Метафизический мир и Онтологическая реальность

Александр Клейн
Помните историю с Александрийской библиотекой? Когда ее захватил какой-то мусульманский военный предводитель и распорядился: «Если там не то, что в Коране — сжечь, как еретическое. А если то же самое, то сжечь, как ненужное». Его распоряжение всегда воспринималось мною, как распоряжение человека малообразованного — ну, как же так, сжечь такую ценность, все эти собранные в Александрийской библиотеке книги?.. Но это взгляд из сегодняшнего времени, из сегодняшних контекстов, из сегодняшних культурных моделей. А как было тогда? 

Цитата:
Кстати, вплоть до XIX века художники не задумывались о том, чтобы их произведения остались в веках. Микеланджело понимал, что его Давид на площади Синьории встал на место какой-то другой скульптуры, и когда придет время, на месте Давида появится новая статуя. В палаццо Веккьо во Флоренции при реставрации фрески «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари (этот художник и архитектор XVI века был автором первой истории европейского искусства) под ней была обнаружена фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Очевидно, фреска Леонардо начала портиться или потеряла актуальность, Вазари заказали новую, и он без малейшего зазрения совести написал свою фреску поверх творения художника, перед гением которого преклонялся.
Словом, все художники прошлого осознавали бренность своего искусства, и первым, кто задумался о сохранности своего произведения в веках, был автор знаменитой «Свободы, ведущей народ» (или «Свободы на баррикадах») Эжен Делакруа. Почему? Потому что в первой половине XIX века в Лувре была проведена масштабная реставрация шедевров Рубенса. Когда картины расчистили от потемневшего лака, всех потрясла яркость оригинальных красок. Тогда Делакруа задумался о том, что перед ним есть выбор — перестать покрывать свои полотна лаком, чтобы они дошли до потомков в их оригинальном цвете, или оставить лак, смирившись с тем, что через полвека его творения потемнеют, как это случилось с авторами прошлого. Но он так и не рискнул отказаться от лака, так как живопись без лака воспринималась его современниками как неоконченная, несовершенная. Первыми, кто сделал ставку на краски вопреки традиции и моде, тем самым шагнув в вечность, стали импрессионисты.
(с) «Девятый вал» — картина о том, что спасение будет»
интервью с Еленой Легран, историком искусства, 19.02.25 https://moskvichmag.ru/

Что здесь интересно в связи с «онтологическими статусами», «способами существований» и «онтологическими плоскостями»? Здесь интересно то, что «объекты» типа «высказывание» — текстовые высказывания (книги), художественные высказывания (картины), культурные высказывания (памятники истории) — не воспринимались до последнего времени (до времени импрессионизма, это 1870-1880-е годы) как отдельные, самостоятельные, полноценные "объекты".

Именно в 1870-1880-е годы (последняя треть XIX века) сформировалось понимание самоценности «виртуальных объектов» — таких как капитал, стоимость, психология, искусство, техника, нация, прогресс, цивилизация, текст, произведение искусства. Простой мир, онтологически делившийся на 2 платоновские части — «вещи» и «идеи» — рухнул. Ему на смену пришли «новые способы существования», новые формы «существования» — зачатки нового философского понимание самого понятия «существование». Через 100 лет они доразвились до принципа «онтологической относительности» (Уиллард Куайн) и понимания бесконечности количества «форм существования», которые равноценны. Далее они доразвились до «плоских онтологий» (ДеЛанда), населенных «самыми разнообразно существующими сущностями, относящимися к одной Предметной области», а затем и до понимания «онтологических плоскостей» (Клейн), как «миров, вселенных, плоскостей, населенных сущностями одной природы, т.е. обладающих одним (единым, одинаковым) онтологическим статусом» при том, что как число сущностей, как и число плоскостей — бесконечно.

Текст и изображение приобрели ценность, или, другими словами, статус «объекта», или, другими словами, статус «полноценного существования», совсем недавно, примерно 150 лет назад, — крохотный миг по меркам истории. Уничтожить текст сегодня («...рукописи не горят») — это как убить живое существо, уничтожить священное, — точно такое же преступление перед Вечностью, перед Богом. ...Совсем недавно такого не было, совсем недавно по меркам истории Сократ считал тексты (письмо) чем-то вторичным и неполноценным, имеющим ценности не больше чем след, отметка, зарубка. — «Плоскости понимания. Деррида, Сократ, чань» http://proza.ru/2025/01/08/1561

Конечно, мы не видим этого тонкого различия, находясь внутри нашей цивилизации, но именно оно делает «человеческое» в человеке совершенно иным — предельно отстраненным, как и положено существу, находящемуся в метафизическом мире... и все глубже заходящему в него. Понимающего, с одной стороны, что это «мир иллюзий», и понимающего, с другой, что это и есть «самый настоящий мир». Таких людей — массово «живущих в понарошку» (это почти как «просветление», но с другим знаком) — еще не было. Можно сказать и по-другому: «людей, воспринимающих виртуальный мир (мир цивилизационных образов) как реальный». Именно в этом заключается онтологическая суть «информационной эпохи», — эпохи, когда «мифы» приобретают статус «реальности», а реальность становится мифом; когда они перемешиваются в сознании каждого человека до такой степени неотличимости, что становятся... неотличимы, т.е. становятся «единым потоком жизни» (иллюзорной, но жизни).

Если вы думали, что «мир слетел с катушек», то вы недопонимали всей глубины этой онтологической цивилизационной проблемы, меняющей саму суть индивидуального духа, фундаментальную основу «человечности».


Александр Клейн
19 февраля 2025 г.
Иллюстрация: Метафизический мир и Онтологическая реальность. Кл.&AI. 19.02.25


Плоскости понимания. Деррида, Сократ, чань"
http://proza.ru/2025/01/08/1561

Онтологические пространства. Формула существования
http://proza.ru/2024/08/19/1202

Лекция 6 по Гегелю. Тождество бытия и мышления
http://proza.ru/2025/01/26/342

Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614

Уиллард Куайн и его Ontological Relativity
http://proza.ru/2023/04/22/1590

Диалектическая природа плоских онтологий
http://proza.ru/2025/02/05/972

Бесконечность онтологических статусов и мы
http://proza.ru/2023/06/02/1242

Пила
http://proza.ru/2025/01/06/102

Белый квадрат И суть искусства
http://proza.ru/2024/12/25/1669

Беседы об искусстве. Рагнарек
http://proza.ru/2023/04/09/124


«»