла.

Среди героев прозы Михаила Зуева –не только жертвы криминально-сексуальной революции и Смуты, но её глашатаи, лидеры и вожди, бывшие постоянные клиенты вип-саун, ночных секс-клубов и садомазохических салонов, бывшие атеисты, принявшие в начале «нулевых годов» православие, остепенившиеся и заматеревшие во власти. Сегодня они учат нас, как любить Отчизну, отца и мать, жену и детей, призывают юношество к жертвенному патриотизму. А тогда, 20 лет назад они дуриком, близ бани Ельцина, становились долларовыми миллиардерами, а по ночам ловили кайф и раскрепощались, превращались после сомы (аюрведического растительного экстракта) в какую-то чудовищную помесь свиньи и лисицы, вампира и пса, ведьмы и ведьмака.
«…И только к вечеру, восстав, весь разбитый, ото сна, включил телевизор. В интервью молодой министр убедительно расписывал, какая благодать наступит после отмены льгот для всех и вся. Что-то мне в его сытой физиономии показалось до боли знакомым. Я надел очки и непроизвольно вздрогнул – это же он хлебал кровь тазами. Вот он снисходительно улыбнулся, и обнажились небольшие снежно-белые клыки ещё вчера в запёкшихся сгустках крови, торчавшие ниже подбородка. В смятении я нажал на пульт.
На другом канале по ходу ток-шоу выясняли, сколько в России должно остаться народу по ходу реформ для соответствия требованиям МВФ, МБРР и ВТО. Все: и ведущий не так давно бегавший на четвереньках за косточкой и гостья студии – стриженая под мальчика брюнетка не первой молодости, буквально вчера требовавшая разврата, сходились почему-то на пятидесяти миллионах. Меня опять почему-то затошнило» («Ночные грёзы»)
Шумят о своём и личном три чиновничьих сосны на федеральном погосте России. И лежат без движения и взаимодействия три краеугольных камня дальнейшего государственного и общественного развития страны. И продолжают пребывать в сумеречном помрачнении сознания и в социальном параличе люди, не имеющие представления о счастливой и полнокровной жизни и о счастье вообще, люди сумерек и тьмы, не умеющие читать, думать и мечтать.
Как сложится писательская судьба сатирика Михаила Зуева, покажет время. Слишком поздно замечено его творчество писательской средой, слишком много в последнее время появилось новых литературных стай и тех, у кого крепкие зубы и острые когти, кто не намерен умное и доброе чтение сочинять, не романы сочинять, а «финансы и литературное пространство осваивать» (Сергей Морозов)

Читая книгу Михаила Зуева и прозу условно молодых прозаиков (из которых многим сегодня далеко 30 и 40 лет), приходишь к неутешительному выводу: прожитая нами эпоха, эпоха Смуты конца XX и начала XXI века станет самой позорной страницей нашей Отечественной истории из всех её страшных и скорбных страниц. Надо было иметь особые воровские таланты, чтобы сделать из самой большой и богатой страны мира ничтожную и мерзкую Панаму. Надо было суметь так подло и ничтожно прожить свою жизнь, чтобы потом наши потомки стыдились бы за нас и за свою страну. Историкам будущего для объективного освещения нашей эпохи документального материала мы наплодили в чудовищном изобилии. Их вполне хватит и для десятков Международных трибуналов и сотен арбитражей мирового масштаба. Их вполне хватит и для честных историков и для благородных беллетристов. Сегодня, чтобы не выглядеть в будущем смешными, глупыми, подлыми и нелепыми, нам не следует особо кичиться перед всем миром своими мнимыми достижениями и успехами, доказывать всему мировому сообществу своё особое, большевистское превосходство. Надо не забывать, что все мы и наша правящая элита носим на себе несмываемой позорное клеймо «страны рабов, страны господ», что все мы – постсоветские люди, ползающие у разбитого колхозного корыта, ЛЮДИ СУМЕРЕК И ТЬМЫ без нормального настоящего и светлого будущего.
Все обречены, а многие давно умерли раньше срока, задолго до своей физической смерти, но продолжают мучить мир нормальных живых. (Сельский вечер или Живой труп») Дети перестройки-«катастройки», интернационального советского блуда – самоед и арий, татарин и монгол, зверь и шаман, абориген и пришлый «новый хозяин» вылезли из-под глыб рухнувшего СССР и заполонили российское время-пространство, стали нашей общей проблемой и национальной бедой. Дети эпохи приватизации и бандитского накопления капитала – стали нашим стыдом и позором, немым укором, результатом никчемной и напрасной жизни всех трёх поколений советских людей. Среди них есть те, кто окончательно «созрел» для новой, буржуазной «правильной» жизни и окончательно утратил человечность. О таких умерших до срока людях горько плакал Христос, о таких живых трупах во все времена напрасно молятся безутешные родители. Но есть и такие индивиды, кто «ещё может заиметь в себе человека». На них-то и вся наша надежда и наше упование.
07.07.2019

Анатолий Апостолов   07.07.2019 08:52     Заявить о нарушении