Денисов Альберт - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Больше всего в Вашем обзоре понравилась объективность, величия гегелевской философии справедливо оттенены её недостатками. Разделы "Историцизм" и "воинственность". Достоевский в своём дневнике "пИСАТЕЛЯ" (sic!) аналогично превозносит войну: "Не всегда война бич, иногда и спасение" (апрель 1877г.). " Да, война, конечно, есть несчастье, но много тут и ошибки в рассуждениях этих, а главное — довольно уж нам этих буржуазных нравоучений! Подвиг самопожертвования кровью своею за всё то, что мы почитаем святым, конечно, нравственнее всего буржуазного катехизиса". "Итак, не всегда надо проповедовать один только мир, и не в мире одном, во что бы то ни стало, спасение, а иногда и в войне оно есть". Что у трезвого на уме, то у Гегеля с Достоевским на языке. Для "тайноведца духа", автора душемучительного рассказа "Мальчик у Христа на ёлке", страдания и мучения тысяч и миллионов это всего лишь статистика, он больше специалист только в пределах некоторых отдельно взятых индивидуумов. Такой вот мезальянс русского писателя с немецким специалистом по "крупному рогатому" (историческо-человеческому), отмежевавшимся от "мелкого хищника", крестьянки с её коровами. Но только Гегель от крестьянки кормится, а ему накормить её нечем. Что доказывает истину из 4-го тома "Войны и мира": "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".
Гегель, конечно, оставил глубокий след в истории и философии. Вот только сам он не имел способности чувствовать ответственность за то, чем наполнится след от его сапога. Не любил он рефлексию, третировал.
Ещё раз, спасибо за обзор.
Денисов Альберт 06.11.2019 23:55 Заявить о нарушении
Не вполне согласен с Вашими последними двумя фразами о Гегеле: "Вот только сам он не имел способности чувствовать ответственность за то, чем наполнится след от его сапога. Не любил он рефлексию, третировал". Они несправедливы. Слишком резко звучит фраза: "сам он не имел способности чувствовать ответственность..." Гегель чувствовал ответственность. Только он как типичный немец в какой-то мере абсолютизировал жесткость отношений между людьми. Как это ни странно, но именно такой крутой коллективизм, какой мы наблюдаем у Гегеля, приводит к валовому подходу к оценке жизни-смерти отдельных людей. Так было потом у Гитлера (предельная форма), так было и у Сталина, большевиков (умеренная форма).
Насчет "Не любил он рефлексию, третировал" - не очень понятно. Что Вы имели в виду? С моей точки зрения Гегель - глубочайший мыслитель и с рефлексией (и саморефлексией) у него всё было в порядке. У него очень много тонких, тончайших замечаний, наблюдений, которые свидетельствуют о глубоком понимании природы человека. Только, повторяю, Гегель несет на себе особенности немецкого национального характера с его воинственностью и суровостью.
Лев Балашов 06.11.2019 12:41 Заявить о нарушении
Интересно прослеживать брожение и формирование нравственных черт рода Толстых. Передача характера от матери (да и отца с дедом) к детям - Николаю, Сергею, Дмитрию; Лев посвятил себя религиозной нравственности, Мария же совершенно ушла в монастырь.
Денисов Альберт 03.11.2019 23:27 Заявить о нарушении
Георгиевна 04.11.2019 00:26 Заявить о нарушении
Алексей Струмила 15.02.2020 22:40 Заявить о нарушении
Георгиевна 16.02.2020 22:36 Заявить о нарушении
Нет, нам так не кажется.
Денисов Альберт 03.11.2019 22:56 Заявить о нарушении
Здесь хочется отметить, это замечательное авторское проявление – любовь к своим персонажам, к их жизни, чувствам. Не бояться освободить себя от необходимости определяться – осмысленна ли эта жизнь, или в чём-то она не обязана поддаваться осмыслению, не подлежит. Не просто детали повествования, а вот такие связочки искренних чувств, узелочки и цепочки реализма. Это лучше всего заражает читателя верой в добро, надежду. Ведь не всегда надежда есть, тогда хотя бы верить в её возможность, чтобы когда-то… Марина, спасибо за Ваши произведения.
Денисов Альберт 03.11.2019 21:03 Заявить о нарушении