Алексей Лурье - написанные рецензии

Рецензия на «О волшебнике. Часть I. Главы 1-5» (Артано Майаров)

Прочитал, сразу возникло несколько замечаний, по порядку о первой главе.
1. Папа - царь, а мама - королева...это как? Папа царствует в одной стране, судя по всему - славянской, а мама королевствует в западной? Тут или титулы одинаковой культурной группы или указания доменов (т.е. мама может быть и царицей и королевой одновременно, но разных объектов).
2. Как правило судьба прямых отпрысков королевской крови решалась чуть ли еще до их рождения, ибо это слишком важно для государства. Хотя бы родители точно должны были знать, что с ней делать.
3. Зачем принцессе обладать научными знаниями? Для общей беседы вполне хватит базового (либо глубокого репетиторского образования). Разве она будет заниматься наукой? В общем-то особ королевской крови и учили не только танцульки танцевать, но и важным государственным вещам (политике, религии). Женщин так вообще натаскивали быть душой двора, уметь держать беседу со всеми. Вспомните хотя бы Екатерину (русскую императрицу) - она вела споры с различными учеными и ни в каких университетах не училась.
4. Много дано фактов без их расшифровки (что за глупости, которыми могла заниматься принцесса... и т.п.). Пара слов то тут, то там и все сразу бы стало понятно, а так читаешь... как будто через ситечко...белые пятна логики и взаимосвязи.
Над текстом работать и работать :)
PS: время обучения в универе и решение судьбы...т.е. старший подростковый возраст и не замужем...а еще есть старшая сестра...то же не замужем...грусть и печаль государству такому...
Если это сказка для детей, то много совсем не детских моментов...а если для читателей по-старше, то логических и сюжетных огрехов...но это мое мнение, а оно всего лишь пустое...

Алексей Лурье   20.05.2015 11:13     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

1. Так и задумывалась. Можно сказать художественный прием, эдакое баловство. По тексту таких немало рассыпано. Произведение ведь не претендует на титул исторического.
2. Справедливо для государств, где короли управляют государством. В новое и новейшее время таких даже в нашем мире не осталось.
3. Речи о глубоких научных знаниях нет. Получение общего кругозора, ознакомление с основными разделами науки - это признак эрудированного человека независимо от пола.
4. Зачем? Мне кажется вполне понятно, что родители занимают детей чем угодно, лишь бы оградить от совершения ошибок. По крайней мере этот момент кажется мне слишком очевидным, чтобы его пояснять.

P.S. Сестра принцессы не замужем? Не знал =) Конечно, о муже не говорится, ибо даже сестра персонаж эпизодический. Ну а про саму принцессу уже писал выше - государство, где короли не управляют, а царствуют нечувствительно к таким моментам

В общем и целом сложилось впечатление, что произошел т.н. "разрыв шаблона", когда ожидаемый и рисуемый в воображении читателя, культурно-исторический контекст, не совпал с описываемыми реалиями.
Со своей стороны, обязательно перечитаю первые главы на предмет логических нестыковок. Но мне кажется, вы пытаетесь сравнивать данное произведение с историческими романами или пафосными произведениями в стиле фентези где благородные рыцари и могучие короли сражаются в борьбе за власть и признание. Но увы, боевика не планировалось. Персонажи здесь хоть и сказочные, но их чувства, мысли, переживания вполне реальные - именно внутреннему миру героев посвящена эта книга, а остальное декорации.

P.P.S. Еще раз действительное и искреннее спасибо. Если декорации плохи, то не стоит держать это в себе - обязательно критикуйте. Но если вы пришли посмотреть на декорации, то простите.

Артано Майаров   20.05.2015 12:47   Заявить о нарушении
Когда начинал писать, мне казалось, что я непростительно много трачу времени на описание контекста основных событий. Но вы уже второй читатель, что указал на недостаточную развернутость. Задумался

Артано Майаров   20.05.2015 12:57   Заявить о нарушении
1. Дело не в историзме, а в употреблении слов. Ведь вы же даете персонажу характеристику - царь, что читатель должен понимать под этим термином? Если расшифровки нет, то значение по умолчанию. Царь и королева идут в разных группах, так же можно было их назвать... Шах и рани (титул жен индийских монархов). То же баловство, но не красиво. Можно же пояснить, царю принадлежала восточная часть государства, а королева западная...как-то так...
2. А дело происходит в новейшем мире? Кажется упоминаний о привязке к реальному времени не нашел. Хотя, если титул царственной особы номинален, тогда да...судьба девушки должна была мало интересовать родителей.
3. Речь не о глубинных знаниях, а об образовании в университете, как таковом. Опять же, а в школе чему учат? Не всем ли наукам в обще-образовательном смысле? Все игра словами. Личное образование монарших особ еще круче обычно.
4. Если комментировать глупости - хм..вот как сейчас воображение разыграется... А если серьезно, просто не совсем удачно сказано. Буквально пара слов добавить и мысль была бы закончена. В том-то и дело, что Вы считаете нечно очевидным, а я считаю это иначе...другой читатель, может еще один вариант предложить... как я и написал в первом замечании, ситечко..белые места, куда каждый волен вставлять свои очевидности, если это Ваша задумка...то да...сильно, но слишком случайно.
PS: Потому как старшая сестра живет в этой же стране, если бы была замужем, то не жила бы там, но опять же это же очевидно. А где вы видели, государство, где короли не управляют и до них никому нет дела? Знаете как те же англичане трясутся над своими монархами...?
Не отвергайте декорации, они могут быть минимальными...всего лишь мысль, допуск и условность, но они должны быть органичными и значимыми, а если за них цепляется взгляд, теряется сюжет и возникают вопросы, то, значит, надо над этим поработать.
Критика, на то и критика - отвергать восприятие декораций не верно. Это слова, Вы их написали, а я их прочитал и выразил свое мнение. Извиняться не нужно.

Алексей Лурье   20.05.2015 13:21   Заявить о нарушении
Как бы Вам объяснить... Дело не в количестве описаний, а в законченности. Вы излагаете основную сюжетную линию, которая обрастает диалогами, мыслями, чувствами, событиями, обстановкой и т.п.
Каждый момент, который Вы пишите, может быть заключен и в одном слове и в целом абзаце (как у Рэя Бредберри, например), но он должен быть закончен (логически). Чтобы не осталось вопросов - зачем, почему. Ведь все же воспринимается на уровне - базисного, очевидного значения слов.
Например, Питеру на вид было около двадцати лет. Он был тощ, высок и неказисто скроен. Голова его была выбрита лишь наполовину....
Если далее по тексту я нигде не опишу, почему это его голова была выбрита лишь наполовину, то создам "Белую дыру".

Алексей Лурье   20.05.2015 13:35   Заявить о нарушении
По структуре произведения уже выше принял критику и взял на себя обязательство перепроверить текст.

Уровень образования в школе и университете очень сильно отличается. Не могу понять причину спора по этому пункту. Сам дух университета значительно отличается от школы - они не могут сравнены. Могу сказать это как обладатель двух дипломов по разным специальностям.
Касаемо особенностей жизни царственных особ - видимо, я был прав, мы просто говорим о разных мирах. Хотя даже в эпоху абсолютизма, не было чем-то необычным выдать одну из принцесс за достаточно высокородного дворянина. Т.е. далеко не все принцессы выходили за принцев )) Ну а в наши дни ситуация еще более сложная. Даже если взять упомянутую вами британскую королевскую семью, то мы увидим, что правила бракосочетаний принятых лет 500 назад никто не придерживается. Да и сами правила постоянно менялись, а зачастую и нарушались династическими договорами. В качестве примера приведу брак Анны Петровны (дочери Елизаветы внучки Петра Великого) и Карла-Фридриха (внезапно, не короля, а вполне себе герцога Голштейна). Так вот, по этому договору сын этой пары продолжит род Романовых и наследует Российский престол, хотя в классическом понимании наследования род Романовых прервался, а Голштейн наследовал бы Российскую империю )

Артано Майаров   20.05.2015 14:51   Заявить о нарушении
Все мы учились в Университетах и бросаться этим не нужно. А причина спора - в мотивации, причине поступления принцессы в университет (кстати, принцесса, она ведь дочка короля и королевы (по очевидному значению слов), у царя, вроде как была царевна). Мне эта причина показалась не убедительной, однако я опираюсь на базовые понятия, возможно в Вашем фентезийном мире все иначе и Университет - это некая ступень, обязательная для признания эрудированным обществом индивида себе равным.
Разговоры о монархии - моя любимая тема, но я отвлекся.
Кто по вашему - монарх?
Конечно, принцессы выходили замуж за королей, принцев, герцогов (по-сути мини-король). Если посмотреть на карту Раннего Средневековья, то можно заметить, что некоторые герцогства размерами были больше, чем соседние королевства. Самое интересное, что дело было не в богатстве, мощи, а в неких исторически сложившихся предпосылках формирования государств, заложенных еще в 7-9 веке н.э. Принцесса (особенно не старшая) запросто могла выйти за дворянина, правда с оговоркой (влиятельного, богатого, имеющего значимые титулы). Как правило, она перебиралась в домен своего мужа. Т.е. если старшая сестра была бы замужем, но живет она в той же стране, что и принцесса (т.е. понимаю - страна их родителей), то либо она незамужем, либо замужем за герцогом из-за политических целей. Так как это не пояснено, то выбран самый простой вариант - она - девица.
PS: Про Романовых - это вполне обычная вещь - Матрилинейный брак (например, у евреев он вшит по рождению), вообще, наследование и передача "крови" шла не только (далеко не только) от отца к старшему сыну. Вариантов была уйма.

Алексей Лурье   21.05.2015 07:12   Заявить о нарушении
Университетом не хвастался, а указал на знание предмета. Мне показалось, что у вас нет понимания зачем необходимо поступать в университет, а не ограничиться, например, индивидуальным образованием.
Факт наличия университетского образования - в в екатерининские времена был важной частью репутации человека.
Примеры династических браков привел исключительно для пояснения ситуации с сестрой принцессы. Мне показалось, что вы недостаточно осведомлены в этом вопросе, раз позволили сделать себе выводы о её семейном положении.

Детализация сестры, её собаки, сокурсников и прочих второстепенных персонажей сознательно снижена - они просто не важны для повествования. Зачем раздувать объем текста, ради ненужных деталей? Если я описываю персонажа подробно - значит это важно и он имеет важное значение для повествования ,если нет - он лишь секундный эпизод.
Если вам интересна сестра невесты, особенности политической обстановки и принятые правила престолонаследия, может быть написать отдельный псевдоисторический роман описывающий этот мир с точки зрения сильных мира? Ведь читая, например "Унесенных ветром" вы же не будете ставить в укор автору, что он совершенно не уделил внимания особенностям стратегического замысла генерала Шермана в битве за Атланту, хотя кульминация действия романа прямо свазана с этим важным событием?

Артано Майаров   21.05.2015 08:37   Заявить о нарушении
Понимание университета у меня есть, а зачем это нужно принцессе - нет, но не важно. А если копнуть дальше екатериненских времен, то становится понятно, что университет и королевские особы были вещами не совместимыми.

Согласен, наверное, просто придираюсь к второстепенным деталям. Они для вас не важны, а мне кажутся грубоватыми. Вместо сестры, я бы написал - кузина, тетя и т.п. т.е. более реалистичное лицо. Но это дело вкуса.
А почему мне не должна быть интересна сестра? Вы же её упоминаете. Для Вас, я так понимаю, она просто обстановка, неодушевленный предмет? Нечто не существенное? Её судьбу, хотя бы поверхностно Вы не обдумывали? Я думал для Вас Ваше произведение, как я яркая картинка, живой мир, из которого Вы описываете лишь часть, доступную словам. Уделил - не уделил, тут надо делать скидку на само произведение, но для Вас, как для автора - Создателя, пробелов быть не должно. Уверен, у автора "Унесенных ветром" была полная информация о боевых действиях, ибо, как Вы и сами пишите - это событие напрямую влияет на весь роман. А без понимания предпосылок, он бы не смог достоверно описать персонажей, мысли, чувства и т.п.
PS: Приведу пример по мотивам одного интервью известного писателя - когда он садился за печатную машинку (писал роман или маленький рассказ), то предварительно ему приходилось изучать энциклопедический материал, беседовать с учеными, специалистами в различных областях, дабы понять логичность, правильность, реальность какого-то явления, предмета, факта. А в самом тексте это могло вылится всего лишь в одно слово, но оно было на своем месте...хотя за ним кроется огромный пласт информации.

Алексей Лурье   21.05.2015 09:30   Заявить о нарушении
Могу вас заверить, что контекст этого мира, проработан гораздо подробнее чем об этом записано. Но даже рассказывая реальный случай из жизни, мы просто вынуждены опускать ряд несущественных подробностей, иначе основной посыл просто невозможно будет донести.
Возможно это влияние профессиональной деформации - мне психологически тяжело отдельно описывать несущественные детали. Например, при разработке, используя метод того или иного, класса я не буду оставлять подробный комментарий о внутреннем устройстве класса (родители, дочки, другие методы), за исключением редких случаев нестандартного использования когда нужно пояснить почему сделано именно так, а не иначе.

Недавно здесь же на сайте прочитал замечательный рассказ. Рассказ достаточно большой по объему, насыщенный, но всё равно нашлись читатели, которым показалось мало подробностей. Например они хотели узнать технические детали упоминаемого устройства, хотя в романе достаточно описанного результата его действия. Вот ссылка на этот рассказ http://www.proza.ru/2014/10/27/943

P.S. Если вы о Бредбери, то это ему не сильно помогало =)

Артано Майаров   21.05.2015 10:16   Заявить о нарушении
Небольшое дополнение про мир, детали и структуру произведения. Детализация есть и в этой работе. Детализация окружения устройств и предметов. Они начинаются позже, после знакомства с основными персонажами. Первые 10 глав, почти полностью посвящены раскрытию характеров и личностей. И уже потом происходит переход к более подробным бытовым и приземленным зарисовкам и описаниям. Но и там, описывается лишь то, что нужно понимать сейчас или пригодится в будущем.

Возможно это моя ошибка, поэтому ваше мнение и наша дискуссия очень важны для меня. Еще раз спасибо

Артано Майаров   21.05.2015 10:26   Заявить о нарушении
Так понимать - последние слова - это приглашение к окончанию разговора? :)
Как Вы пишите это произведение?

Алексей Лурье   21.05.2015 10:44   Заявить о нарушении
PS: Речь была о Фредерике Поле.

Алексей Лурье   21.05.2015 10:45   Заявить о нарушении
В том рассказе, на который Вы дали ссылку есть некое изобретение - "Перевал". Им пользуются персонажи, но не сказано о принципах работы его устройства.
Если бы рассказ был твердой НФ, то надо было дать целую лекцию о "Перевале", с кучей практически правдоподобных деталей... закон жанра.
В любом другом случае - если объект не является прижившимся термином (лазер, бластер, эльф, орк и т.п. - значения которых мы и так понимаем уже), то пару слов нужно все же добавить. Предложение мыслей, кусок диалога (вспоминая старые деньки, когда Перевалы только стали монтировать и т.п.). Вариантов куча... т.е. фокус на девушке, а она может и не знать полной технологии "Перевала", но понимать, как он работает все же должна и это нужно показать читателю. Ведь обычный человек же знает, что делает холодильник, например, в общих чертах его работу (если физику помнит), но конкретику, то конечно мало кто скажет (температурные режимы, фазы, особенности хладогента и т.д.).
Короче, показать и кратко, невзначай объяснить введеный, не известный ранее объект - это правило хорошего тона для писателя.

Алексей Лурье   21.05.2015 10:56   Заявить о нарушении
Ни в коем случае не приглашение к завершению. Наоборот, пытаюсь осмыслить природу расхождений продолжая диалог. И по комментарию к приведенному рассказу я, кажется, понял.
Расскажу то как я воспринимаю рассказ:

В этом рассказе, "Перевал" был лишь деталью сюжета. Некое устройство по фильтрации иммигрантов самым что ни на есть надежным способом - стиранием памяти. Имея на руках результат работы этого устройства, я легко понял смысл интриги и погрузился в сюжет. По ходу повествования, автор раскрывал те или иные особенности работы перевала, чтобы объяснить различные сюжетные ходы. На мой взгляд это абсолютно правильный ход. Ведь далеко не каждый читатель обладает интересом к изучению различных устройств и механизмов, но каждый способен увлечься интересным и динамичным сюжетом. И если бы автор по тексту начал давать технические подробности или вдаваться в воспоминания, то это было бы явно искуственная вставка - дань некому фетишу.
Разумеется есть различные гиковские произведения, самостоятельное творчество фанатов (примером тому может служить Вукипедия), но это совсем другой жанр и специфичная аудитория.

Артано Майаров   21.05.2015 12:28   Заявить о нарушении
Для сюжета важно - как он действует (стирает память). Хорошо, но тот тон, о котором я говорил, требует упоминания, не важно как, о принципе работы. Речь идет не о гиковских механизмах и описаниях, а просто...например, при прохождении через перевал происходит воздействие ЭМП на человека, что приводит к стиранию определенных участков памяти. Ты просто перестаешь быть прежним собой....как-то так, тут уже мастерство писателя. Т.е. главгероиня, например, могла бы беседовать с кем-то и услышала эту информацию из чужих, второстепенных уст...естественно, сделать это нужно так, чтобы не повредить интригу рассказа.

Алексей Лурье   21.05.2015 12:49   Заявить о нарушении
Вообще, как раз, описание каких-либо элементов декораций, предметов, людей, событий в произведении достаточно сложная штука. Лет 16 назад, когда я задумал написать свой первый роман, то запнулся на десятистраничном введении с исторической справкой о моем мире...понял, что читать это никто не будет...
все упомянутые выше вещи нужно показывать вскольз, случайно, без приторных приемов...типа...
- О это нейросоношустер...давно такого не видел.
- Да, да, вы, конечно, спец. по нейросоношустерам, но это же божественно, когда луч, вырабатываемый элиптическим кристаллом проходит через одокроневую призму, приобретая удивительный свойства в ультрафиолетовом диапазоне...
- Что ты мне все это рассказываешь, я и так это знаю...
- Оу, ну я же хотел просто показать свою эрудицию...

А если пояснения даны незаметно...то это замечательно...

Алексей Лурье   21.05.2015 12:55   Заявить о нарушении
Мне кажется это дело вкуса, и очень-очень индивидуально. И наше разное отношение к этой детали прекрасно это иллюстрирует.

Перечитав нашу переписку, обратил внимание, что не ответил на вопрос "Как Вы пишите это произведение?"

Было разработано два проекта (сюжет и мир)
Проект сюжета:
- Структуру произведения. Части (их несколько) и главы
- отметки ключевых событий и их связь
- зарисовки отдельных сцен (иногда в процессе планирования рождаются замечательные идеи и поэтому они становятся частью проекта)

Проект мира:
- Культурно-исторический контекст (примерная связь исторического периода с нашим миром)
- География
- Политическая обстановка и история (в общих чертах очень крупно).
- Общественно экономическая формация основной страны действия
- Обоснование связи этого мира с другим миром (туда постоянно возвращается в воспоминаниях волшебник)
- Разработана фонетика и грамматика искусственного языка. Прямо связано с воспоминаниями. Написано несколько стихов на этом языке. Первое упоминание в шестой главе и далее по тексту если есть нужда выразиться на том языке, на котором когда-то думал главный герой.
- Проработаны некоторые важные локации - особенно хорошо башня волшебника.
Работа над контекстом (миром) продолжается и сейчас, а сюжет в целом, следует плану. Иногда меняются названия глав и хронология некоторых событий.

Артано Майаров   21.05.2015 13:14   Заявить о нарушении
А как же Герои?
Мне помогало при написании крупных произведений составление...резюме героев.
Карточка как на сайтах знакомств, только с упоминанием мотиваций...что движет персонажем, чего он хочет...конечно - это в пределах данного произведения. Причем каждая цель, желание персонажа должно быть завершено к концу текста(положительно или отрицательно).

Алексей Лурье   21.05.2015 13:23   Заявить о нарушении
Разумеется, основные герои имеют не только характеры, но и богатую историю. Если для одного из них разработан родной язык - это свидетельствует о том что над героями работа велась. Но если история принцессы хотя и кратко, но последовательно изложена с самого начала, то детали остальных героев раскрываются последовательно.

Артано Майаров   21.05.2015 13:29   Заявить о нарушении
Хотел бы я такой вдумчивой критики, как в бороде этой дискуссии :)

Гномик   18.06.2015 17:58   Заявить о нарушении
Да, хорошая рецензия. А развернувшаяся дискуссия, позволила еще раз критически проанализировать свой текст.

Артано Майаров   18.06.2015 18:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «56-ой Конкурс МФ ВСМ» (Фонд Всм)

Простой пример Ксенофобии
http://www.proza.ru/2015/05/19/988
Lurieam@gmail.com

Алексей Лурье   20.05.2015 10:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей!
К сожалению, Ваша заявка не может быть принята из-за преувеличенного объёма - более 20000 знаков вместо 10000 максимально допустимых.
Пожалуйста, представьте другое произведение в замечании к этой рецензии.
Илана

Фонд Всм   21.05.2015 13:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катер конвоя» (Евгений Дм Ильяшенко)

После прочтения этого стихотворения, так и представился караван идущий на свой страх и риск. Опасное было время, тревожное, когда, действительно, косяк тунцов мог вызвать международный конфликт. Молодец.

Алексей Лурье   09.07.2008 13:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте Алексей.
Спасибо за отзыв. Полагаю, что наше знакомство не прервётся.
С теплом и уважением, Евгений.

Евгений Дм Ильяшенко   09.07.2008 21:43   Заявить о нарушении