Алексей Комаров - полученные рецензии

Рецензия на «Вечер» (Алексей Комаров)

Набросок - из жизни овец. Поэтому узнаваемо.И становится весело. И мысли возникают. А что человек научился делать сначала - говорить или писать?Получается - что писАть и пИсать.А говорить уже потом.Потому и изъясняемся на бумаге легче. И жизнь воспринимаем через бумагу тщательнее.Прочитаем - и спать...Напишем что-нибудь в ответ - и уже счастливы.Желаю счастья.

Солнца Г.И.   09.11.2003 16:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «День рождения Петрова» (Алексей Комаров)

Добрый день, уважаемый Алексей!
Где-то в рукописях лежит рассказ двадцатилетней давности:
Молодой человек ожидает у кинотеатра любимую девушку. Красивую – спасу нет. Любимую – жизни без неё не может существовать. Молодой человек все жданки прождал, все гляделки проглядел, а она не пришла. Чего он только не передумал! И ругал её, и оправдывал. И ждал ещё десять минут, ещё час. Всё равно не пришла. Пропали билеты. Ситуация, впрочем, стандартная – с кем не бывает. Только… Не было у героя никакой девушки. Придумал он себе всё. Чувствовал он себя в жизни, как насекомое у Кафки – очень критически к себе относился. Поэтому допустить в реальной жизни свидание с красивой девушкой не мог. А чем отличается встреча у кинотеатра с девушкой, которой никогда не было, от той, которая появилась, есть, но уже не придёт никогда? Во всяком случае, в первом варианте на подсознательном уровне вы можете чувствовать, что вы сами смоделировали себе ситуацию, что она вам подконтрольна…
Почему-то я подумал, что и Ваш герой придумал себе гостей. Уж больно скрупулёзно он в себе копался. И в зеркало себя рассматривал, пытаясь себе что-то объяснить. А то и просто придраться. «Я злой человек. Я – плохой человек. Всклоченные волосы… Глаза – биологическая ненормальность…». Но нет. Гости пришли. Чёрт бы их побрал.
Читалось тяжело. Как «Белые ночи». Ощущение, что тебя бросают, уже бросили, что вы ничего уже не сможете с этим поделать – наверное, хоть раз в жизни это пришлось пережить каждому. Весь Достоевский на этом построен: неотвратимость событий, которые всегда складываются в какую-то ненужную, больную сторону. Читателю на каждом шагу, на каждом повороте сюжета приходится вместе с героем производить на себе вивисекцию. Не для слабого читателя Фёдор Михайлович. Я когда-то взялся его всего прочитать – так после первых нескольких томов стали по ночам кровавые мальчики сниться. Чувствую – едет крыша. Так и остановился. Знаю – великий человек, гений, а подходить к нему боюсь.
Таким образом, я объясняю своё, чисто индивидуальное восприятие конкретно этого Вашего рассказа, что, впрочем, ничуть не сказалось на объективной оценке: написано профессионально, психологически убедительно. И, пожалуй, что главное – хочется и дальше быть свидетелем Ваших творческих поисков.
С уважением

Александръ Дунаенко   14.03.2003 15:32     Заявить о нарушении
За "профессионально" и "психологически убедительно" - большое спасибо. А то ведь, сами знаете, автор беззащитен, его каждый может обидеть, а вот похвалить - как ребенка, автору это надо. Что касается моих творческих поисков - уж самому невтерпеж, да что-то времени нет совсем.

Алексей Комаров   18.04.2003 21:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зебра» (Алексей Комаров)

Добрый день Алексей! Хороший у Вас получился рассказ. То, что он «Зебра», вырисовывалось ещё до того, как в тексте сама эта зебра появилась. Уже так написано: чёрно-белыми, волнистыми полосами. Христос был мужчиной, и иначе и быть не может…- почему-то это раньше в голову не приходило. Христос не мог быть женщиной. Но Бога рожает женщина, которая должна рожать бога, а он обречён погибнуть…
Удачи Вам.
С уважением

Александръ Дунаенко   22.11.2002 16:33     Заявить о нарушении
Спасибо!
Забавно, что мысль про Христа мне самому раньше в голову не приходила - родилась вместе с текстом, в процессе. Одно стимулирует другое.

Алексей Комаров   27.11.2002 08:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вечер» (Алексей Комаров)

Трепетно получилось. И язык хороший, спокойный. Не скучно читать. Спасибо!
Приятно засыпая, Ион.

Ion Von Donn   26.07.2002 21:31     Заявить о нарушении
Хороших снов!

Алексей Комаров   29.07.2002 13:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «День рождения Петрова» (Алексей Комаров)

я не люблю дни рождения - застывшие краски, застывшие в "Happy birthday" лица, все мертвое... и все одинаково - день ли рождения, день ли смерти...
все одинаково...

Елена Пикунова   24.07.2002 10:51     Заявить о нарушении
Но у Петрова день рождения получился все-таки особенный, не правда ли? Не как все прочие одинаковые дни рождения, похожие на "дни смерти"

Алексей Комаров   24.07.2002 13:33   Заявить о нарушении
с этим абсолютно полностью согласная..........

Елена Пикунова   24.07.2002 14:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «День рождения Петрова» (Алексей Комаров)

Уф-ф-ф-ф...
Дочитала.
Как дочитала - сама не пойму. В середине Вашего, Алексей, текста, меня начал бить озноб. И застучали зубы. Честно говоря, и руки дрожали так, что мышка вываливалась. Лучше бы я читала это дома, на диване. Несколько раз закуривала...
И вот. Не знаю, что со мной, но по силе эмоционального воздействия мне не с чем это сравнить. По ходу чтения слышала внутри себя выкрики "Чехов!", "Достоевский!" и еще кто-то, но... Вы - это Вы. А Ваш герой - это... наверное, это все остальные хорошие люди. До того, как испортятся.
Спасибо Вам, я многое поняла.

Наталья Ильина   24.07.2002 18:50     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо Вам за отзыв. ТАКОГО отзыва я еще ни от кого не получал. Как это приятно и волнительно...

Алексей Комаров   24.07.2002 22:23   Заявить о нарушении
Доброе утро, Алексей Комаров!
Знаете, что думала, то и написала.Потом прочитала еще два ваших рассказа, но они не так впечатлили, как "Петров".
Хотя многое и там, особенно в "Зебре", так понятно и знакомо, что не может не быть трогательным. Для меня.
Еще я заглянула в Вашу библиотеку. И поняла, откуда что взялось. Не зря что-то внутри меня скандировало "Че-хов!, Че-хов!"
Но, конечно, никаких аналогий, Боже упаси. Просто, мне кажется (или кто-то это сказал), на всех нас кто-то по-хорошему влияет.
Спасибо.

Наталья Ильина   25.07.2002 11:57   Заявить о нарушении
Да, насчет "влияет" - это точно. И Чехов, и Достоевский, и много других хороших людей.

Что касается моей библиотеки, то на самом деле не все так однозначно. Да, конечно, я выкладывал там прежде всего своих любимых писателей и любимые произведения. Но при этом, если посчитать сколько там произведений Чехова и сколько Достоевского, то сложится впечатление, что Чехов мой любимый писатель. На самом полсотни произведений Чехова - это неполный первый том полного собрания его сочинений в 19-ти томах. По общему объему это не дотягивает до одного "Идиота" Достоевского. А вот общий объем произведений Достоевского в библиотеке - примерно 6-7 томов из 15-томного собрания. Иными словами, какой отсюда вывод? Правильно: мой любимый писатель - Достоевский. До того даже, что и домен dostoevski.ru - мой. (Правда, пока намерение выложить там все сочинения Достоевского и все связанное с ним не реализовалось, но, надеюсь, все еще впереди).

Про соотношения "Петрова", "Зебры", "Вечера". Я сознательно писал их в разных стилях и с разной степенью "напряжения". И уж если говорить про Чехова, то мне кажется, что "Вечер" наиболее близок к нему по духу. А вот "Петров" - это, наверное, как раз смесь - Чехова, Достоевского и еще кого-нибудь... (если вообще можно так мерить).

Алексей Комаров   26.07.2002 08:48   Заявить о нарушении
Да-да, Вы опять же правы. "Вечер", конечно, более чеховский... Но это неважно. Я о другом.
Как Вы вообще относитесь ко вличниям? Мне это интересно узнать от Вас. Важно ли вообще выработать свой собственный стиль письма, делать это абсолютно непохоже ни на кого, или во влияниях нет ничего страшного?
Есть такая теория об интерпретациях (не помню, чья): каждое вновь произнесенное Вами слово - уже Ваше. То есть если я читаю на память Пушкина - это уже не Пушкина стихи, а мои...
Почему это важно для меня? Я очень активный читатель. Фанат, можно сказать. При этом меня не так интересует фабула, как стиль изложения. И я им, пропитываюсь, что ли. Поэтому все, что я пишу, кажется мне грубой подделкой. И меня это тревожит. Вот так...

Наталья Ильина   26.07.2002 14:29   Заявить о нарушении
:) Между прочим, очень знакомая проблема. Мое убеждение, что каждый начинающий автор, боясь собственного несовершенного стиля, оглядывается на классиков и неизбежно им подражает. (Только СОВСЕМ начинающие авторы, по неопытности стремящиеся к полной автономии и неповторимости, игнорирующие любых классиков как ретроградство, не оглядываются ни на кого, результатом чего, как правило, является полный бред - стилистический и какой угодно). Так что мне кажется это вполне нормальным. Более того, не только мы с вами страдаем этим (хотя бы внутренне), но ведь и Достоевского поначалу многие называли эпигоном Гоголя. Пропитанность Гоголем ощущается во всех его первых произведениях. Ощущается, правда, и влияние других авторов (Гофмана, например, или даже Гюго). И это правильно - автор пробует себя на разных уже признанных образцах, пока не уверен в собственном стиле (да стиль еще и не вполне сформирован). Но со временем, начиная лучше ориентироваться в своих силах и склонностях, он должен выработать собственный стиль, наиболее адекватный его мировидению, образам, которыми он оперирует и т.д.

А если вы уже по количеству созданного (например) вышли за рамки начинающего автора, а свой стиль у вас так и не появился - это уже повод тревожиться.

Отвечая на ваш вопрос: я думаю, свой стиль иметь не просто важно, а очень важно. Это (наряду с прочим, конечно) именно то, что делает вас индивидуальностью как автора.

Хотя в скобках можно заметить, что если уделять внимание исключительно стилю и только на нем строить свою авторскую индивидуальность - это другая крайность и ошибка. И именно поэтому мне не очень нравится Серебряный век, да и современная литература - из-за чрезмерного увлечения стилями, формой. Или Набоков, например. Его называют тонким стилистом, но именно это мне в нем и не нравится, и я бы счел себя неудавшимся писателем, если бы меня назвали так же. Стилистом может быть дизайнер, или любой другой человек, который придают форму чужому содержанию. Писатель же должен предоставлять прежде всего СВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, свое мировоззрение, отношение к жизни, к идеалу (что и есть предмет искусства), а форма - лишь способ максимально выразить это содержание, но отнюдь не самоцель.

Так что хоть собственный стиль и очень важен, но лишь постольку, поскольку он позволяет вам максимально полно выразить ваше содержание - и не более того. Если ваш стиль сильно похож на чей-то другой - значит, вы не нашли еще оптимальную форму для своих мыслей. Если же за очень индивидуальным стилем не видно вашей индивидуальной мятущейся души - значит, вы идете не в ту сторону.

Ну вот, какая лекция вышла... :)

Алексей Комаров   26.07.2002 16:45   Заявить о нарушении
Привет!
Спасибо за лекцию. Все очень понятно и совершенно разумно. У меня, кстати, здесь есть литературное подражательное упражнение, "Свадебное путешествие", очень давнее и искреннее. Написанное в благодарность, что ли, классику за его потрясающий роман. И я этого не стесняюсь.
Я думаю, что, действительно, нет ничего страшного в поисках собственного стиля. Это по-моему "великий" поход к себе (извините за высокопарность).
Мне бы хотелось научиться делать это так, чтобы кто-то, прочитал и почувствовал одновременно слезы и радость. От того, что "вот оно как" и "все же хорошо". И чтобы, действительно, не разжевывать "внутренности", а "закидывать" читателя "внешностями". Это как у того же Сэлинджера: герой стоит, и смотрит в окно, и слышит, как мать зовет его ужинать... Читаешь, и - происходит какой-то фокус, - у читателя поджилки дрожат.
Постараюсь постараться...

Наталья Ильина   29.07.2002 14:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зебра» (Алексей Комаров)

Хороший, "мягкий", "обволакивающий" текст. Удачи. С уважением.

Ирина Пуля   23.07.2002 11:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вечер» (Алексей Комаров)

Ну вот еще один рассказик - ближе к миниатюрам (зарисовкам, скетчам). Еще в одном стиле. Кажется, все три вещи получились в разных стилях.

Алексей Комаров   22.07.2002 09:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «День рождения Петрова» (Алексей Комаров)

Простота, точность, ясность языка- это Вы.
Спасибо за доставленные минуты чтения!
С уважением, Ион.

Ion Von Donn   20.07.2002 14:10     Заявить о нарушении
Ну спасибо за такую возвышенную рецензию :)

За минуты пожалуйста. Хотя я думаю, можно еще проще, точнее и яснее. Надеюсь, дальше так и будет, так что заходите!

Алексей Комаров   20.07.2002 15:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «День рождения Петрова» (Алексей Комаров)

А я вот совершенно провалился сквозь Ваш текст и "без напряжения, без напряжения", как пел БГ. В одном месте, в начале, на слове "расстанутся", показалось, что из "скромного" дня рождения произрастет нечто страшное и по своей сути рождению прямо противоположное. Это сбило, и я читал уже далее как-то невнимательно. Запомнилось превращение в бога и прочее "волшебство". Тут я окончательно убедил себя, что дело кончится плохо, причем, плохо наружно, на публику, каким-нибудь сюжетным переломом, а не одним только внутренним душевным расстройством. По своей глупости оказался даже разочарован. Видимо, разным людям требуется разное количество вольтов. Поймите меня правильно. Мне совершенно не надо никакого насилия. Просто, когда встречаешь в литературе (я не оспариваю лит-ность данного текста) изображение чего-либо, претендующего на типичность, обыденность (даже не исходными данными: случай Х, "случай Петрова", а вообще горизонтом что ли, или размахом авторского "послания"), но не имеющего при этом ни к тебе самому, ни к твоим возможным переживаниям по аналогичному (представим себе такое) поводу ни малейшего отношения, становишься почему-то брюзгой, и хочется вякнуть. Прошу меня за это простить,

Алексей Глухов   19.07.2002 12:54     Заявить о нарушении
Прощаю :)

Сочинить напряжение на всех невозможно, и винить за это "всех" - глупо. Честно говоря, я был рад, когда нашлось даже два человека, поддавшихся давлению текста.

Алексей Комаров   19.07.2002 14:49   Заявить о нарушении