Алексей Войтешик - написанные рецензии

Рецензия на «О эго» (Ева София)

...замечал странную вещь: когда-то, во время сдачи сессии, чтобы получить зачет по философии, требовалось изучить небольшую брошюру Канта. Потом, через время, мне доводилось с удовольствием и легко "глотать" огромные книги, но ту мУку, что я пережил пытаясь понять эту брошюру я не забуду никогда. "Что же здесь странного?" - спросите Вы? А странно то, что как-то незаметно в наш обиход вошло понятие, что любой малопонятный текст и так же непонятно высказанные в нем мысли сразу относят к философии. Это ведь не так. Философия - это другое. Это НЕ набор длинных, порой малосвязанных слов. Она, настоящая философия, как правило, понятна и интересна. А задача любого пишущего - уметь доходчиво донести свою, пусть даже запредельно философскую мысль. Можете ЭТО сделать - отлично, а нет?.. Уверен, Ваше "О эго" можно изложить гораздо проще. Станет ли оно от этого лучше? Это будет зависеть только от Вас.

Алексей Войтешик   18.08.2023 12:39     Заявить о нарушении
Я бы советовала вам смотреть не на непонятные буквы, а за смысловое наполнение текста, стоящего за ними, которое вам не видно в силу ряда причин, но от этого не становится бессмысленным
Вы никогда не сможете пересказать эту миниатюру "своими словами" в силу вышеупомянутых причин

Ева София   18.08.2023 12:54   Заявить о нарушении
смогу, но только платно))))

Алексей Войтешик   18.08.2023 13:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основание» (Алексей Войтешик)

Рецензия на роман А. Войтешика «Свод»

Занимаясь давно и профессионально изучением языка и стиля художественной литературы, я с любовью собираю примеры из интернет-шедевров, чтобы потом, на занятиях, изучить со студентами симптомы неизлечимой графомании. Учитывая мой грустный опыт, я никогда ничего не читаю без надежных рекомендаций. Поэтому, когда в один прекрасный день мне пришлось взять в руки незнакомую книгу, чтобы отредактировать, я некоторое время настороженно смотрела на нее и только после долгих самоуговоров решилась. Открыла, начала править.
…Остановилась словно очнулась, кажется, на 45-ой или 46-ой странице. Вернулась в начало, посмотрела: мои правки закончились в начале первой главы. Удивилась, сосредоточилась, снова начала править. Через пару страниц поняла, что это бесполезные мучения – и просто стала читать…
Историко-приключенческий роман. Тема, интрига, динамичный сюжет, изящный витиеватый стиль вначале напомнили мне одиссеи и хроники Рафаэля Сабатини. Однако скоро стало ясно: это что-то другое и особенное. Особенные персонажи! Бывают персонажи насквозь прозрачные… и неинтересные; бывают – загадочные, но последовательные: поймешь, в чем их загадка, – и снова неинтересно. В этом романе персонажи разрушают все стереотипы. Разрушают жестко. Романтика отношений переплетается с гендерным реализмом, динамика диалогов сочетается с куртуазностью фраз, на историческом поле битвы философий и социальных противоречий прорастают шипы мистики и язычества. Для меня пират Ричмонд Шеллоу Райдер – не капитан Блад. Он – Свод.
Любовь и страсть в нем не пересекаются и не владеют им – он владеет ими. Попав в чужой мир и не зная его языка, он оказывается на пересечении многих драм и принимает решения, на которые не способны те, кто владеет этим миром по праву рождения! Его единственный партнер – sword! Его язык – ярость! Другие герои, соприкоснувшись с Ричмондом Сводом, начинают зависеть от его неудержимости и изумительной цельности. А читатель начинает узнавать и понимать его, догадываться о его мыслях и поступках, оценивать его… О, это так соблазнительно для нашей умственной лени – сформировать мнение о герое! Казалось бы – готово! Но в этот момент Ричмонд становится «неуправляемым» и с ухмылкой начинает противоречить догадкам, смеяться над оценками и разбивать «мнения о нем», как карточные домики. Не зря он владеет черной магией!
Нет, Свод не противоречив (это было бы банально!) – он свободен. Кажется – бессмысленно жесток и нелогичен, но, узнав о его гибели, я, не дочитав последнюю главу, бросилась звонить автору: может быть, Свод как-нибудь выжил? Узнала, что есть продолжение, в котором элементы мистики выйдут на первый план и…
Что бы хотелось сказать об авторе? По сути всё это и было о нем. Он сумел создать эти образы, а сам «ушел в тень» и напоминает о себе необычным изящным стилем, также полным «разрушений» художественных канонов – чего только стоит столкновение в романе трех языков! Я бы сказала: язык в романе – не инструмент, а один из персонажей.
Автор не подсказывает, не учит, не оценивает. Он словно следует за героем, удивляется вместе с нами, подвигая ближе к герою новые шахматные фигуры… его женщин! Женские образы в романе прекрасны, реалистичны и вместе с тем они словно задуманы и созданы в лаборатории психоделических экспериментов, в которой наркотик – магия чувств. Жестокий пират, повеса и игрок в покер с судьбой, он делает этих «однонаправленных» до встречи с ним женщин ведьмами, феями, королевами трагедий Шекспира! И простолюдинку, и знатную даму, или… это только одна женщина?
Дочитав эту книгу до конца, я поняла: если мир даже самой титулованной и «рекомендованной» книги не сумел тебя удивить и разрушить хотя бы несколько твоих стереотипов и очень (очень!) твердых убеждений – эта книга не стоила потраченного времени. А роман Алексея Войтешика «Свод» – это не просто интересно, это разрушение устоявшихся сравнений, эстетическое освобождение, не только приключенческий, но и психологический квест.
По этой книге можно снять фильм, но никогда – сериал. Ибо здесь нельзя пропустить «серию» и просто угадать, что было в предыдущем эпизоде. Каждая страница – новый выбор. Для героя. Для читателя.

Виктория Конон,
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания БГПУ.
(научные интересы: стилистика, риторика, лингвостилистические особенности художественного дискурса).

Алексей Войтешик   09.10.2017 13:06     Заявить о нарушении