C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Маша Павель - написанные рецензии

Рецензия на «Поезда и мистериальный путь» (Айрини Лис)

Какая тема интересная - момент "перехода" человека из точки А в точку Б, из одного статуса в другой, некая незафиксированность на системе координат даже не в масштабе пространства, а в масштабе времени, эта странная неназванность, безымянность (как в сказке, странствующая девушка в поисках Финиста-Ясного-Сокола на вопрос об имени отвечала: "Зовут Зовуткой, величают уткой", и в это можно углядеть не просто желание скрыть от постороннего истинное имя). Потому, наверное, у многих народов обхождение с людьми в неясных, пограничных состояниях было особым образом ритуализированно: вот у славян, невеста накануне свадьбы - еще не женщина, но уже не девушка, только что родившая ("сырая баба") - уже не беременна, но еще не мать, некрещеный младенец, уже пришедший из небытия, но еще не закрепленный в этом бытие - они считались крайне уязвимыми для злых сил, для сглаза, отсюда целые кодексы поведения с ними, с целью сохранности, но на самом деле они наиболее открыты не только для злых сущностей, а для потока вообще. И путников в славянских традициях надо было принять, накормить, обеспечить отдых, бессознательно чувствовалось, видимо, их оторванность от будничной земной жизни, иная, высшая цель их пути.

Маша Павель   19.09.2014 16:46     Заявить о нарушении
Да, "переход" - это завораживающая тема, в момент перехода соприкасаются миры. Интересно тоже - насколько человек сам, осознанно, определяет для себя эти "точки перехода". В традиционном обществе рубежи человеку ставило общество - община: возрастные инициации, изменение статуса в связи с женитьбой-замужеством, рождением детей и т.д. Пройдя через эти изменения, отмеченные, усиленные особым ритуалом, человек уже ощущал себя иначе - не мог стать прежним...
Однажды мне довелось слышать плач невесты в живом исполнении талантливой юной певицы-исследовательницы фольклора(кое-где на русском Севере сохранились ещё носители этой традиции)... Мороз по коже - совершенно жуткая смертельная безысходность. Зачем такая тоска? - думала я. Кто-то говорил: оплакивание себя связано с тем, что девушка понимала - вольготная жизнь закончилась, теперь ждёт её тяжкий труд, зависимость от мужа, его родителей; в общем - всё плохо. Но дело, конечно, не в этом: ритуальное умирание, прочувствованное до самых костей, помогало осознать, что прежняя жизнь закончилась, наступил совершенно новый этап, помогало быстрее войти в курс новой жизни - ведь за оплакиванием следовало "рождение" в этом новом мире супружеских обязанностей... И даже если они безрадостны и невыносимы, пути назад всё равно нет - как нельзя вернуться с того света, или живьём попасть на тот свет. Прошлое бесповоротно отсекалось в точках перехода, общество "запирало" человека во вновь обретённом статусе, чётко определяло направление пути, не давало сбиться...
Для кого-то - несвобода, для кого-то - защищённость.
Спасибо за отзыв, за размышления - за внимание :) Очень рада встретиться и здесь - на просторах Прозы.

Айрини Лис   22.09.2014 10:52   Заявить о нарушении