Наталья Чернавская - написанные рецензии

Рецензия на «Пояснения ко второму сказанию» (Евгений Ерусалимец)

Трудная тема. Помню, в одной проповеди о. Иоанн (Крестьянкин), сказал, что диавол мог бы одним когтем разрушить Землю, но её хранит Господь. Кажется, в связи с записями Мотовилова о прп. Серафиме, не помню точно, давно слушала. Это к вопросу об Удерживающем.

А вот недавно читала у святителя Григоря Нисского "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью", и у него там такой образ: кузнецу для ковки плавкого металла нужна твёрдая наковальня, так и Богу нужны и добрые и злые, и народ Божий и фараон с окамененным сердцем. Сейчас найду точную цитату:"Ибо для того Бог попустил придти в бытие и сделаться таким египетскому мучителю, чтобы поражением его научен был Израиль, великий народ, потому что сила Божия равно во всём познаётся. Поскольку оному народу непременно надлежало быть переселённым из Египта, то по сему самому этот богоборец, фараон, при жизни облагодетельствованный Богом, высился и процветал, чтобы, когда двоякое Божие действие по достоинству простирается на того и на другого, Израиль приобрёл ведение двух вещей, на себе испытав лучшую долю, а на наказанных за порок видя горестную, ибо Ьог по преизбытку премудрости умеет и зло обращать в содействие добру".

Меня это место поразило своей логикой. Так и про Гитлера можно сказать, как про фараона, и про Сталина, словом, про любого гонителя и мучителя народа Божия, при котором церковь приросла семенем - кровью мучеников...

С другой стороны, часто пишут про Россию, что доведя до абсурдного воплощения теории западных идеологов "свободы, равенства и братства", она стала пугалом для остального мира. Не знаю, как одно с другим соотносится, знаю только что церковь Божия и русский народ это далеко не одно и то же и отсюда все противоречия...

Наталья Чернавская   04.09.2019 21:08     Заявить о нарушении
Не знаю, насколько я Вас правильно понял и насколько в тему будет мой отклик на Ваши мысли.
Мне приходилось читать исследование о том, как Отцы Церкви понимали таинственные слова Ап. Павла об Удерживающем. Большинство Отцов говорит, что Павел имел в виду именно РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ (что никак не противоречит тому, что все в руках Божиих, а не в руках Кесаревых_.
Многие Русские святые считали Удерживающим Русских Царей (Третий Рим) и они, конечно, были правы. Но Рим времен Павла - это Рим Нерона, сам Нерон - предтеча антихриста...
ТО есть, если тебя Бог поставил Удерживающим (этаким сторожевым псом) то ты им все равно будешь, но ты можешь быть ДОБРЫМ псом (Третьим Римом), а можешь быть ЗЛЫМ (Вавилонской блудницей).
СССР, как и Рим Нерона, очевидно, все равно выполнял свою роль Удерживающего. По крайней мере, силы оккультизма и магизма Совесткий Союз удерживал:
1) последние русские масоны, как говорят, погибли в сталинских застенках
2) фашизм не прошел благодаря Русскому солдату
Антихрист в конце времен разрушит Рим (третий или будет еще какой-то четвертый, или, как полагали некоторые Отцы, будет восстановлен первый, мы этого пока не знаем), потом склеит осколки Рима и сам объявит себя последним кесарем.
Вот как-то так...
Я понимаю, что Вас волнует другое, но мне сама драма со всеми этими Римами тоже интересна, меня это тоже волнует.
А по поводу Русской эмиграции, как миссии, я , конечно, согласен. Об этом , кажется, и о. Серафим Роуз писал.

Евгений Ерусалимец   05.09.2019 20:45   Заявить о нарушении
Деяния Апостолов заканчиваются прибытием Ап. Павла в РИМ. Павел здесь - как предтеча Господень, за ним в Рим идет Сам Христос. Дальнейшая история Христианства уже до самого прихода антихриста будет тесна связана с историей Рима...


Евгений Ерусалимец   05.09.2019 20:54   Заявить о нарушении
Евгений, я просто не могу понять, как связано с этими мыслями и пророчествами нынешнее нравственное состояние бывшего имперского народа (народов). Вот у Вас есть какое-то объяснение? Не насчёт СССР, тут я согласна, достаточно вспомнить предреволюционную атмосферу или предвоенную (описанную Булгаковым в "Мастере и Маргарите"), чтобы согласиться с тем, что на всякую бесовщину найдётся свой инквизитор. Причём что перед революцией, что перед войной, кмк, бесовщина цвела не в "простом народе", а поверху, в элите, тогда ведь ещё не было телевизоров, и народ(ы) жил(и) какой-то своей жизнью. А вот что сейчас творится и как это связано со всеми этими пророчествами? Пока мне приходит на ум только Льюис с его "Мерзейшей мощью", там у него сокровенный Логрис, вечное королевство, настоящая Англия - это всего лишь несколько человек в одном затерянном поместье, так, вероятно и Третий Рим - сейчас что-то очень камерное, то ли этот один процент причащающихся, то ли как-то по-другому, не знаю...

Наталья Чернавская   05.09.2019 21:08   Заявить о нарушении
Если мы говорим о библейских образах (я, конечно, на знание специалиста не претендую)то, Рим - это не Церковь, это ИМПЕРИЯ. Третий Рим - это Империя, которая служит Божьему делу (со всеми оговорками, разумеется). Поэтому, называть нынешних праведных Русских людей ТРЕТЬИМ РИМОМ мне кажется, не совсем корректно. Если только в том смысле, что это какие-то носители классической Русской культуры, культуры Третьего Рима...

Церковь в Библии именуется иначе - "Израиль", "Сион".

А насчет всего остального, мне кажется, что-то определенное трудно сказать. Христианство сейчас от Рима, как мне кажется, отделилось, все попытки симфонии Рима и Церкви это скорее зло. Рим на сегодня - это просто грубая сила, да и то уже слабенькая. Я так думаю, что почетное звание Рима по эстафете перейдет-таки к кому-то еще...

А Христианство будет жить своей жизнью, и даже на короткое время среди малого узкого круга еще и расцветет, свободное от опеки Кесарей...Христианство будет жить своей жизнью, а Рим, своей, продолжая удерживать, а заодно, возможно, и преследуя Христиан.

Но еще раз, это все не пророчества и не тонкий анализ специалиста, а размышления дилетанта.

Читали ли Вы Апокалипсис Тихомирова? Исключительно интересно.

Евгений Ерусалимец   05.09.2019 21:35   Заявить о нарушении
Нет, не читала, почитаю. На меня, помимо "Мерзейшей мощи", у Владимира Соловьёва "Три разговора" с "Повестью об антихристе" когда-то произвели большое впечатление, не в целом, со многим не могу там согласиться, а антитолстовским пафосом и пророчеством, что перед лицом антихриста из каждой ветви христианства лишь малая часть не примет его и этот малый остаток христиан и составит последнюю церковь, причём, если читали и помните, вождём остатка православных будет старец (не иерарх), вот у католиков - епископ, а у протестантов - профессор. Остроумным показался такой расклад. Посмотрю, что там у Тихомирова.

Наталья Чернавская   05.09.2019 21:54   Заявить о нарушении
Прочитала, Евгений, и вспомнила, что его "В последние дни" я читала и не впечатлилась, показалось многословно и неубедительно художественно. А эта работа небольшая и внятная, особенно запомнилось вот это место, выписала его: "Со времени превращения Церкви в государственную стало уже внешне невидимо и неизвестно, кто к ней действительно принадлежит, так что лишь сам получивший таинственное "новое имя" чувствует, что он действительно Христов. О множестве же других видимых членов Церкви уже невозможно судить, кто они такие, христиане или нет, идут ли к спасению или не думают об этом".

Это о третьей, Пергамской эпохе, он так пишет. Можно не соглашаться с теми конкретными сроками, по которым он распределяет семь церковных эпох и прочими частностями, но вот это место созвучно основополагающему христианскому "не судите, да не судимы будете", и меня очень утешило, а то ведь всё время сбиваешься на то, чтобы судить других, вместо того, чтобы о своей душе ревновать.

У меня это, видимо, профдеформация, отрыжка педагогического прошлого, и чтобы снизить пафос от высокой апокалиптической темы, перескажу один анекдот, точно про меня.

Учительница ОПК мотивирует детей: - Кто будет получать 4 и 5 - попадут в рай, а кто 2 и 3 - в ад.

Вовочка тянет руку с задней парты: - Марьванна, а что, окончить школу живым никак не получится?..

Ну вот я хоть и ставила всем 4 и 5 по совету духовника, чтобы не огорчать детей и не портить отношения с родителями и администрацией школы, но постоянно думала про себя, что все двоешники и троешники, а Тихомиров прав: знай себя и не суди других...

Наталья Чернавская   06.09.2019 11:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 29. Лямка жизни» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, Екатерина!

Захотелось вернуться к Вашей книге о Чехове, прочитала новые главы, мыслей много, но напишу самое простое: за 6 (по-моему) лет пройден большой путь, поднят большой труд, и, уверена, безследным он не останется.

Писала Вам уже в начале работы над книгой, кажется, что в последнее своё появление на кафедре русской литературы СПбГУ, где я долго числилась аспиранткой, попала на презентацию и получила в подарок от одного немецкого профессора-русиста сборник "Проза как поэзия", там была и про Чехова глава, "Мнимое прозрение Ивана Великопольского". Сейчас что-то не нахожу книжку, чтоб точно процитировать, да и Бог с ней. Четверть века назад дело было и больше всего мне запомнилось, как восторженно этого немца принимали и слушали не только студенты-аспиранты, но и профессора, к которым я, например, привыкла относится уважительно:"не помня зла, за благо воздадим".

Так что мне было довольно трудно настроиться на Вашу волну и понять, что в том числе и академическая критика Чехова часто попадает пальцем в небо, для меня как-то так и остались все эти профессора небожителями. Но удачно выбранная форма книги, возможность вместе с главным героем искать и думать, постепенно дала результат. Не буду писать о том, с чем не согласна или не понимаю, вообще уходить в частности, а если по-крупному, то вот у меня есть разные церковные книжки, в которых рассказывается, какими грешниками были русские писатели...ну это ладно.

Один из героев Вашей книги - старец. Фигура загадочная, в том смысле, что за 30 лет после крещения не знала таких, хотя иногда удавалось съездить в известные монастыри, издалека хотя бы на старцев посмотреть, пробиться ближе как-то не хватало напора.

И вот запомнился один случай: в Печорах не попала к о. Иоанну (Крестьянкину), на службе только видела несколько схимников и даже не поняла, был ли он среди них, зато в поезде попала в одно купе с женщиной понастойчивей меня, ей хотя бы удалось от него ответ на свою записку получить, и, всю дорогу, узнав, что я филолог по образованию, она меня "просвещала" насчёт того, какой Пушкин был блудник и прочих подобных вещей. Это всё в том же 1994-м году было, что и случай с немцем.

То есть уже тогда это вроде поветрия было, что меня очень смущало и позже, когда появилась возможность на тв записать учебные программы по школьному курсу классической русской литературы (от Карамзина до как раз Чехова), я нарочно педалировала только светлые духоносные ( как я их тогда понимала) моменты в творчестве русских классиков. Наверняка получилось коряво, благо, эти записи пару раз показали и на полку положили. Но настрой тогда у меня был, значит, правильный.

Тема необъятная и важная, если с неофитским рвением похерить русскую классическую литературу, то мере остужения этого рвения можно ведь в горшие грехи впасть и таких бесов в пустую и выметенную горницу навести, что ой-ёй-ёй.

Помощи Божией в завершении Вашей книги, пока чувствуется неровность разных глав и даже, по-моему, какие-то нестыковки в фабуле, признаться, я так и не поняла, где герои живут, то гуляют по Москве от храма к дому, то на поездах в Москву ездят, может, пропустила что-то. Как-то вообще неровно написано, хотя дуракам полдела не показывают, романы писать - не горшки обжигать, и, если не ошибаюсь, тот же Чехов писал, что романы впору помещикам вроде Толстого писать, а разночинцам приличней рассказы, так что, возможно, просто не мой формат.

Не примите за шпильку, искренно хотелось бы, коль доведётся, использовать Вашу книгу, когда разбираешь Чехова со школьниками, и в этом отношении она уже в помощь, хоть и не закончена.

Наталья Чернавская   09.03.2019 11:49     Заявить о нарушении
Премного благодарю, желаю здравствовать. К сожалению ровностью и ваш отзыв не отличается, чего только в нем нет! Но и на том спасибо. Благоприятного поста!

Екатерина Домбровская   14.03.2019 16:16   Заявить о нарушении
Да, точно, и неровно, и много лишнего написала. Я его удалю, как созрею (когда|если будет возможность спокойно вчитаться в Ваш текст, а не так скоропалительно). И Вам поста благоприятного.

Наталья Чернавская   15.03.2019 09:29   Заявить о нарушении
А зачем удалять? Тогда и мне книгу надо удалить от ваших слов и самой удавиться: пишу, мол, нечто невразумительное, - немецкий профессор 25 лет назад опроверг рассказ "Студент", а я не только с ним спорю, но и с другими профессорами, которые просто "кроют" Чехова почем зря... А вы, дескать перед профессорским званием благоговеете... Ах, Наташа, а про старца? Скажу одно: я пишу о тех и про тех, кто живёт в моём сердце, кого видела и знала, кого сама встречала, о ком много много читала - настолько читала, что наверное все наши великие старцы вошли в каждую каплю моей крови - они были моей подлинной жизнью. На 75-м году жизни уже могу, думаю, так сказать. Помните ли заповедь о праздном слове? А всегда дли мы, под давлением страстей вспоминаем её и задаемся вопросом , зачем мы говорим или пишем то или иное слово? Какую службу Богу и ближнему хотим сослужить? Или обманываем себя? Нам кажется, что мы правдолюбцы? Божией помощи вам, Наташа. Знаю, как вам трудно. Жалею.

Екатерина Домбровская   15.03.2019 12:16   Заявить о нарушении
Перед немецким профессором я не благоговею, раз всего и видела, а тех, у которых училась, вспоминаю с благодарностью. Давно не имею отношения к этой среде, но подозреваю, что там ничего не изменилось, такие же простыни со списками литературы по "минимумам" и "максимумам", в том числе и по Чехову. Помню, как не лезло в меня это литературоведение советского разлива после крещения в аспирантуре и как ласково уговаривал меня на кафедре Г.П. Макогоненко "хотя бы монографиии членов приёмной комиссии" прочитать.

А на меня просто ступор находил, помню, как на вопросе про Пушкина вместо того, чтоб вспоминать их монографии, я на подготовке сидела и думала о том, что Пушкин был современником прп. Серафима Саровского, но словно на разных планетах они жили и не могли с одной на другую перелететь.

Так что я могу оценить смелость Вашего замысла. Среду эту он не изменит (равно как и церковную, так и будут две разных планеты), что написано пером, не вырубишь топором, а про классиков столько всего понаписано... Просто будет такой корабль как Ваша книга про Чехова, кто захочет - перелетит.

А я в него не помещаюсь не столько потому, что профессора застряли в памяти, сколько потому, что после крещения не видела в современной церкви ничего подобного тому, что Вы описываете (а ведь искала, хотя возможности были очень ограничены). Отсюда и критическое восприятие. Возможно, если бы Ваш филологический диакон Тимофей, воспитанный при старце, был не нашим современником, а лет 50 назад жил, когда, действительно, и старцы ещё были, и белые платочки, то я бы лучше поняла Ваш замысел, сама много читала про таких, а когда вроде бы в наши дни происходит действие - у меня что-то не стыкуется, но, повторюсь, возможно, это поверхностное впечатление. Конечно, пусть висит, если Вас не раздражает, удалить никогда не поздно.

Наталья Чернавская   15.03.2019 15:36   Заявить о нарушении
Наталья, простите, а ситуация по состоянию 50 лет назад Вам разве известна по личному опыту?

Франк Де Сауза   15.03.2019 20:41   Заявить о нарушении
Нет, только по книжкам

Наталья Чернавская   15.03.2019 21:21   Заявить о нарушении
Да, и ещё отец Павел Адельгейм и м. Вера рассказывали про общину о. Севастиана Карагандинского, он в ней вырос, и про Ташкент и Каган, до своего ареста в 1969-м он там служил, епископом был Ермоген (Голубев). Поскольку рассказы одно, а личные впечатления другое, то я представляла примерно так же, как у самого о. Павла было, эту общинную жизнь.

Наталья Чернавская   15.03.2019 21:27   Заявить о нарушении
Просто Вы хотите объективировать свое возражение касательно реальности сегодняшнего дня, апеллируя к своему личному опыту (что само по себе странно: у Вас один опыт, да еще и при "ограниченных возможностях", у других - иной). Видимо, говоря о событиях 50-летней давности, следует быть последовательным и тоже не доверять "книжкам".

Впрочем, это так - мимоходом... В конце концов, Достоевскому тоже пеняли нереалистичностью образа старца Зосимы. Наверное, тоже на основании личного опыта критиков.

Франк Де Сауза   15.03.2019 21:32   Заявить о нарушении
Да, Достоевский. И герои, и сама коллизия похожа: старец и ученик в миру. Тогдашние пенятели, насколько я в курсе, за то и пеняли, что, дескать, не похож литературный герой, старец Зосима, на тех реальных старцев, которых они лично знали. У меня таких претензий нет и быть не может, никаких старцев я и близко не видала, только издалека.

Возможности, да, ограничены, живу в маленькой стране Беларуси и уверена, что никаких старцев здесь сейчас нет. Есть старики, есть опытные рассудительные священники, а в том значении, в каком в церковном обиходе употребляют это слово, "старец" - нет.

Действие происходит в Москве, там, допускаю, что ситуация другая и есть таинственные старцы, таинственные, поскольку как правило старец - фигура заметная и популярная в масштабах всей церкви. Умер 2 года назад отец Кирилл (Павлов), все про него знали, хоть он и долго лежал в болезни и ничего не говорил. Знаю отца Николая с Залито, отца Иоанна (Крестьянкина). Афон не в счёт, тамошних, понятно, женщины только по книжкам могут узнать, а вот к этим со всей страны ездили и по возможности всех они принимали, всегда толпы, которые меня от них и отпугивали, не то, что долго ждать в толпе, а как-то совестно было навязываться.

Сейчас у нас тут есть о. Андрей Лемешонок, духовник Елизаветинского монастыря в Минске, он возит сестёр к о. Николаю на Залито на могилку, я с ними не ездила, а с отцом Андреем общалась, хороший трезвый батюшка, если бы кто был жив, он бы к живому и обращался, а не к погребённому.

Был такой инок Всеволод Филипьев, то есть он жив-здоров, на Крите, что ли, с отцом Рафаилом (Берестовым), сначала он был на Валааме, потом в Джорданвилле, потом в Москве на подворье РПЦЗ, потом на Афоне, отовсюду укатился, как колобок, и всё романы писал про таинственных старцев, и герои похожи на героев Достоевского. Я по неофитству сочла его первый роман, "Начальник тишины", хорошим, такой православной сказкой, но дальнейшая его эволюция меня ужаснула.

Так что Вы, Артур, правы в том, что у меня это свои заморочки, кошка, раз севшая на горячую плиту, не сядет и на холодную, таинственные старцы мне теперь подозрительны, если они есть - то где, насобирала бы денежек и съездила, а если это литературный вымысел, чего, по-моему, Екатерина и не отрицает, то - другое дело, вопросов нет, каждый волен сочинять на свой вкус.

Наталья Чернавская   16.03.2019 11:09   Заявить о нарушении
Как это не отрицаю, Наташа?! Отрицаю! Вот я в ответе Вам написала выше - повторю: "Ах, Наташа, а про старца? Скажу одно: я пишу о тех и про тех, кто живёт в моём сердце, кого видела и знала, кого сама встречала, о ком много много читала - настолько читала, что наверное все наши великие старцы вошли в каждую каплю моей крови - они были моей подлинной жизнью. На 75-м году жизни уже могу, думаю, так сказать. "

Екатерина Домбровская   16.03.2019 13:12   Заявить о нарушении
Ну, я поняла Вас так, что Ваш литературный герой-старец - это вымышленный собирательный образ без определённого прототипа, вроде "отца Арсения", насчёт которого тоже во время оно много копий поломали, а был ли старец, я-то по неофитской глупости тогда за чистую монету приняла про него книжку, не разобралась, там ведь сложная форма, и документы какие-то вроде, и воспоминания " реальных людей", если не вникать, то и не поймёшь, что вымысел, тем паче тому, кого обмануть не трудно и кто сам обманываться рад.

А у Вас лично на меня подействовало имя, сразу стала представлять о. Севастиана Карагандинского, но тот гораздо раньше жил и трудно представить его в нынешних реалиях (последних 30 лет, когда после крещения в церковь хлынули люди и вокруг каждого опытного не то что старца, а попросту духовника собрались огромнейшие стада новоначальных овец). Сама вот эта ситуация: есть старец и немногие окормляемые им люди - меня сразу и отбрасывает в какое-то другое время, хотя по сюжету она и нужна автору для своих целей...

Наталья Чернавская   16.03.2019 14:00   Заявить о нарушении
У прп. Севастиана были ученики - старцы, при которых и я имела счастье пребывать 25 лет, и не только отца Севастиана, но и старцев Глинских, старцев Грузинских, наших среднероссийских - мне Бог дал такую возможность учиться у последних старцев - учеников этих великих; и последние были не ниже их. Всё, что говорит старец Тимофея, я слышала собственными ушами, всю духовную манеру общения с учеником, - не со всеми общались так, конечно. Местами я допустила даже повторы - а именно того, что говорит старец и в книге "Весна души". Поверьте - это всё живое и всё правда. Наташа, мне не больна сама критика ваша, а лишь тот личный, индивидуальный её характер и всё то, что стоит за ней - я переживаю за вас. Божией помощи вам! Освобождения!

Екатерина Домбровская   17.03.2019 10:53   Заявить о нарушении
Ну, конечно, личное.

Ещё одна книга вдобавок к сонму книг не заменит одного живого человека, а их-то и не осталось, и какие уж тут могут быть "освобождения", я и так совершенно свободна - и "от постоя", по Чехову, и от иллюзий.

Наталья Чернавская   17.03.2019 12:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ирма» (Григорий Спичак)

Да, Подъельск. Не "Зимняя вишня", поменьше был резонанс, но всё-таки разнеслось повсеместно, я уже в Беларуси жила - и то узнала.

С Ирмой Кутаевой никогда не пересекалась, верю тебе, Гриша, на слово, что она просто "козлом отпущения" стала, но всё-таки жуткий случай.

Действительно жуткий, как и " Зимняя вишня", как и в доме Игоря Сняткова пожар, когда вся его семья сгорела.

Что лично я думаю по этому поводу конкретно, публично писать не буду, а в общем - с волками жить, по-волчьи выть, думаю, если в правительстве Торлопова и были честные люди, то как исключение.

Наталья Чернавская   24.01.2019 12:51     Заявить о нарушении
Честные люди есть везде. И всегда. Бывают сложные и двусмысленные обстоятельства.

Григорий Спичак   24.01.2019 14:01   Заявить о нарушении
Ну да, даже в III рейхе была "Белая роза", а в Беларуси под немцами - партизаны и подпольщики, причём некоторым приходилось вести двойную жизнь и работать на оккупантов. Вопрос лишь в том, считаешь ты кремлинов коллаборационистским режимом или нет.

Наталья Чернавская   24.01.2019 19:59   Заявить о нарушении
Нет, не считаю коллаборационистским режимом. И почему это не очевидно - совершенно странно.

Григорий Спичак   24.01.2019 20:53   Заявить о нарушении
Что ты не считаешь - я поняла, а что это очевидно...

Для пропагандистов - да, это ваш хлеб, а в целом, по-моему, всё у большего числа людей та лапша, что вы нам на уши вешаете, не держится...

Это я не в укор, а в порядке частного замечания. Режим сменится - тексты останутся...

Наталья Чернавская   24.01.2019 21:34   Заявить о нарушении
Много что изменится. Тексты останутся. И эпоха останется.

Григорий Спичак   25.01.2019 06:33   Заявить о нарушении
Гриша, я, признаюсь, поскольку 10 лет назад ещё без сети дома сидела, то просто слышала звон и возмутилась духом, а сейчас вот стало интересно, погуглила и про пожар этот, и что там потом было.

Замечательная и показательная история с этим Алексеем Королёвым, который стал настоящим козлом отпущения. Человек безвозмездно взял на себя функции "директора" самодеятельного сельского дома престарелых, за что отсидел полгода в сизо, хорошо хоть потом оправдали, а местные и главой его избрали, и в каком-то видео у часовни на месте пожара он говорит: - Надо помнить, не должны дети своих стариков бросать!

Простое круглое лицо, золото, а не мужик. А чиновница эта, которая у Торлопова отвечала за социалку и при которой не финансировался этот дом, пока она лечилась в Германии - цензурных слов у меня нет, а нецензурно не выражаюсь.

Есть такая хорошая книга С.В. Силовой "Крестный путь. БПЦ в годы оккупации", доступна в сети. И там такая история. Погиб полицай, позвали священника его отпевать. Тот пришёл и вместо "со святыми упокой" произнёс "анафему" убийце стариков и детей, и собравшимся дружкам покойного сказал:

- И вам то же будет.

Те подумали и ушли а партизаны.

От того, что сейчас не стало таких священников - суть дела не поменялась, не "со святыми упокой", а анафема - убийцам стариков. Методы теперь у них другие, не автоматами загоняют и сжигают заживо, а постепенно. Я не оправдываю тех, кто своих стариков оставили без поддержки, не от хорошей жизни они в этой бывшей школе собрались. Но это метода такая у этой власти: сначала разрушить семью и нравственное начало в людях, сделать человека винтиком государства, а потом и государство разрушить, чтоб рассыпались бывшие винтики.

И петь "осанну" представителям этой власти при всей твоей всегдашней лояльности и желании встроиться - по-моему, даже для тебя чересчур как-то. А впрочем, бывает и хуже, когда я написала, что Игорь Снятков с семьёй сгорел от бедности, в многодетных семьях на всём экономят, небось, сам проводку делал|чинил, то Миша Сизов на это мне ответил, что вот сам и виноват.

Я это называю "одесский синдром", майдауны, когда сожгли в Одессе наивных защитников "русского мира", всё писали, что те сами виноваты, вот так и путиноиды всегда пишут, что "сами виноваты" - и кто в Кемерово сгорел, и все остальные, других виноватых в упор не видят, что, конечно, удобно, можно и дальше на свой хлеб с маслом зарабатывать...

Наталья Чернавская   25.01.2019 10:37   Заявить о нарушении
Что там в твоем сознании происходит, мне понять трудно...одно очевидно - в осуждение ты впала глухо. Со свистом. И других провоцируешь осуждать, осуждать, осуждать...Ирма что ли разрушала семью и нравственность? Ей в начале 90-х было 23-25...

Григорий Спичак   26.01.2019 17:26   Заявить о нарушении
"Провоцирую других"? Это кого же? Да, и цитатку неплохо бы, пример "провокации". Вас спровоцируешь... Есть такая профессия - обслуживать начальство, и провоцируй - не провоцируй, а в мозгах, точней, желудках у многочисленных представителей этой профессии рефрен один, голодное урчание...

Так что я не провоцирую, а констатирую этот непреложный факт. И сама не без греха, сочиняла, помню, целый год в Госсовете адреса юбилярам и некрологи почившим вот как раз в этом стиле, что ты тут продемонстрировал, с успехом, кстати, поскольку быстро открыла ту "простую фишку",что без разницы, юбиляр или покойник, главное, так, словно он на другой планете, на Луне, например, а не в той реальной жизни, где эти прославляемые юбиляры|покойники нам зарплаты не платили и обирали как могли.

Но ты гораздо дольше меня продвинулся на этом поприще. Я свои опусы никогда сама не подписывала, я ж их на потребу випов сочиняла, они и подмахивали, а я себе говорила, что поскольку деньги сама печатать не умею, то и приходиться такой халтурой заниматься. А ты, смотрю, идейный ..., голыми руками не возьмёшь.

Провоцируют его... Насмешил.

Наталья Чернавская   27.01.2019 15:39   Заявить о нарушении
До свидания , Наташа, до свидания... прет из тебя Бог весть что...

Григорий Спичак   27.01.2019 16:03   Заявить о нарушении
Ну, это вряд ли. Какие уж тут свидания. А "прёт" из меня, как ты изящно выразился, последние 5 лет, с тех пор, как кремлины, отжав Крым, подставили население Донбасса расплачиваться за их гешефты.

До меня тогда окончательно дошло, что никаких других интересов, кроме собственных коммерческих, у них и не было никогда, и все обслуживающие|обслуживавшие их политтехнолухи делятся всего на 2 группы: использованные и используемые.

Недостатка в желающих не было и нет пока, напротив, наблюдается даже некоторая конкуренция, но при этом кормовая база сужается, и в теории есть шанс, что у неиспользуемых бывших проснётся совесть, взыграет ретивое, ну, в общем, произойдёт что-то такое, что они перестанут себе и другим мозги полоскать, "два пишем, три в уме", и начнут если не сразу писать, что думают, то хотя бы постепенно.

Теперь вижу, что это точно не про тебя. Так что какие уж тут свидания, скорее - прощай.

Наталья Чернавская   27.01.2019 21:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Живые и Мертвые» (Русеже)

Да, Симонов молодец, одним из первых, по-моему ещё до "лейтенантской прозы" и "окопной правды" написал о катастрофе 41-го года, жаль о самом фильме и тем паче романе Вы почти не написали.

Я только закончила (впервые) читать и с интересом прошла к Вам по названию, поскольку чувство, что никто, кроме меня, не читал, хотела сравнить впечатления.

Но у Вас тоже важное, хоть и о своём.

Наталья Чернавская   22.06.2018 23:30     Заявить о нарушении
Спасибо. Да, действительно, я писал о своём. Писать что-либо о произведениях Симонова было бы в определённом смысле наглостью))

Русеже   25.06.2018 10:25   Заявить о нарушении
Ну почему наглостью. Я вот почитала, подумала и написала о "Живых и мёртвых".

Наталья Чернавская   25.06.2018 11:35   Заявить о нарушении
Мы принадлежим к разным поколениям. Для моих ровестников произведения Симонова, проза и стихи,- были своего рода культурным кодом, который расшифровке не требовал. Тогда, в 60-70-х годах рядом были деды,отцы, которые своими воспоминаниями наглядно подтверждали подлинность того, что написал Симонов, Шолохов. Увы, сейчас об этих произведениях и фильмах стоит напоминать живущим.

Русеже   27.06.2018 09:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 4. Ханаанцы» (Евгений Ерусалимец)

В связи с тем, что ребёнок готовится к олимпиаде по истории, я, дорогой Евгений, перечитала вместе с ним все школьные учебники по древней и средневековой истории и должна Вам сказать о том, насколько же интереснее и приятнее читать Ваш текст.

В какую унылую туфту превращается история человечества без библейского корня!Бедные дети!

А есть ещё такой проект "100 человек, которые изменили ход истории" Де Агостини, взяла почитать выпуски про древних деятелей - та же петрушка. Умудриться написать целый выпуск про Ганнибала, например, не объясняя того, почему с такой маниакальной настойчивостью стремились римляне, чтоб "Карфаген должен был быть разрушен"! Точнее, там это объясняется по моде нового времени исключительно прагматическими соображениями: война за преобладание в Средиземноморье (хорошо, что не за нефть)!

О том, что римляне - иафетиды и карфагенцы-финикийцы-ханаанцы претили им своим бесопоклонством - ни слова! А там ведь реально было противостояние вроде нынешнего на Донбассе, "продвинутые" язычники с одной стороны и "умеренные" с другой.

Смотрела, кстати, недавно испанский ролик "Война в Сирии за 10 минут" - ну, тут уж всё ясно и понятно, начинается с того, что короткий путь для "новой", аравийской нефти в Европу проходит через Сирию, а потом пересказывается вся история региона с шумеров до Асада в свете борьбы за ресурсы.

Не знаю подходящего словечка, придётся самой изобрести. "Психоистория". Смысл в том, что всякий о других судит по себе, в том числе и приписывая людям прошлых эпох своё устроение и мотивы. Особенно противно поэтому бывает исторические романы читать (или фильмы смотреть), где в древнем антураже герои с историческими именами мыслят, общаются и действуют как современники, а то и альтер эго автора - и чем дальше, тем пошлее.

"Софию" я ещё пробовала смотреть, но "Золотую Орду" даже и не пробовала, заранее всё ясно: научились более-менее воспроизводить антураж, во всяком случае создавать красивую картинку, а в сюжет (содержание) - лучше не портить нервы и не вникать.

У меня, кстати, лежат приобретённые в своё время на православных ярмарках разные библейские экранизации про Авраама, Иосифа, Моисея, Давида, Соломона, пробовала, помню, смотреть... Никакого водного обилия в сравнении с нынешним визуально там точно нет (да и где ж его взять!): пустыня, песок, засуха...

А в начале поста взялась было читать "Иосиф и его братья" Томаса Манна, давно стоял на видном месте на этот случай - нет, не смогла, расплевалась и отнесла в ближайшую библиотеку, издание роскошное, жалко было на помойку... Просто беда...

Наталья Чернавская   17.04.2018 12:33     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за отзыв!
Тексты мои, к сожалению, менее читабельны, чем мне бы хотелось, потому что нельзя выделять ни жирным ни курсивом.

По поводу Рима и Библии - это вообще отдельная песня, в которой я пока до конца не разобрался. Ведь Рим по Библии - это
1) проявление духа Иафета (имя это можно перевести как КРАСОТА, а можно как РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ЭКСПАНСИЯ)
2)жестокий ужасный зверь из видения пр. Даниила и при этом -
3) Удерживающий, сила которая не дает воцариться антихристу (кстати, сам антихрист будет провозглашен РИМСКИМ ИМПЕРАТОРОМ)

По поводу того, что история без высшего смысла - безсмысленна и просто скучна, я, конечно, согласен.

По поводу Томаса Манна тоже согласен - он реально нечитабелен, зато я у него кое-что украл из описаний древнего Египта.

А по поводу того, что в фильмах об Аврааме и Моисее показывают такие же ПУСТЫНИ, как и сейчас - так это оттого, что все эти теории креационистов просто были авторам фильмов неизвестны. Но я вот что скажу - ну НЕЛЬЗЯ по нынешней пустыне бродить сорок лет, даже и три дня не получится - сгоришь. И не стали бы люди селиться и строить огромные пирамиды в НЫНЕШНЕМ, пустынном Египте...

Евгений Ерусалимец   17.04.2018 19:24   Заявить о нарушении
Вот разберётесь и напишете! Я хоть и спорю иногда с Вами, но читаю-то всегда с большим интересом, да и что за текст, в котором и поспорить не о чем.

При том, что главный предмет спора - предмет веры, и я до сих пор не знаю, как к этому относится. Помните, я Вам писала, какое у меня бывает ощущение от Ваших текстов: что Вы развлекаете себя и читателей байками. Идёте, словом, по стопам Гумилёва, а это путь признания у широкой публики, но обструкции в среде профи.

У профи ведь как: дай ссылку на документ, шифр рукописи, номер листа... Где именно записано, что Адам с Евой наблюдали похороны птенца или что именно происходило в ковчеге и потом... Не признаётся, словом, Предание, или проходит по части "апокрифы" (если зафиксировано в текстах).

Вот и я сомневаюсь. Но, с другой стороны, я сомневаюсь ещё больше, когда читаю в школьном учебнике про всех этих древних людей и их привычки, или про " ледник толщиной два километра, покрывавший всю территорию Беларуси"... Для меня раньше было несомненно лишь то, что записано в рукописной|старопечатной книге, и если я читала в Киево-Печерском патерике, что поднялся на воздух Успенский собор - значит, поднялся. Но потом муж привёз мне кой-какие учебники, по которым они в Джорданвилле в семинарии учились, например, дореволюционный гимназический учебник по русской истории, я почитала и схватилась за голову: если наши краткий курс истории ВКП (б) напоминали, то их - краткий курс величия дома Романовых. Из чего можно было сделать вывод, что, видимо, и при Рюриковичах знали, что такое пропаганда. И верить на 100% ни одной книге нельзя. Хотя, впрочем, я до сих пор сохранила убеждение, что посмертные чудеса на могиле праведника, записывавшиеся с целью его канонизации и документальной точностью (что, где, когда) - самая достоверная часть любого жития...

Наталья Чернавская   18.04.2018 10:50   Заявить о нарушении
Да я и сам сомневаюсь. Меня эта тема - когда невозможно отделить Предание (с большой) от предания (с маленькой)иногда загоняет в депрессию. Вот, например, статья интересная на эту тему -
http://ieralexei.ortox.ru/bogoslovie/view/id/1199689

Но после нее больше вопросов остается, чем ответов. Ну, хорошо, в птенца мы верить не обязаны - а вот в рассказы о рождении и Успении Божией Матери, например? О Ее посещении Афона?
Ученые утверждают, что первым Христианам эти рассказы были неизвестны... Значит это что-то привнесенное, но изначальное - а привносить нельзя...
Короче, я и сам пытаюсь разобраться...

Евгений Ерусалимец   18.04.2018 12:29   Заявить о нарушении
Почитала, весьма полезный доклад. Писание как сливки Предания и кафоличность (вселенскость) Предания - критерии, по-моему, очевидные.

Пятидесятница как печать Предания - тоже мысль чёткая. И что бедные староверы были неправы, цепляясь за букву... Засада, видимо, вот тут и есть: в такой наглядности, очевидности, непогрешимости...

Напишу, как я понимаю Предание: это, конечно, дух, а не буква. Примерно так же и отец Павел Адельгейм мне объяснял, когда я его спрашивала, что привело его в церковь, он отвечал, что в общине о. Севастиана (прославленного сейчас, Карагандинского) был такой дух, что ему захотелось остаться там навсегда. Он попал туда "случайно" подростком, когда был с матерью на поселении, поехал в город зачем-то и то ли дорогу спросил, то ли что...Так же отвечали и послы князю Владимиру в известном рассказе ПВЛ о выборе веры. Словом, это очевидность, жизнь, дух любви и милосердия. У меня, кстати, произошла небольшая стычка с о.Георгием Кочетковым на поминках по о. Павлу, когда он стал врать, что о.Павел полностью разделял его взгляды, я не выдержала и встряла, что лично преподавала у о. Павла в школе ЦСЯ и ни разу не слышала, чтобы он служил на русском, стихи читал на проповеди - это да. Вот в самом о.Павле и был этот дух, а в Кочеткове с присными - нет, хотя формально они могут быть и правы, что всё равно, на каком языке служить...

Наталья Чернавская   18.04.2018 13:59   Заявить о нарушении
Да, так вот, по-моему, никакими формальными признаками и принципами Предание не исчерпаешь и не опишешь: - Я Ерёма, ты Фома, я те слово, ты мне два, - вот русло, по которому протекают все интернет-споры в том числе и с цитатами из святых отцов, вот и вся вселенскость.

То есть формально возразить мне докладчику нечего, но как реализовать на практике его теорию - не представляю... Всё равно каждая душа имеет для себя авторитеты неоспоримые и оспоримые. Помню, как много копий поломала я на РНЛ в полемике с "новыми иоаннитами", теми, кто признавал подлинными все "сочинения" м. Иоанна. Я же просто представить себе не могла, что уважаемый пастырь может так врать и передёргивать известные мне исторические источники и находила этому феномену только одно объяснение: он не глядя подмахивал ту ахинею, что подсовывали ему истинные сочинители, что его, конечно, не красит, но собственно его вину умаляет...

Наталья Чернавская   18.04.2018 14:08   Заявить о нарушении
И, ещё прибавлю, зачем кой-кому нужно было тиснуть свои измышления под авторитетным именем: затем, что приём этот старый и проверенный временем, им часто пользовались те же староверы и до них тоже, "сочинения Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита и тп", чем громче имя, тем больше популярность...

Поэтому даже если текст подписан самым что ни на есть громким и авторитетным именем, нужно в него вчитаться, прежде чем брать на душу, и подлинным носителем Духа может быть только живой человек, у которого не на пергаменных и каменных, а на плотяных скрижалях сердца отобразился Христос.

Наталья Чернавская   18.04.2018 14:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Валентин Распутин - совесть России» (Татьяна Шмидт)

Известные факты, но хорошо было ещё раз прочитать, спасибо, Татьяна.

Я у Распутина больше всего "Последний срок" и "Прощание с Матёрой" люблю, даже не то слово - мои бабушки как живые перед глазами, когда читаю.

"Дочь Ивана, мать Ивана" читала, как и всё у него, да, он немного написал.

Единственно, что хотелось бы дополнить к Вашему очерку: что наравне с Шолоховым и Шукшиным - согласна. Но всё-таки у Распутина была своя глубокая и выстраданная тема, измельчание народной совести. Это везде у него, но особенно, когда сравниваешь его старух и их детей, дети вроде и не виноваты ни в чём, а словно из другого теста, и задолго до перестройки это началось... Много можно об этом писать, не буду здесь.

Наталья Чернавская   02.04.2018 16:22     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Наталья, за Вашу рецензию. Согласна с Вами.
Желаю Удачи.
С уважением,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   03.04.2018 15:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корабль музыки» (Иволга Летняя)

Живописно написали. И про Спивакова, и про меломана И.
Словно заглянула на минуту на этот концерт и посмотрела из-за кулисы и в зал, и на сцену.

Наталья Чернавская   29.03.2018 19:34     Заявить о нарушении
Спасибо! Рождественский концерт был замечательный!
А уже и Пасха! Христос Воскресе!

Иволга Летняя   08.04.2018 21:28   Заявить о нарушении
Воистину воскресе!

Наталья Чернавская   09.04.2018 00:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Когда государство - рай земной» (Анна Гриневская)

Мне кажется, понимают положение дел всё больше людей.

Проблема в том, что с этим пониманием делать. Для меня проблема особенно остро стояла во время жизни на севере РФ лет 15 назад: у кого и как просить на детей, не своих, чужих. У государства? У корпораций напрямую? Как ни странно, в то время проще было что-то выпросить у государства, у чиновников, чем у корпораций, там, во-первых, трудно пробиться было с прошениями, плотно были облеплены прилипалами, а если и пробьёшься, вряд ли что получишь без протекции, отпишутся, что и так много занимаются благотворительностью.

Но с тех пор много воды утекло, иных уж нет, а те далече, не знаю, как сейчас обстоят дела в РФ, у нас в Беларуси держится ещё каким-то чудом на одном гвозде социальное государство, но трещит по всем швам, и нашумевший тут у нас "декрет о тунеядцах" не от хорошей жизни принят. Речь о том, чтоб не работающие трудоспособные граждане возмещали государству расходы на себя (лечение и пр), платили раз в год налог. Когда год назад многие получили из налоговой "письма счастья" с суммой за 2016-й год, народ возмутился, вышли на площади, что для Беларуси большая редкость.

Суть в том, что на такие, как здесь, зарплаты не идут работать, как-то выкручиваются, мужчины в основном в РФ уезжают на заработки, а женщины с детьми остаются здесь и получают до 3-х лет пособия на детей в размере средней реальной зарплаты, при этом те же работающие в РФ лечиться, если что, сюда же приезжают. И откуда берутся деньги на всё это: детские пособия, образование со здравоохранением, пенсии, - для меня загадка. Доить тут не то что особо некого, доят всех, кого могут, любого микроскопического предпринимателя, плюс, понятно, займы, но всё равно, когда на одного с сошкой семеро с ложкой - долго этот один не выдержит...

Не только в том дело, что "друзья Путина" приватизировали РФ, а в том, что это очень многих, вписавшихся в эту схему, устраивает, и что-то не видно реальной силы, которая изменит это положение дел, "народ безмолвствует".

Наталья Чернавская   28.02.2018 17:57     Заявить о нарушении
Да, Наталья. Спасибо за слова, полные правды и понимания. Вы знаете, я очень радостный и смеющийся по натуре своей человек, но в последнее время все время где-то рядом слезы. Эта ужасная - на нервах и стыду - Олимпиада. Этот кошмар в Сирии, эти наркотики в Аргентине, а сколько людей по политическим мотивам на пустом месте! посажены в тюрьму, и пресса молчит об этом. Долгое время, как и многие россияне, я пряталась в своей большой чудесной семье, но когда начали бить эти барабаны, а у меня три сына в расцвете молодости, отслужившие и вернувшиеся целыми - повезло! - не могу больше молчать. Что ждет детей наших, что ждет внуков, думать невыносимо.
Я вижу, как бьется Александр Лукашенко, как крутится между нескольких огней, пытаясь сохранить государство. Набрала однажды два слова президент и рачительность. Понятно, что появилась фамилия вашего президента. Нашего президента никто не заподозрит в рачительности. Тут такие деньги разбазариваются, слов нет. И вечно глазки невинные, ах, как это?! Богатейшая страна мира и такое нищенское существование народа. Оно, конечно, не привыкать, народы мы скромные. Так ведь все поспешно переводят на военные рельсы. Раньше так удивлялась, как можно ненавидеть русских, мы ведь такой народ героический, последнее отдадим. А теперь понимаю, что принцип жизни российских русских - ни себе, ни людям. Друг друга сгрызть готовы. Всегда в состоянии войны. И ничего не сделаешь. Не понимают, что можно жить совсем иначе. Как стена в мозгу, отгораживающая от мирной жизни, полной благоденствия и радости. Может, правда, пока эти пораженные ненавистью, поколения не вымрут, не будет мира и покоя земле нашей?

Анна Гриневская   28.02.2018 15:20   Заявить о нарушении
Анна, понимаю, что Ваш вопрос риторический, но всё-таки напишу свой вариант ответа не на него, а в целом. Я тоже, бывает, и безпокоюсь, и тревожусь, но вообще, как человек верующий, к тому же сейчас пост, знаю, кто внушает эти разрушительные чувства, и в целях профилактики периодически просто отключаюсь от тех проблем, которые не имеют ко мне никакого отношения. Вот Вы сейчас написали, я погуглила, а так понятия не имела, что там в Аргентине... Просто читаю в пост Псалтирь в группе. Я, конечно, не специалист, но простой здравый смысл говорит мне, что чем хуже прогноз, тем больше необходимость поберечь свои нервы и здоровье для грядущих реальных трудностей, а не жечь их преждевременно. Хотя и мне "выхлопы" (здесь на Прозе) помогают сбросить напряжение...

Наталья Чернавская   28.02.2018 17:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Динамика» (Иван Донецкий)

Не всё ещё прочитала, только несколько последних глав, но названия остальных говорящие. Хотя и спорные.

Приведу свой пример. У меня тут были донецкие беженцы, молодая семья с двумя таксами, еле провезли их через все таможни. Детей нет по объективным причинам, проблемы с репродуктивным здоровьем. У меня был достаточно большой выбор, кого принять, с лета 14-го до весны 15-го было много желающих. И, скрепя сердце, я отказала, например, мамочке из Мариуполя с двумя малышами, папа у них в ополчение ушёл, а она осталась там, и шансов здесь у нас выжить на своё укрпособие у неё не было "в миру"(работала только схема: жильё от работы, а если не работаешь, то где и на что жить?), а от монастырского приюта она отказалась.

Потом, кстати, она воссоединилась с мужем и даже третьего родила, но всё было очень сложно, своего жилья в ДНР у них не было, снимали квартиру, и папа свою военную зарплату ещё и зажимал, так что она помаялась и поехала к себе в Мариуполь жить и за всеми своими детпособиями.

Но это я отвлеклась. Приехавшая семья долго у меня не жила, через две недели нашли работу с предоставлением жилья в агрохозяйстве, муж-шахтёр пошёл в слесари, жена- медсестра в доярки. Через пару лет жена уехала обратно, а муж остался здесь, они хотели уже и усыновить ребёнка или хотя бы на воспитание взять (в Беларуси по декрету 18 отбирают детей у алкоголиков и отдают в трезвые семьи, за двоих платят полноценную зарплату педагога, но тут ещё вопрос в жилье, а у них-то оно от хозяйства было, не получилось). Можно долго рассуждать о психотипах, но, по-моему, тут дело было просто в том, что муж по корням деревенский, приспособился, а жена городская, не получилось.

Это очень серьёзно. Украина, несмотря на всю советскую индустриализацию, аграрная страна, где ж и сеять-растить, как не там, а в РФ большинство территории - зона рискованного земледелия. И, насколько я знаю, у беженцев там возникли большие проблемы с натурализацией не только из-за бюрократов, а потому, что просто негде найти работу с предоставлением жилья, или всё это такого качества, что лучше под обстрелы вернуться.

В Беларуси у здоровой работящей семьи шансы были, дома с приусадебным участком в агрохозяйствах давали. Но! Работа тяжёлая, зарплаты низкие, а дом можно приватизировать только через 15 лет работы в этом хозяйстве (это общее правило, и для местных тоже). Теоретически с тем же успехом можно за это время ипотеку выплатить на денежной работе (если найдёшь такую). А что безплатный сыр только в мышеловке - это общее правило.

То есть у беженцев было два варианта: или с помощью кого-то в РФ или другой стране (предоставление на первое время жилья, помощь в трудоустройстве по имеющейся престижной специальности) сохранить свой социальный статус, либо опуститься и занять нишу, на которую местных не найти и которую занимают трудовые мигранты.

Не знаю, кто, кроме строителей и дворников нужен в РФ (строителями туда и наши белорусы едут, а дворниками азиаты), а Беларуси нужны были и есть сельхозрабочие, именно рабочие, в большие агрохозяйства. Вроде не тяжелее, чем в шахте, и деревни с агрогородками здесь нормальные, с дорогами-водой-газом, но социальный стереотип поведения - это основа, и если работает один стереотип, из деревни в город (поэтому и не хватает на селе рабочих рук), то имеем то, что имеем.

Я бы очень удивилась, если б и раньше не знала таких примеров, всё-таки в деревне лучше, чем под обстрелами, но наблюдала на севере, как воркутинские шахтёры, которым не продать было там квартиры и не попадали в программу переселения, по которым предоставляли им городское жильё в средней полосе, попробовав пожить в деревне в тёплом климате (где жильё можно было приобрести на свои), возвращались обратно в свою заполярную вымирающую Воркуту.

О, настрочила. А всё дело в том, что я не психиатр и даже не психолог, но поработала социальным психологом и кое-что уяснила, как говорится, со своей колокольни.

Наталья Чернавская   16.02.2018 14:44     Заявить о нарушении
Хорошо, что написали, но в какой тип их уложить?

Иван Донецкий   17.02.2018 20:23   Заявить о нарушении
Ну, в том-то и дело, что ни в какой не уложишь, по-моему.

Хотя я понимаю, что профи для удобства в работе нужны все эти типы и прочие штучки. Пришла к Вам сюда из вк, где перепостили Ваш текст про театр, задумалась, чем же и когда меня потряс театр. Давно дело было. Я росла в большом городе, Минске, а бабушки были деревенские, и для меня в молодости стали потрясением инсценировки деревенщиков, когда посмотрела на сцене "Последний поклон" в нашем минском русском театре или "Братья и сёстры" у Додина в Малом в Питере, то есть увидела пропущенной через волшебную призму искусства судьбы своих бабушек, то поняла, что значит "большое видится на расстоянии". Вблизи они были обычными, ну, только добрыми очень, а чего стоит эта доброта и как её хранить было невдомёк, пока большие писатели вроде Распутина с Абрамовым не показали.

Так и в вашем случае: нужны подлинно великие и подлинно народные писатели, чтоб было что инсценировать, но теперь таких нет, на виду, во всяком случае, чтоб увидеть и описать трагедию народа сразу и изнутри и сверху, изнутри в бытовом смысле, а сверху в духовном.

Сейчас же деятели типа Прилепина и прочая элитка по быту отделены, а духовно ниже "простого человека", вот и весь сказ. Не исключено, что со временем появятся самородки вроде того, как появился в своё время, сто лет назад, Андрей Платонов, например, но его судьба, кстати, и поясняет, почему всё это так не сразу и даже через сто лет он не вошёл в массовую культуру.

Советский проект был утопичен, имхо, помимо прочего ещё и тем, что пытался всех уравнять и в культурном отношении, начиная с общей для всех школьной программы по литературе и заканчивая массовым доступным театром. Но масло с водой не смешивается, и после прекращения насильственного взбалтывания две фракции разделились, сейчас снова есть массовая культура и есть элитарная.

Сто лет назад массовая (читай, народная) культура была здоровее, и это дало здоровую советскую культуру, прекрасные песни, например, но уже лет 50 назад или даже раньше, после уничтожения крестьянства (подрубили корни), началось вырождение, вся эта попса, хорошо хоть фольклористы вовремя многое уходящее записали, и сейчас при желании можно найти и слушать отличную фолкмузыку, например. Но когда я смотрю иногда у Полынкова вк записи концертов с донецкой передовой, всю эту смесь старых советских песен с постсоветской попсой, становится грустно. По-моему, это ничем не лучше "Юноны и Авось".

Ну, просто нет, не сохранилось никакой подлинной народной традиции, и, получается, что не из чего черпать и художнику...Ну вот разве что о типах написать, как Вы, о не о народных характерах (как Шолохов, например в "Тихом Доне", по-моему, лучшей книгой о трагедии гражданской войны)...

Наталья Чернавская   18.02.2018 15:43   Заявить о нарушении
О типах я написал (за отсутствием времени и таланта) почти, как историю болезни. Это привычный для меня взгляд психиатра на людей. Он узкоспециальный и потому ущербный в отличии от художественного. Художественное - даже Андрей Белый - писал труднее и дольше.
Союз писателей ДНР образовался в ноябре 2014 года после того, как прошло 5 месяцев войны, а донецкая Спилка пысьмэнныкив Украины ни слова не сказала о войне. К театрам Донецка у меня те же претензии. Я бы их, за их подлое молчание о нашей войне, разогнал и запустил на сцену, пусть самодеятельные, но коллективы, которые, помимо развлечения, отражают военные события Донбасса. Не обязательно менять весь репертуар донецкого и луганского театров, но 1-2-3 пьесы о войне обязаны быть. Не нравятся современные авторы, ставьте Симонова, Леонова, Корнейчука, Брехта, Хэмингуея и т.д., не подходят их тексты, внесите изменения и поставьте "по мотивам", но делайте, а не сидите. А ждать подлинно великих и народных драматургов - это, как ждать принца на белом коне: в девках состаришься. С палками вышли на блокпосты весной 2014 года и добились результата, хоть и не такого как хотели. Ставить на сцене то, что есть, а, при наличии, таланта у режиссёра и актёров, то и телефонную книгу можно сыграть хорошо. Кстати, во времена Чехова театры еженедельно, подчёркиваю - еженедельно, ставили новые пьесы, которые после двух-трёх спектаклей снимались. Актёры играли их даже не выучив роли. А те, что имели успех играли неоднократно.

Иван Донецкий   19.02.2018 18:49   Заявить о нарушении
Да я Вас прекрасно понимаю. Точнее, понимаю Ваш гнев, но не пафос.

Что театры существуют отдельно от реальности - это понятно. А претензии на изменения к лучшему: зачем им меняться, если люди и на это ходят и зарплата идёт? Иногда совсем небольшая, иногда приличная, иногда очень большая - тут уж как кому повезёт.

Прочитала остальные главки. Удивилась. В моём представлении психиатры - это по головке гладить, а Вы вон как жёстко. Перепутала, наверное, с психотерапевтами.

Я, кстати, читала двух повоевавших на Донбассе писателей, Стрелкова и Африку. У Стрелкова два жанра, он или сказки пишет, или вроде дневника (Боснийский дневник, Записки отморозка). Интересно было бы Вам как специалисту почитать, я филолог-древник по основной специальности, сказки мне тогда (в 14-м) понравились, показалось, что он сам себе психиатр, то есть таким способом "исправляет реальность", арттерапия. А у Африки дневник лета 14-го, он сразу в жж его публиковал, потом книжка вышла, книжку не читала, а записи в жж откровенными показались, он сразу написал, что поехал на Донбасс ловить удачу, ничего особо не поймал, кроме пули, и после ранения быстро оттуда ретировался. Теперь уже откровенные фентэзи гонит, так что даже Стрелков его критикует.

То есть в обоих случаях налицо всё тот же отрыв от реальности, что, на мой взгляд, само по себе ещё не диагноз, весь вопрос в том, какого качества их фантазии, литературного и в целом культурного. Культура, культивация, возделывание почвы - это когда тебя тянут вверх, к идеалу, если хорошо тянут - автор справился, а если вместо верха куда-то вбок или и вовсе вниз - это уже "игра в бисер" (или из новомодного - "игра престолов").

"Игра в бисер", между прочим, очень подходит к этой вашей войне, маленькие замороченные люди - перед лицом смерти, огромной и страшной.

Теоретически театр на войне должен помогать этот страх преодолеть, но если сами творцы его не преодолели и "прячутся", кто во что горазд, то что с них взять? Прорыв, да, тут возможен на любом адекватном репертуаре: война, герои и предатели, любовь и смерть и прочая, прочая, бери хоть Шекспира, хоть из жизни сюжеты, но ведь для этого нужна не врать себе и людям, а если правда страшит, то будут прятаться до последней возможности, пока зритель явно не проголосует ногами против существующего репертуара...

Наталья Чернавская   19.02.2018 20:27   Заявить о нарушении
НужнО не врать, не исправить ошибку в отправленном тексте

Наталья Чернавская   19.02.2018 20:30   Заявить о нарушении
Не читал Стрелкова, об Африке даже не слышал. Боснийский дневник скачал летом 2014 года, хотел прочитать, но, когда Стрелков сбежал из Донецка, он мне стал неинтересен. Я ограничен интересами Донецка, ДНР, ЛНР, то есть, своего "окопа". Когда здесь наладится жизнь, конечно, буду смотреть шире, но пока... О театре нашем Вы сказали очень правильно! С уважением,

Иван Донецкий   20.02.2018 16:57   Заявить о нарушении
Увы, Донецк не на Луне или Марсе, а между РФ и Украиной, и вне этого контекста никогда не будет как-то отдельно существовать.

Я так понимаю, что у вас там пересеклось всё худшее и всё лучшее, что присутствует в обоих субъектах, и "наладится жизнь" только тогда, когда и вокруг она наладится, а поскольку до этого далеко, то пока, не сочтите за наглость, советовала бы Вам "Осень средневековья" почитать или перечитать, Хёйзинги.

Сама читала давно, но часто вспоминаю в контексте вот этой нынешней войны. Для средневековья война, войны были обыденностью, вот представьте себе, что люди не 4 года так жили, как вы там у себя теперь, а веками: тут война, а тут, рядом, мир, и не только этот контраст, а везде контраст на контрасте: замки и трущобы, короли и нищие, роскошь и чума... Хёйзинга прекрасно всё это описал, и лично у меня от чтения был психотерапевтический эффект, понимаешь, что норма разной бывает и наша постмодернисткая норма не самая нормальная, что-то щёлкает в голове и воспринимаешь мир уже не так узко.

Наталья Чернавская   20.02.2018 18:45   Заявить о нарушении
Не закончила свою мысль, конечно, не только в Хёйзинге дело, вероятно, не только эту его книгу нужно прочитать, чтоб изменить взгляд на вещи. Вот Вам кажется, что эта война должна закончиться, а почему?

Может быть, она теперь будет всегда (пока не применит одна из сторон ЯО или ещё что-нибудь подобное, какой-то глобальный катаклизм, не произойдёт). Можно привести массу примеров даже не религиозного плана, а чисто литературного: "1984", или "О, дивный новый мир", "Мерзейшая мощь" и прочая, прочая, на западе много всяких антиутопий со времён Свифта понаписали и не зря, давно видели, куда всё катится, зрячие художники.

В русской традиции всё иначе, не так давно, всего 300 лет назад, возникла светская литература как таковая, минус ещё переходный XVIII век, когда светскую литературу читал тонкий слой созданного Петром служивого дворянства, да и то не все (у Пушкина хорошо это описано), так что скорее даже не полных 200, а лет 150, как "образованные классы" стали воду мутить, ну а окончательно оторвал народ от корней только советский ликбез, поголовно всем внушая веру в прогресс и светлое будущее, а с чего бы это? Спросите любого мужика-старовера (если найдёте там у себя), чем всё закончится, узнаете другую (отличную от модернисткой) версию течения истории, похожую и в то же время отличную от западных антиутопий, похожую тем, что "мир во зле лежит", а отличную тем, что грамотный русский мужик, читавший Евангелие и отцов, знал не только это, но и то, что Христос победил мир.

Что не отменяет конец истории, будет второе пришествие Христово и Страшный суд, а вот завтра или через тысячу лет - никому не известно. Хорошая работа есть на эту тему у Георгия Федотова, "Эсхатология и культура", вообще много русские в эмиграции понаписали умных и хороших вещей, прозрели после страшных потрясений революции даже те, кто прежде был оторван от корней и сверху вниз поплёвывал на "необразованных мужиков", вот и у вас на Донбассе, возможно, начнут со временем прозревать люди...

Наталья Чернавская   20.02.2018 22:51   Заявить о нарушении
Вы в Освенциме заключенным лекции не читали? Ну, чтобы они прозрели, поняли, что для Средневековья война обыденность, что есть короли и нищие, что одни всегда убивали других, вырывали золотые зубы, сжигали в печах и т.д. А на закуску - пару капель о Страшном суде, чтобы люди в своих бараках и не дёргались, смиренно принимая передовые взгляды мужиков-староверов. Это на Донбассе до этих мыслей народ должен дозреть?

Иван Донецкий   21.02.2018 19:40   Заявить о нарушении
Не сидела и не читала. А вот святитель Николай Сербский сидел в Дахау и хорошую книжку там написал, "Земля недостижимая", очень поучительная, да он и в других случаях не стеснялся в выражениях. Сейчас таких огненных проповедников нет.

Надежда необходима. Но если народ отклоняется от своего пути - авария неизбежна, а то, что с вас началось - нам наука, дойдёт и до нас, поэтому лично Вам я так просто написала, на всякий случай, не воспринимаете - дело Ваше, главное, самой не забывать, что все пути политиков ведут в землю недостижимую.

Наталья Чернавская   22.02.2018 10:11   Заявить о нарушении
Речь ведь не о том, чтобы "не дёргаться" (святителя Николая, немцы, да, не убили, свои потом допекли), а о том, что никогда не помешает мужество и правде в глаза лучше смотреть, чем уворачиваться.

Я выше писала Вам про северных шахтёров. Как дети, всё надеялись на то, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и решит их проблемы. Вот и думаю, что Ваши, наверное, такие же. Если нет - простите. А по-моему так мужики-староверы, да, и мудрее, и независимее, никаких волшебников не ждали, знали, что их только гнать и преследовать могут - и вот как-то 300 с лишним лет продержались, на одной независимости от власти и мужицкой смекалке.

Наталья Чернавская   22.02.2018 10:20   Заявить о нарушении
"Игра в бисер", между прочим, очень подходит к этой вашей войне, маленькие замороченные люди - перед лицом смерти, огромной и страшной" - просто удивительное сравнение. Вот уж воистину: "Не думай о секунде свысока", как знать, как завтра жизнь еще повернет?

Ирина Некрасова   20.08.2019 13:09   Заявить о нарушении