Елена Сафронова - написанные рецензии

Рецензия на «Преступление И Наказание» (Олег Лукошин)

Олег, привет!
Наконец прочитала. Знаешь, неплохой рассказ, но что-то мне мешает назвать его хорошим. Может быть, слишком лобовой стеб над Достоевским (не то, чтобы он не был достоин стеба, но ты свою пародийность слишком явно выпячиваешь, даже имена передрал и бабку, как я вижу по объяснению к рецке, намеренно назвал Алией), может быть, линейность сюжета. Ведь уже с самого начала понятно, чем кончится. Ты просто спас текст появлением "себя" в финале.
Знаешь, а вдруг настоящая пародия на Достоевского возникла бы, если бы ты придал мыслям героев и соответственно их поступкам какое-то новое, более современное направление? Если бы Родя взял и женился на бабке? Если бы он убил Соню за выручку с кавказца, так как Соня еще слабее его? Ну, ты понял мою мысль!
Замечаний иного рода немного. Во-первых, несколько неправдоподобно, что старая таджичка одна владеет магазинами, тогда как у нее семья далеко живет и есть сыновья. Это, мне кажется, не в обычаях мусульман (знаю, что таджики - в прошлом огнепоклонники и вообще индусы, дело не в этом), весь Восток не дает женщине в руки таких дел, как бизнес. Молодая - она бесправная жена, старая - она почитаемая мать. То есть бабка Алия должна сидеть и надзирать за домом и гаремом своего сына, который держит в Москве обувные палатки. И, конечно, его так просто не прибьешь. И ее тоже. Слишком уж легко у тебя вышло убийство, нарочито безнаказанное.
Неприятен шовинистский подтекст, "чурки", отвратительное изображение нацменьшинств. В описании других народов надо соблюдать политкорректность.
И, конечно, майки под одежду НАДЕВАЮТ.
Но это уже тараканы.

Елена Сафронова   19.02.2006 21:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена. Однако, сразу видно, что ты на рынке не торговала. Слишком интеллигентно смотришь на эту сферу, по книжному. Такие мусульмане, каких ты описала, бывают только в газетных статьях и телевизионных репортажах. Повторюсь ещё раз: в том, что женщина-мусульманка заправляет делами на рынке, нет ничего удивительного. Более того, чаще всего так и бывает.
Ну, а «чурки» - это своего рода авторская подстава. Она необходима для передачи внутреннего мира и взглядов героя. Между прочим, сами азиаты и кавказцы очень охотно называют друг друга чурками. Слышала бы ты, как на рынке ругаются те же таджики, допустим, с азербайджанцами. Такие выражения, какими они друг друга награждают, тебе никогда в голову не придут. «Чурка» - самое мягкое из них. А вот обижаются на это слово почему-то чаще русские политкорректные журналисты. Вот я, например, не обиделся, когда прочёл у Гашека в «Похождениях солдата Швейка» о «безобразном русском с зелёной соплёй до подбородка». Потому что если б обиделся – сам бы стал культурным чуркой.

Олег Лукошин   20.02.2006 14:44   Заявить о нарушении
Да, Олег, от рынка пока миловал Господь. Потому и не пишу о том, чего вовсе не знаю. Если ты уверен в правдоподобии сказанного, то это здорово. Хуже, если бы притянул реалии под свой сюжет. И все же убить надо было кого-то другого... Время изменилось, понимаешь? И преступление без наказания должно быть иным.
Что же касается политкорректности... Как они меж собой ругаются, это их дело. Любовники в койке ссорятся, и это, может быть, часть любовной игры, но если кто-то тебя назовет в троллейбусе так же, как твоя подружка в миг оргазма, ты, скорее всего, вскипишь. Так и тут. И я - за политкорректность. Хотя бы для того, чтобы не давать потенциальному противнику лишнего повода для оскорбления нас же. А то, что кто-то ругается в своей среде... Мне это напомнило, как подобия поэтов называют журналистов "проститутками" и еще хуже. Мол, вы сами себя так зовете. Повторюсь, мы, в своей среде, имеем на это право, а вы, со стороны, - нет!
А Гашека ты вспомнил, по-моему, неуместно. Гашек написал нарочито грубую, подогнанную под солдатский юмор вещь. А у тебя здесь - достоевщина. Зачем же ты опираешься на пример из другого жанра?
Но это все, конечно, мои личные мысли. Я ни на чем не настаиваю. В целом рассказ получился.

Елена Сафронова   22.02.2006 01:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «В снегах» (Пашнёв)

Спасибо, Пашнев, за доверие! Хороший рассказ. Наверное, сибирский - это уж вам виднее. Понравился подтекст, хотя он и очевиден, и часто повторяется в искусстве - мы начинаем разговаривать друг с другом и задумываться, что ценим друг в друге, только когда становится поздно. Этим, пожалуй, можно оправдать некоторую натянутость, которая всегда возникает при прочтении таких произведений-монологов. Понятно, что автор пишет, что задумал, но ему приходится придумывать для этого основания: мол, человеку хочется выговориться, ибо произошло нечто из ряда вон, подвигло на беседу... Так как несколько неестественно звучит пересказ биографии мужа его жене.
Не обижайтесь - это я мыслю вслух. У меня такие же рассказы, и я все думаю, как их поестественнее подавать...
Да, и одно замечание: в тексте несколько раз "Минский" без пояснений, и лишь потом - "охотовед Володька Минский". Если сначала представить, а потом поминать человека, выйдет логичнее.

Елена Сафронова   13.02.2006 01:39     Заявить о нарушении
Елена,
спасибо, что в гости зашли.
Традиции подобных монологов-исповедей в литературе, конечно, существуют давно, это не моя придумка.
Самое трудное было для меня - суметь выстроить разговор человека, в общем-то, малограмотного, большого матерщинника. И, как чувствую, это не всюду удалось - натянутость местами лезет наружу. Сказать простыми словами о жизненной философии, не упрощая и не перебирая, - вот что мне предстояло. Не всюду с этим справился...
Но учиться-то надо!
Благодарен и за пожелания.

Пашнёв   13.02.2006 07:12   Заявить о нарушении
Да, есть немного натянутости. В принципе, простительной и поправимой. Кстати, я пришла к выводу, что матерные слова порой украшают текст, именно лишая его неестественности, давая выход эмоциям. Может, пусть он иной раз проговаривается? И, может, вторая жена о муже своем что-то не знает? Из биографии? Может, друг открывает ей глаза - а то все же зачем он ей рассказывает то, что она и сама знает? Или друг, напротив, философствует, а не о жизни говорит?.. Но это опасно, можно уйти в такие дебри "жизненных позиций" и "эго", что читать никто не сможет, включая вас...
Не обижайтесь, это опять мысли вслух!

Елена Сафронова   15.02.2006 01:17   Заявить о нарушении
Елена, Вы наскрозь (!) просвечиваете моё творение: не спрятаться, ни скрыться, как в той песне.
Подпустить матерок в таких вещах, может, уместно. Когда я писал сие творение, такое упрощение значило опуститься до дурного вкуса и дать (как автору) слабину. Конечно, многие вещи опростились бы, что-то стало выпуклей (та же речевая характеристика героя). Но:
а/ мой герой говорит с женщиной, которую знает лет сто, а уважать стал только после того, как она сошлась с Эрихом; он по логике своего характера не может позволить себе говорить с ней матом; заметили, он не на пол сморкается, а платок принёс носовой - может, впервые в жизни;
б/ что бы ни говорили о русских мужиках-пьяницах, могу заметить, что на определённом этапе они способны остепениться, как произошло с моим героем; в его глазах и Анна поднялась, и Тамара его отрезвляет - он помнит о ней каждую минуту пребывания у гроба; увы, развить это мне не удалось;
в/ он, рассуждая, больше говорит о том, чего Анна не знает - ситуации в тайге, взгляд на охоту, на хозяйство Эриха, а также собственная оценка того, что известно в посёлке; т.о. он не биографию Эриха излагает, а свои эмоции в связи со смертью близкого по духу человека...
Этих пунктов может быть много - своё "дитятко" я хотел бы , объясняя, защитить от неправильного его понимания.
Другое дело, что не во всём в своём рассказе я убедителен.
Тоже хорошо: есть куда дальше двигаться...
Правда ведь?

Пашнёв   15.02.2006 20:38   Заявить о нарушении
Да, замечания вы сами себе делаете правильные. Так же, как и мне. Ваша точка зрения не просто имеет право на жизнь - она священна, так как вы - автор. К тому же речь идет о предмете, который я в принципе мало знаю. Сибирский колорит для меня чужд. Пожалуй, благодаря вашему рассказу приоткрылся как-то... В общем, хороший рассказ, а насчет того, чтобы стремиться к совершенству, вы и сами знаете и стремитесь. Удачи, Пашнев! Заходите еще!

Елена Сафронова   15.02.2006 23:27   Заявить о нарушении
Лен,
негоже ставить границу между просто русским и сибирским. Говоря о какой-то сибирской специфике моих вещей, Вы словно отсекаете меня от остальной нормальной российской жизни: дескать, это там, у вас в Сибири...
А здесь, что ли, психология не такая, а особенная?
А в Сибири типа иноземной?
Разъясните тёмному...


Пашнёв   16.02.2006 21:30   Заявить о нарушении
Да нет, Пашнев, почему же отсекаю? Просто рассказ во многом построен на колорите. Ну, поспорьте! А колорит - сибирский. А психология - штука объективная, против этого не попрешь. А психология народа, складывающаяся исторически, называется ментальность. И обуславливает чертову уйму вещей, в том числе и прогноз будещего оного народа. Так что обидного ничего в этом нет, если ваши герои ведут себя так, как и должны вести себя пожилые сибиряки в конкретной ситуации. Потому что - условно говоря - пожилой москвич в этой ситуации говорил бы вдове: "А в какой фирме ты заказала гроб? А сколько они берут в долларах? Ах, Эрик, думал ли ты, когда распространял самиздат, что американский образ жизни станет нашим... А в каком колумбарии абонировала ячейку?.." Извините, это в порядке бреда. Но вы согласны, что достоверность персонажей - один из признаков успеха автора, а достоверности не бывает без точной передачи их половых, возрастных, психофизических и местно-национальных особенностей?..
Уф-ф, запарилась умничать. Простите, Бога ради!

Елена Сафронова   17.02.2006 01:32   Заявить о нарушении
Елена,
спасибо ещё и ещё раз.
Своё недоумение о сибирской специфике я высказал вот почему. Мне почудилось, что в смысле психологическом Вы сибиряков отделяете от остальных русских. А мы кто?
"Географические" разности у русских, конечно, есть. И Вы об этом точно сказали: как москвич скажет, например, о гробе, и как об этом говорил мой герой в малом селении в Сибири.
Но стою на своём: характер людей в Сибири - наш, русский, общий для всех.
Вот я о чём.
Не сердитесь на моё упрямство, ладно?

Пашнёв   05.03.2006 11:15   Заявить о нарушении
Ладно!
Хорошо, что появились, а то я стала беспокоиться - вдруг, думаю, обидела человека!
Заходите еще!

Елена Сафронова   08.03.2006 02:20   Заявить о нарушении
Елена, куда Вы!
Только поздравить хотел с многоснежным 8 марта и пожелать многосолнечной весны в сопровождении многорадостных дней - она уж ушла...
Поздравляю, Лена-Елена!!!

Пашнёв   08.03.2006 09:34   Заявить о нарушении
Ой, спасибо, что догнали и с праздником поздравили!
Зайдите еще на какую-нибудь мою страничку, давайте еще какой рассказ обсудим. Мне приятно с вами беседовать, Пашнев! Хорошо, что вы здесь бываете!

Елена Сафронова   11.03.2006 17:38   Заявить о нарушении
Елена,
едва успеваю набивать Вам поздравления.

Прочёл в ЛГ - Вам в родном мне Красноярске присудили Всероссийскую литературную премию имени земляка Виктора П. Астафьева за "Критику и другие жанры". Молодец, Елена! Видите, в Сибири знают толк в литературном творчестве и мастерстве. Это за публикацию в Урале, Елена? Или что-то в ДиНе было?
Мои поздравления!

Рад за Вас и горд знакомством, пусть виртуальным.
У меня тоже лёгкая рука, правда же (см. отзыв на Вашу КРИТИКУ ПОД МЕСТНЫМ НАРКОЗОМ)?

Ваш сосед-прозаец (родом красноярец)

Пашнёв   11.05.2006 22:28   Заявить о нарушении
Дорогой Пашнев, спасибо!
Я родом не из Красноярска, но мне ваш город так симпатичен, что, чест-слово, я хотела бы там жить! Со второго раза он мне понравился еще больше. И этой наградой я заслуженно горжусь.
Нет, премия была вручена по итогам засыла еще нигде не опубликованной статьи "Людям этой профессии несколько ниже..." Надеюсь, теперь она появится в печати.
Спасибо, что заходите, тронута. До встречи в Сети!

Елена Сафронова   12.06.2006 17:49   Заявить о нарушении
Лена-Елена,
Вы так надолго ВНЕсетились, что, грешным делом, подумал, что...
Слава Богу, нет!
И очень рад, что застал Вас строками поздравления.
Вот с внучкой еду в июле в город на Енисее. Может быть, позвоню в ДиН. А может, и нет...
В мае красн. писатели праздновали какую-то дату. Вы не застали?
Ещё раз - искренние поздравления!

Пашнёв   12.06.2006 20:07   Заявить о нарушении
Нет, я тут, просто выпадение из СМети было связано с долгой командировкой - за премией. Празднование не застала. Не знаю даже, о чем речь - может, очередной день рождения Астафьева? Первого мая, кажется. Кланяйтесь от меня Енисею!
Ваша Елена

Елена Сафронова   15.06.2006 16:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ножи» (Олег Лукошин)

Ничего, но были и посильнее вещи. Например, "Жопой резать провода". Тут - незавершенность. Может, ты ее и добивался? Но рецензенты правы, для полноты финала должны либо они зарезать друг дружку (ведь иного освобождения им не светит!), либо мужей, хотя бы одного. Иначе ножи превращаются в фетиш, который необъясним, кстати, для лесбиянок. Это же символ сам знаешь чего. По Фрейду. И во всем тексте так - недостает трагедии, что ли, недостает понятности ситуации - то ли это игра двух сытых бабенок, то ли это крест их жизни... Непонятно еще и от того, что каким-то задумчивым языком изложено. Усиль акценты, дружески советую! Зазвучит!

Елена Сафронова   24.01.2006 14:05     Заявить о нарушении
Лена, ты же не знаешь лесбиянок. Для них фаллические символы тоже имеют значения. Надо же чем-то впадины заполнять. Но ты права, это далеко не самый сильный мой рассказ.

Олег Лукошин   25.01.2006 04:37   Заявить о нарушении
А, ты вот где! А я тебе там пишу - заходи еще, не обижайся. В общем, в том, что я не знаю лесби, ты прав, и, возможно, у тебя все четко. Но все же для полноты кайфа чего-то недостает!

Елена Сафронова   01.02.2006 01:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кофейная страсть» (Пашнёв)

Главное - чувство, к чему - не суть!

Елена Сафронова   21.12.2005 01:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Из командировки» (Пашнёв)

Вы так хорошо мне написали (по-моему, даже слишком), что невозможно было не зайти, не познакомиться. Знаете - это отличная история! Настоящая командировочная.
Про командировки я тоже много могу рассказать... Спасибо за единомыслие!

Елена Сафронова   21.12.2005 00:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Из цикла Не-живое» (Светлана Малышева)

Света, привет! Вот нашла у тебя одну из последних вещей, решила взглянуть, что ты делаешь сейчас, кроме "Дурдома". Классно! Я помню, что одухотворять живое ты всегда умела, и теперь не разучилась. Коротко, емко и со вкусиком!
Деловой вопросик: как выйти на страницу с условиями этого детского конкурса? Баннер не пускает. Подскажи, если знаешь! Мой адрес (или известен?) - saphelen@mail.ru.

Елена Сафронова   19.12.2005 00:05     Заявить о нарушении
это правда

Руслан Спиваков   19.12.2005 06:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Лен! Пишу, чего в голову взбредёт, вообще-то! Что-то швыряет меня из одной крайности в другую. Сама не знаю, чего хочу. Впрочем, как всегда! ))

Светлана Малышева   19.12.2005 12:10   Заявить о нарушении
Ну, пусть тебе почаще взбредает в голову душа велосипеда... Или зеркала... Я еще помню, на каком рассказе с тобой познакомилась. И он был хорош!

Елена Сафронова   21.12.2005 01:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прости меня, мой строгий ангел» (Марина Черномаз)

Да, Марина, вы мастер мелодрамы, снимаю шляпу!

Елена Сафронова   23.11.2005 00:57     Заявить о нарушении
СПасибо, Елена. ПРавда, бытует мнение, что мелодрама - это как бы литература... не первого сорта или не высшей пробы...А я считаю, что хорошая медодрама - это хорошая литература. И в таком ключе и стараюсь... МЧ

Марина Черномаз   23.11.2005 11:29   Заявить о нарушении
Марина, мне знакомо такое мнение, но оно обычно исходит от людей, не умеющих сделать вообще ничего. Также и на "женскую" литературу чаще всего наезжают мужики, оставшиеся таковыми лишь по паспорту. Вы правы, хорошая мелодрам - это хорошая литература - "Унесенные ветром", например, не так ли?

Елена Сафронова   28.11.2005 01:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чёрный принц» (Светлана Малышева)

Света! Не могу сказать, чем, но меня этот рассказ удержал больше предыдущего. Возможно, именно своей парадоксальностью и неправдоподобием. На это тебе уже пеняли, я прокрутила рецы и не стану повторяться. Но в нем есть пружина, держащая внимание до финала, - пусть даже композиция нарочито вывернутая. А ты знаешь? Не прими за навязывание, но... почему бы не сделать третье отступление в дежа вю? От лица террориста? Почему он захотел спасти блондиночку? И тогда священное число "три" поддержало бы рассказ.
А почему о терроре, увы, понятно. Все время подспудно боишься... Символ времени.

Елена Сафронова   14.11.2005 19:07     Заявить о нарушении
Дежавю от террориста?.. Хм... Об этом я не думала. Я не знаю нутро подобных личностей, как бы не соврать! Н-да. Вопрос, конечно, интересный!
Спасибо!

Светлана Малышева   14.11.2005 19:20   Заявить о нарушении
А ты попробуй. В психоанализе странности поведения ошибиться сложней, чем в демонстрации этой странности. То есть, если ты придумаешь объяснение нелогичному поступку террориста, это будет лучше, чем просто нелогичный поступок.
Удачи!

Елена Сафронова   15.11.2005 23:41   Заявить о нарушении
Лен, я кое-что добавила. Чтоб объяснить поведение террориста. Не знаю,Ю как это теперь выглядит. Но, вроде, ничё!

Светлана Малышева   20.11.2005 13:38   Заявить о нарушении
Ну, знаешь... Уже получше, ибо заметна хотя бы работа автора над тем, чтобы приблизить текст не только к художественности, но и к правде. Мой совет - отложи и забудь (по-моему, лучшее средство от недописанных текстов). Возможно, развитие само придет. А возможно, ты его сделаешь другим... Тебе решать. Но, в целом, молодец!

Елена Сафронова   23.11.2005 01:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Durдом» (Светлана Малышева)

Света, извини, поздновато увидела твою просьбу. Не знаю, насколько правомерно говорить, что мое мнение - профессиональное... Тем более, после того, что я требе напишу. Рязанская серость, видимо, берет свое, и я внутренне сжимаюсь, читая абсурд, или то, что на него похоже хотя бы рядом формальных признаков. То есть у меня не получилось ужаснуться драме человеческих отношений, завуалированной под паутиной сложных взаимоотношений персонажей, всех вместе сбежавших из дурдома. Может, чуть проще - намного лучше? Стишок хороший. Он, знаешь, настолько хороший, что, извини, рассказ затмевает своим простеньким ужасом. Ты, в сущности, то же самое говоришь, только намного длиннее...
Стиль твой хорош, как всегда, себе не изменил, только - субъективная заметочка - "Не над чушками, само собой, селекцию разводил", - наверное, все же ПРОИЗВОДИЛ. Или в этом тоже глубокий и тайный смысл? Не прочувствовала.
Света, извини, если сказала что-то не так. Перечитаю попозже - возможно, мнение изменится?

Елена Сафронова   14.11.2005 18:53     Заявить о нарушении
Собственно, Лен, может, этого мне и не хватало: серьёзного взгляда? Рассказ родился из стишка и написался меньше, чем за четыре часа. Естественно, он сырой. Но, на мой взгляд, он не сложен и уж, конечно, не завуалирован – по-моему, он простой донельзя! То есть я хочу сказать, что ДРАМЫ в её прямом виде здесь нет и быть не может – интонации не те. Я думала, что это скорее похоже на пародию или на какую-нибудь чёрную (а может и серую!) комедию. И "селекцию разводил" – из той же оперы. А "производил" – это уже заявка на серьёзность. Не знаю я, короче, что у меня получилось, вот и ищу мнения!
Так что в любом случае тебе – спасибо!
Не знаю, видела ли ты мою добавку под твоим "Виртуальным зачатием". Пишу здесь: поздравляю с дипломом от "Золотого пера Руси"! Я видела тебя по телику, также читала о том, что ты – "правильный" читатель! :) Так что мнение твоё (не скромничай!) и впрямь профессиональное.
Света

Светлана Малышева   14.11.2005 19:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Беззаветно Влюблённые В Порнографию» (Олег Лукошин)

Вообще, конечно, внимание и знание предмета невольно обращает мысли читателей на самого автора. Как в том анекдоте: "Доктор, да вы сами маньяк! Иначе откуда у вас в столе такие картинки!" В остальном же я бы расценила этот рассказ как констатацию факта, что люди полностью утратили возможность общаться... ну, скажем, по-человечески. Грустное наблюдение. Да, кстати, кажущаяся автобиографичность (т.е. знание предмета) снижает художественную ценность прозы - якобы получившееся не столько заслуга писателя, сколько хроника социолога.

Елена Сафронова   14.11.2005 18:24     Заявить о нарушении
Правильно подметила, Лена - это рассказ о неумении общаться. Ну, и о преодолении этого неумения. Впрочем, существовало ли оно когда-либо, это пресловутое умение?
Автобиографичность здесь только кажущаяся - автобиографичных рассказов у меня вообще нет. Ну а порнографию все уж наверное смотрят. Неужели ты - нет?

Олег Лукошин   15.11.2005 11:33   Заявить о нарушении
Нет, не смотрю.

Елена Сафронова   15.11.2005 12:10   Заявить о нарушении
Нет, не смотрю.

Елена Сафронова   15.11.2005 12:10   Заявить о нарушении